Недействующий

Об утверждении Инструкции о порядке производства по делам о нарушении правил пользования и охраны животного мира (утратил силу на основании приказа Минприроды России (Министерства природных ресурсов и экологии РФ) от 13.04.2015 N 182)

5. Порядок рассмотрения дел о нарушении правил пользования животным миром

1. Дела о нарушениях правил пользования животным миром, а также заповедного режима в государственных природных заповедниках рассматривается в 15-дневный срок с момента поступления протоколов и иной документации следующими должностными лицами:

Министром охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его заместителями;

руководителями структурных подразделений Минприроды России и их заместителями, осуществляющими организацию контрольно-инспекционной деятельности;

министрами (председателями) органов по охране природы республик, входящих в состав Российской Федерации, и их первыми заместителями;

представителями краевых, областных, окружных, городских, районных и межрайонных территориальных органов по охране природы, их заместителями, начальниками отделов (служб), осуществляющих контрольно-инспекционные функции;

руководителями республиканских, краевых, областных, окружных, городских, районных, межрайонных, региональных и специализированных инспекций по охране природы и их заместителями;

главными государственными инспекторами по охране природных заповедников.

2. Дела рассматриваются по месту совершения нарушения.

3. Рассмотрение дел о нарушениях правил пользования животным миром производится открыто в присутствии нарушителя в день и час, указанные в протоколе. В отсутствие нарушителя дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда в протоколе имеется запись, подтверждающая, что нарушитель извещен о месте и времени рассмотрения дела, и если от него не поступило ходатайства об отложении рассмотрения дела.

4. Должностное лицо, рассматривающее дело, обязано выяснить: было ли совершено нарушение, виновен ли гражданин в совершении нарушения, подлежит ли он административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли ущерб, имеются ли основания для передачи материала о нарушении на рассмотрение общественной организации, трудового коллектива, а также определить, не содержит ли данное нарушение признаков преступления. Одновременно проверяется правильность оформления и оценки изъятых орудий добывания животных, транспортных средств, своевременность сдачи их на хранение, а незаконно добытой продукции - государственным или коммерческим организациям.

5. Если в действиях лица, на которое составлен протокол, нет признаков нарушения дело прекращается и выносится соответствующее постановление.

6. Должностные лица территориальных органов по охране природы и государственных природных заповедников при разрешении дел о нарушении должны учитывать следующие положения законодательства об административных правонарушениях:

административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста. Материалы на лиц в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершивших административное правонарушение, передаются в комиссии по делам несовершеннолетних;

должностные лица подлежат административной ответственности за административное правонарушение, связанное с несоблюдением установленных правил в области охраны природы, обеспечение выполнения которых входят в их служебные обязанности;

военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, несут ответственность за нарушение правил пользования животным миром на общих основаниях, однако на указанных лиц не может быть наложен штраф. Должностное лицо территориальных органов по охране природы или государственного природного заповедника, которому предоставлено право налагать административные взыскания, вправе вместо наложения взыскания передать материалы командиру воинской части или начальнику органа внутренних дел для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности;

административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения, административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении;

если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию;

если при рассмотрении дела обнаружено, что в нарушении содержатся признаки преступления, материалы передаются в соответствующий орган внутренних дел для решения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности. При необходимости об этом уведомляются органы прокуратуры.

7. Если при рассмотрении дела будет установлена виновность лица в совершении нарушения, нарушитель может подвергаться административному взысканию в соответствии с действующим законодательством.

8. С учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему могут быть применены меры общественного воздействия путем передачи материалов об административном правонарушении на рассмотрение общественной организации, трудового коллектива. В данном случае лицо, совершившее нарушение, освобождается от административной ответственности.

9. Должностные лица территориальных органов по охране природы или государственных природных заповедников при наложении административного взыскания обязаны учитывать характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства.

10. Рассмотрев дело о нарушении, должностное лицо территориальных органов по охране природы или государственных природных заповедников выносит по делу постановление установленной формы (Форма 5).

11. При вынесении постановления по делу в п.3 постановляющей части формы 5 указывается раздельно сумма иска о взыскании ущерба по таксам (шкалам) и стоимость незаконно добытой продукции, оставленной нарушителю, а также общая сумма иска, предъявленного нарушителю к взысканию.

Постановление по делу о наложении административного взыскания оформляется в трех экземплярах, а при нанесении ущерба животному миру - в четырех экземплярах.

Первый экземпляр приобщается к делу, второй - вручается нарушителю под расписку или направляется ему по почте в 3-дневный срок со дня вынесения постановления с предложением добровольно в 15-дневный срок уплатить штраф и возместить сумму ущерба. При отказе нарушителя добровольно уплатить штраф и возместить ущерб постановление по делу направляется по месту работы нарушителя для взыскания штрафа в бесспорном порядке.

При отказе от возмещения ущерба постановление с исковым заявлением направляется в народный суд для взыскания суммы ущерба в порядке гражданского судопроизводства.

Если материалы по нарушению, сопряженному с причинением ущерба животному миру, подлежат направлению в следственные органы для привлечения нарушителя к уголовной ответственности, то третий экземпляр вместе с исковым заявлением и протоколом о нарушении передается в следственные органы. В этих случаях территориальный орган по охране природы или государственный природный заповедник заявляет ходатайство о признании его гражданским истцом по уголовному делу.