Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО

от 26 октября 2001 года N ВТ-6-21/819


[О рекомендациях налоговым органам по проверке правильности
заполнения форм расчета налога на имущество предприятий]

____________________________________________________________________
Утратило силу в связи с утверждением приказом МНС России
от 18 января 2002 года N БГ-3-21/22
новых форм расчетов
по налогу на имущество предприятий - письмо МНС России
от 15 февраля 2002 года N ВБ-6-21/179

____________________________________________________________________

     

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам направляет для руководства и использования в работе приказ МНС России от 20.08.2001 N БГ-3-21/292 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Госналогслужбы России от 8 июня 1995 года N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий", зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации от 17.09.2001 N 2938, рекомендации по проверке правильности заполнения новых форм расчета налога на имущество предприятий и обращает внимание на нижеследующее.

Настоящий приказ вводится в действие с 1 января 2002 года. Расчеты, срок представления которых наступает после 1 января 2002 года (в том числе за 2001 год), представляются в налоговый орган по формам, утвержденным вышеназванным приказом.

Доведите вышеизложенное до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Государственный советник
налоговой службы I ранга
В.В.Тихомиров

     

Приложение
к письму МНС России
от 26.10.2001 N ВТ-6-21/819

     
РЕКОМЕНДАЦИИ
налоговым органам по проверке правильности заполнения
форм расчета налога на имущество предприятий
(приложения N 1 и 2 к Инструкции Госналогслужбы России
от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты
в бюджет налога на имущество предприятий"
)



Основными документами, на основании которых формируется расчет налога на имущество предприятий, являются Закон Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (в ред. от 04.05.99) (далее - Закон РФ от 13.12.91 N 2030-1) и Инструкция Госналогслужбы РФ от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий", зарегистрирована в Минюсте РФ 29.06.95 N 890 (далее - Инструкция N 33) (в ред. от 20.08.2001).

При этом следует иметь в виду, что вновь введенные Формы расчета налога на имущество предприятий не устанавливают каких-либо новых налоговых обязательств для налогоплательщиков, не вводят новых объектов налогообложения или порядка исчисления налога, а предназначены для более полного раскрытия показателей расчета налога и обеспечения на этой основе возможности проведения более глубоких камеральных проверок организации по налогу на имущество предприятий.

В формах расчета налога на имущество предприятий не используются счета бухгалтерского учета (ни в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкцией по его применению, утвержденным приказом Минфина России от 01.11.91 N 56, ни в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и инструкцией по его применению, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). При расчете налога учитываются все основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика.

При расчете налоговой базы по налогу на имущество предприятий организации, не перешедшие в течение 2001 года на План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, используют счета бухгалтерского учета, указанные в Инструкции N 33 в редакции от 15.11.2000. Организации, перешедшие на План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, при расчете налоговой базы по налогу на имущество предприятий используют счета бухгалтерского учета, указанные в Инструкции N 33 в редакции изменений и дополнений N 6 (приказ МНС РФ от 20.08.2001 N БГ-3-21/292).

Раздел 1. Общие положения


При проведении контроля за правильностью и полнотой заполнения форм расчета налога на имущество предприятий необходимо обратить внимание на следующее.

1. Расчет налога на имущество предприятий по форме N НИП-1 представляется в налоговый орган по месту нахождения организации.

В налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организации расчет налога на имущество предприятий представляется по форме N НИП-2.

2. Расчет налога на имущество предприятий по форме N НИП-1 состоит из:

формы расчета налога на имущество предприятий по месту нахождения организации;

приложения "А" "Сведения по обособленным подразделениям";

приложения "Б" "Расчет стоимости имущества организации";

и приложения "В" "Расчет стоимости льготируемого имущества организации".

Расчет налога на имущество предприятий по форме N НИП-2 состоит из:

формы расчета налога на имущество предприятий по месту нахождения обособленного подразделения организации;

приложения "А1" "Расчет стоимости имущества обособленного подразделения";

и приложения "Б1" "Расчет стоимости льготируемого имущества обособленного подразделения".

3. Организации, не имеющие в своем составе обособленных подразделений, заполняют Расчет налога на имущество предприятий по форме N НИП-1 без приложения "А".

Организации, не имеющие льготируемого имущества, заполняют Расчет налога на имущество предприятий по форме N НИП-1 (N НИП-2) без приложения "В" (приложения "Б1").

4. Расчет по налогу на имущество предприятий заполняется шариковой или перьевой ручкой, черным либо синим цветом. Возможно заполнение формы расчета на пишущей машинке или распечатка на принтере. В установленном порядке возможно представление Расчета по налогу на имущество предприятий (далее - Расчет) на магнитном носителе или с использованием соответствующих программных средств.

5. При представлении Расчета в налоговый орган организация вправе потребовать проставление на копии представляемого Расчета отметки о сдаче Расчета с указанием даты его представления.

