МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по разработке нормативов предельно допустимых сбросов
вредных веществ в поверхностные водные объекты
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа МПР России от 13 марта 2000 года N 71
____________________________________________________________________
1. Разработаны Государственным предприятием "Комплексный научно-исследовательский и конструкторско - технологический институт водоснабжения, канализации, гидротехнических сооружений и инженерной геологии (ГНЦ РФ НИИ ВОДГЕО), Институтом водных проблем Российской академии наук (ИВП РАН).
2. Внесены Управлением водообеспечения и лицензирования водопользования Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР России).
3. Согласованы Госкомэкологией России, Минздравом России, Росгидрометом, Минсельхозпродом России, Миннауки России, Российской академией наук.
4. Утверждены и введены в действие МПР России.
5. Введены взамен раздела по нормированию сбросов загрязняющих веществ в водные объекты "Инструкции по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты", утвержденной заместителем Председателя Госкомприроды СССР 11 сентября 1989 года.
Методические указания по разработке нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в поверхностные водные объекты (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды", Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1996 года N 1504 "О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты", Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1992 года N 545 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов".
Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды", 1991 год.
Водный кодекс Российской Федерации, 1995 год.
Закон Российской Федерации "Об экологической экспертизе", 1995 год.
Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами", 1998 год.
Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения. (СанПин N 4630-88). Утверждены Заместителем Министра здравоохранения СССР, Главным санитарным врачом СССР.
Перечень предельно допустимых концентраций и ориентировочно безопасных уровней воздействия вредных веществ для воды рыбохозяйственных водоемов. Москва, Роскомрыболовство. 1995 год.
Г.Н.2.1.5.558-96. "ПДК и ОДУ вредных веществ в воде водных объектов хозяйственно - питьевого и культурно - бытового водопользования".
2.1. Методические указания предназначены для использования специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды, государственным органом санитарно - эпидемиологического надзора, федеральным органом управления использованием и охраной рыбных ресурсов и их территориальными органами, федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее территориальными органами, водопользователями, а также научно - исследовательскими и проектными организациями, имеющими установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации права на проведение работ, связанных с разработкой нормативов.
2.2. Область действия Методических указаний распространяется на водопользователей, имеющих организованные выпуски сточных вод в поверхностные водные объекты (далее - водных объектов), расположенных на территории Российской Федерации, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.
2.3. Методические указания устанавливают общие принципы определения нормативов предельно допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты (далее - ПДС) в составе сточных вод и применения указанных нормативов в системе управления качеством сточных вод.
2.4. Нормативы ПДС используются при выдаче лицензий на водопользование, осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, установлении размеров платежей, связанных с пользованием водными объектами, наложении штрафов и предъявлении исков о возмещении ущерба при нарушении водного законодательства, оценке эффективности водоохранных мероприятий.
3.1. Нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты, образующихся либо используемых в процессе производства и хозяйственной деятельности водопользователя, устанавливаются для каждого выпуска сточных вод, исходя из условий недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в установленном контрольном створе или на участке водного объекта с учетом его целевого использования, а при превышении ПДК в контрольном створе - исходя из условия сохранения (не ухудшения) состава и свойств воды в водных объектах, сформировавшихся под влиянием природных факторов. При этом учитываются ассимилирующая способность водного объекта и оптимальное распределение массы сбрасываемых веществ между водопользователями, сбрасывающими сточные воды.
В случае одновременного использования водного объекта для различных целей к составу и свойствам воды принимаются наиболее жесткие нормы из числа установленных.
3.2. Для вредных веществ используются нормы качества воды - ПДК, ориентировочные допустимые уровни (ОДУ), ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ), установленные нормативными документами федерального уровня, определяющими требования к качеству воды в водных объектах, используемых для хозяйственно - питьевых, коммунально - бытовых и рыбохозяйственных целей.
3.3. Если в водном объекте под воздействием природных факторов по отдельным веществам превышается ПДК, то для этих водных объектов могут разрабатываться в установленном порядке региональные нормы качества воды.
Обоснованием для установления региональных норм служат данные специальных гидрологических, гидрохимических, геохимических, гидробиологических и других наблюдений, проводимых организациями, имеющими лицензию на право проведения таких работ. В качестве исходных данных о качестве воды могут быть использованы природные фоновые значения незагрязненных участков водных объектов, особо охраняемых водных объектов, водных объектов в пределах заповедников со сходными геолого - географическими условиями и фондовые материалы исследований прошлых лет.