6. В соответствующих ячейках каждой строки должен вписываться только один показатель. В случае отсутствия каких-либо показателей, предусмотренных Расчетом, в соответствующей ячейке может быть проставлен прочерк или вписан показатель, равный нулю. Все значения должны быть отражены в целых рублях по правилам округления.

Для исправления ошибок рекомендуется перечеркнуть неверную цифру, вписать правильную цифру, заверенную под исправлением подписями ответственных лиц организации (обособленного подразделения организации), подписавших Расчет с указанием даты исправления. Все исправления должны быть заверены печатью (штампом) организации (обособленного подразделения организации). Не допускается исправление ошибок с помощью штриха для корректуры опечаток.

7. Не может быть принят Расчет, представляемый на бланке неустановленной формы, незаполненный (не полностью заполненный) Расчет, а также Расчет, небрежное заполнение которого не позволяет его проверку (нечеткое заполнение отдельных показателей, делающее невозможным однозначное прочтение; заполненный (в том числе частично) карандашом; наличие не подтвержденных подписью налогоплательщика исправлений и т.д.).

8. Нумерация листов форм ведется сплошным способом вне зависимости от количества листов конкретных приложений.

Раздел 2. Форма N НИП-1


При проведении контроля за правильностью и полнотой заполнения Расчета налога на имущество предприятий по форме N НИП-1 необходимо обратить внимание на следующее.

1. В верхнем поле формы указывается наименование налогового органа, в который представляется Расчет по форме N НИП-1, и его код. Расчет по форме N НИП-1 представляется в налоговый орган по месту нахождения организации.

2. В Расчете в обязательном порядке должен быть указан период, за который представляется Расчет, - квартал, полугодие, 9 месяцев или год.

3. Строки с 1 по 8 заполняются налогоплательщиком.

По строке 1 указывается полное название организации в соответствии с учредительными документами.

По строке 2 указывается ИНН организации.

По строке 3 указывается код причины постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения организации (в налоговом органе, в который представляется Расчет по форме N НИП-1).

По строке 4 указывается субъект Российской Федерации, в котором организация имеет место нахождения - место государственной регистрации. Коды субъектов Российской Федерации приведены в разделе 9 настоящих рекомендаций.

По строкам 5 - 8 указывается юридический адрес налогоплательщика в соответствии с учредительными документами.

4. В Разделе формы "Расчет налога" по строкам с 9 по 24 приводятся общие данные о среднегодовой стоимости имущества организации, налоговой базе и сумме налога на имущество предприятий.

Ячейки "по данным налогоплательщика" должны быть заполнены налогоплательщиком. Ячейки "по данным налогового органа" предназначены для отметок и расчета работника налогового органа.

5. Строка 10 (ячейка 101) "Среднегодовая стоимость имущества в целом по организации" заполняется по данным строки 32 (ячейка 170) приложения "Б" к форме N НИП-1.

Строки 11 (ячейка 103), 12 (ячейка 104), 13 (ячейка 105), 14 (ячейка 106) заполняются по данным строки 18 (ячейка 190) приложения "В" к форме N НИП-1 и показывают среднегодовую стоимость льготируемого имущества в целом по организации.

Значение по строке 11 (ячейка 103) "Среднегодовая стоимость имущества, льготируемого в соответствии со статьей 4 Закона РФ от 13.12.91 N 2030-1" представляет собой сумму, полученную в результате сложения данных по строке 18 (ячейка 190) всех приложений "В" к форме N НИП-1, в которых по строке 2 указана статья 4 Закона РФ от 13.12.91 N 2030-1.

Значение по строке 12 (ячейка 104) "Среднегодовая стоимость имущества, льготируемого в соответствии с частью первой статьи 5 Закона РФ от 13.12.91 N 2030-1" представляет собой сумму, полученную в результате сложения данных по строке 18 (ячейка 190) всех приложений "В" к форме N НИП-1, в которых по строке 2 указана часть первая статьи 5 Закона РФ от 13.12.91 N 2030-1.

Значение по строке 13 (ячейка 105) "Среднегодовая стоимость имущества, льготируемого в соответствии с частью второй статьи 5 Закона РФ от 13.12.91 N 2030-1" представляет собой сумму, полученную в результате сложения данных по строке 18 (ячейка 190) всех приложений "В" к форме N НИП-1, в которых по строке 2 указана часть вторая статьи 5 Закона РФ от 13.12.91 N 2030-1. В соответствии с частью второй статьи 5 Закона РФ от 13.12.91 N 2030-1 "законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации". Таким образом, по строке 13 указывается среднегодовая стоимость имущества, льготируемого в соответствии со всеми решениями законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Строка 14 предназначена для отражения стоимости имущества, льготируемого в соответствии с иным нормативным правовым актом. Это может быть федеральный закон о бюджете, иной федеральный закон или международный договор, ратифицированный в установленном порядке. Значение по строке 14 (ячейка 106) "Среднегодовая стоимость имущества, льготируемого в соответствии с соответствующим нормативным правовым актом" представляет собой сумму, полученную в результате сложения данных по строке 18 (ячейка 190) всех приложений "В" к форме N НИП-1, в которых при незаполненной строке 2 по строке 3 или 4 указан нормативный правовой акт.