3.4. При сбросе сточных вод в водные объекты, используемые для хозяйственно - питьевых и коммунально - бытовых целей, нормы качества воды водных объектов или ее природный состав и свойства в случае превышения этих норм должны выдерживаться в водотоках на участке в один километр выше ближайшего по течению пункта водопользования, а в водоемах - на акватории в радиусе одного километра от пункта водопользования.
При сбросе сточных вод в водные объекты, используемые для рыбохозяйственных целей, нормы качества воды в них или ее природный состав и свойства в случае превышения этих норм должны соблюдаться в пределах всего рыбохозяйственного участка, начиная с контрольного створа, определяемого в каждом конкретном случае территориальным (бассейновым) органом федерального органа управления использованием и охраной рыбных ресурсов, но не далее 500 метров от места сброса сточных вод.
При сбросе сточных вод в водный объект через выпуски с рассеивающими оголовками нормативные требования к составу и свойствам воды водного объекта должны обеспечиваться в створе начального разбавления выпуска сточных вод.
В водохранилищах или в нижнем бьефе плотины гидроэлектростанции, работающей в резко переменном режиме, необходимо учитывать возможность воздействия на пункты водопользования обратного течения.
3.5. Величины нормативов ПДС определяются в соответствии с водным законодательством Российской Федерации и действующими нормативно - методическими документами.
3.6. При отведении в водные объекты сточных вод после охлаждения агрегатов концентрация загрязняющих веществ в сточных водах устанавливается на уровне концентрации веществ в воде водного объекта в месте забора воды для охлаждения агрегатов при условии пользования одним и тем же водным объектом. При отведении сточных вод в другой водный объект должно соблюдаться правило, изложенное в п.3.1.
3.7. При определении кратности разбавления сбрасываемых сточных вод водой водного объекта в контрольном створе (на участке водопользования) принимаются следующие расчетные условия:
для незарегулированных водных объектов - расчетный минимальный среднемесячный расход воды года 95% обеспеченности;
для зарегулированных водных объектов - установленный гарантированный расход воды ниже плотины (санитарный попуск) с учетом исключения возможных обратных течений в нижнем бьефе.
Кроме того учитывается:
кратчайшее расстояние и минимальная скорость течения на участке от места выпуска сточных вод до контрольного створа (границы участка водопользования);
наименее благоприятный режим, определяемый путем сопоставления расчетов для волнового воздействия, условий сработки и наполнения водохранилищ при открытом и подледном режиме;
степень смешения сточных вод с водой водного объекта на расстоянии от места выпуска сточных вод;
фоновая концентрация загрязняющих веществ в водных объектах в местах выпуска сточных вод.
3.8. Данные о гидрологическом режиме и природных фоновых концентрациях нормируемых показателей вод водного объекта могут быть получены в Росгидромете и его территориальных органах при наличии наблюдений на водных объектах. При отсутствии наблюдений водопользователь с целью получения указанных данных должен организовать проведение специальных наблюдений с привлечением научных и проектных организаций, имеющих лицензию на проведение этих работ.
3.9. Нормативы ПДС разрабатываются и утверждаются для проектируемых (реконструируемых) и действующих предприятий - водопользователей.
Если сброс сточных вод действующими предприятиями - водопользователями осуществляется с превышением нормативов ПДС, то для этих предприятий территориальными (бассейновыми) органами МПР России по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами Госкомэкологии России, Росгидромета, санитарно - эпидемиологического надзора Минздрава России и территориальными (бассейновыми) органами федерального органа управления использованием и охраной рыбных ресурсов устанавливаются лимиты сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, исходя из необходимости поэтапного достижения нормативов ПДС загрязняющих веществ в водные объекты, и сроки достижения нормативов ПДС.
В целях достижения нормативов ПДС водопользователями разрабатываются планы водоохранных мероприятий, включающие в себя работы по восстановлению, рациональному использованию и охране водных объектов, которые должны быть обеспечены финансовыми и материальными ресурсами и получить положительное заключение государственной экологической экспертизы.
По мере осуществления отдельных этапов планов водоохранных мероприятий по достижению нормативов ПДС лимиты пересматриваются в сторону их уменьшения с учетом внедрения наилучших имеющихся технологий по очистке сточных вод, а также с учетом возможности внедрения малоотходных и иных экологически чистых технологий основного производства, включая ограничение применения опасных веществ и материалов.
Продолжительность осуществления плана водоохранных мероприятий по достижению нормативов ПДС и его этапов устанавливается в каждом конкретном случае в зависимости от степени риска для здоровья населения, экологического состояния водного объекта и его биоресурсов, социально - экономических факторов, наилучших имеющихся отечественных и зарубежных технологий.
При невыполнении плана водоохранных мероприятий в нормативные сроки или превышении лимитов сброса загрязняющих веществ к водопользователю применяются санкции в соответствии с действующим водным и природоохранительным законодательством.
4.1. Нормативы ПДС разрабатываются водопользователем или по его заказу научной, проектной или иной организацией, имеющей лицензию на проведение данных работ, на основании расчетных материалов по нормативам предельно допустимых воздействий на водные объекты, а при отсутствии таковых, исходя из недопустимости превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах (ПДК), определенных с учетом целевого использования этих объектов.
4.2. Разработанные нормативы ПДС согласовываются водопользователями с территориальными органами Госкомэкологии России, санитарно - эпидемиологического надзора Минздрава России, Росгидромета, территориальными (бассейновыми) органами федерального органа управления использованием и охраной рыбных ресурсов.
При необходимости (по решению территориального органа Госкомэкологии России) нормативы ПДС проходят государственную экологическую экспертизу.
Согласованные в установленном порядке нормативы ПДС с положительным заключением государственной экологической экспертизы (в случае если ее проведение необходимо) представляются водопользователем в территориальный (бассейновый) орган МПР России.
Решение об утверждении или отказе в утверждении нормативов ПДС принимается территориальным (бассейновым) органом МПР России в течение 15 дней, а по особым крупным и сложным объектам - в течение 30 дней со дня получения от водопользователя нормативов ПДС со всеми необходимыми документами.
4.3. В случае отказа в утверждении нормативов ПДС водопользователь организует их доработку и представление в территориальный (бассейновый) орган МПР России на повторное рассмотрение в соответствии с процедурой, изложенной в п.4.2 настоящих Методических указаний.
4.4. Утвержденные нормативы ПДС действительны на период, установленный территориальным (бассейновым) органом МПР России по согласованию с территориальными органами Госкомэкологии России, санитарно - эпидемиологического надзора Минздрава России, Росгидромета, территориальными (бассейновыми) органами федерального органа управления использованием и охраной рыбных ресурсов, после чего подлежат пересмотру.
В случае изменения экологической обстановки в бассейне водного объекта или его части, появления новых или уточнения параметров существующих источников загрязнения водных объектов установленные нормативы ПДС могут быть пересмотрены до истечения срока их действия. Пересмотр нормативов ПДС обеспечивается водопользователем.
5.1. С целью соблюдения нормативов ПДС осуществляется производственный и государственный контроль за сбросом сточных вод.
При производственном контроле ведутся наблюдения за:
расходом, составом и свойством сточных вод на отдельных звеньях технологической схемы очистки и их соответствием установленным регламентам;
расходом, составом и свойством сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, и их соответствием установленным нормативам ПДС;
расходом, составом и свойством вод в местах собственных водозаборов, фоновых и контрольных створах водных объектов, принимающих сточные воды, и соблюдением норм качества воды в контрольных створах.
Водопользователь согласовывает с территориальными (бассейновыми) органами МПР России, территориальными органами Госкомэкологии России, санитарно - эпидемиологического надзора Минздрава России, Росгидромета, территориальными (бассейновыми) органами федерального органа управления использованием и охраной рыбных ресурсов места и периодичность отбора проб, перечень контролируемых показателей, применяемые методики отбора проб воды и анализов проб, объем и порядок представления информации о сбросах загрязняющих веществ в водные объекты.
5.2. Государственный контроль за соблюдением нормативов ПДС осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы государственного контроля за использованием и охраной водных объектов МПР России, органы государственного экологического контроля Госкомэкологии России, другие специально уполномоченные органы в области охраны окружающей природной среды в пределах их компетенции.