6. Строки 15, 16 и 17 предназначены для отражения данных о налоговой базе.

Значение по строке 15 (ячейка 110) "Налоговая база в целом по организации" определяется как разница между значением строки 10 (ячейка 101) и суммой значений строк 11 - 14 (ячейки 103 - 106). При этом значение по строке 15 (ячейка 110) должно соответствовать сумме значений по строкам 16 и 17 формы N НИП-1.

Значение по строке 16 "Налоговая база по территориально обособленным подразделениям организации", представляющее собой среднегодовую стоимость основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров этих подразделений (с учетом льгот), определяется в соответствии с Расчетом по форме N НИП-2 и должно соответствовать значению по строке 17 (ячейка 133) приложения "А" к форме N НИП-1.

Значение по строке 17 (ячейка 112) "Налоговая база по месту нахождения организации" определяется как разница значений по строкам 15 и 16 формы N НИП-1.

7. По строке 18 "Налоговая ставка по месту нахождения организации" формы N НИП-1 указывается налоговая ставка, установленная органом законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий", а при отсутствии законодательного акта субъекта Российской Федерации об установлении налоговой ставки по налогу на имущество предприятий указывается максимальная ставка налога, предусмотренная Законом РФ от 13.12.91 N 2030-1.

8. В разделе формы N НИП-1 "Сумма налога" по строкам с 19 по 24 указывается сумма налога на имущество предприятий за отчетный период в целом по организации, а также сумма налога, подлежащая доплате (возврату) в бюджет в установленный срок по месту нахождения организации (месту государственной регистрации).

9. Значение по строке 19 (ячейка 115) "Общая сумма налога" определяется как сумма показателей строк 20 и 21 формы N НИП-1.

10. Значение по строке 20 "Общая сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения обособленных подразделений" заполняется по данным строки 17 (ячейка 134) приложения "А" формы N НИП-1 и должно соответствовать сумме значений по строке 18 (ячейка 212) формы N НИП-2 по всем обособленным подразделениям организации.

11. Значение по строке 21 (ячейка 117) "Общая сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации" формы N НИП-1 определяется как произведение значений налоговой базы по строке 17 (ячейка 112) и налоговой ставки по строке 18 по месту нахождения организации.

12. По строке 22 (ячейка 120) должна быть проставлена сумма налога, начисленная по квартальным расчетам по месту нахождения организации за предыдущий отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев), которая соответствует значению строки 21 (ячейка 117) формы N НИП-1 за соответствующий отчетный период.

13. Значение по строке 23 (ячейка 122) "Сумма налога, подлежащая доплате в бюджет по месту нахождения организации" определяется как разница показателей строки 21 (ячейка 117) и строки 22 (ячейка 120) формы N НИП-1. В случае если эта разница меньше нуля, то значение по строке 23 (ячейка 122) принимается равным нулю.

14. Значение по строке 24 (ячейка 124) "Сумма налога, подлежащая зачету (возврату) налогоплательщику" определяется как разница показателей по строке 22 (ячейка 120) и строке 21 (ячейка 117) формы N НИП-1. В случае если эта разница меньше нуля, то значение по строке 24 (ячейка 124) принимается равным нулю.

15. Строки с 25 по 28 формы N НИП-1 заполняются налогоплательщиком и предназначены для заполнения общих сведений о налогоплательщике: руководителе организации, лице, ответственном за составление расчета, дате составления расчета, номеров контактных телефонов.

16. По строкам 25 и 26 формы N НИП-1 для подтверждения достоверности и полноты сведений, отраженных в форме N НИП-1 и приложениях "А", "Б" и "В", Расчет налога на имущество предприятий должен быть подписан руководителем организации и лицом, ответственным за составление Расчета, в соответствующих ячейках данного раздела.

17. По строке 29 налогоплательщиком должны быть проставлены сведения о количестве листов, на которых представляется Расчет налога на имущество предприятий с учетом всех приложений (листов) к форме N НИП-1. Кроме того, должна быть сделана отметка "X" в соответствующей ячейке о представлении Расчета в налоговый орган лично или по почте. Необходимо проверить наличие печати организации в правом нижнем углу данного раздела формы N НИП-1.

18. Строки 30 - 35 заполняются работником налогового органа по результатам проверки правильности исчисления налога на имущество предприятий и заполнения налогоплательщиком Формы N НИП-1.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»