Недействующий

О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы (с изменениями на 15 декабря 2010 года) (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)

Развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья

Среди программных мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы наиболее важными являются разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе в части регулирования рынка ипотечных ценных бумаг, привлечения средств пенсионных фондов и страховых компаний на рынок ипотечных ценных бумаг, страхования ипотечных жилищных кредитов, деятельности бюро кредитных историй и жилищных накопительных кооперативов, совершенствования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, защиты прав добросовестного приобретателя жилого помещения. *1)

В рамках проведения организационных мероприятий предусматриваются организация на базе Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним информационной системы статистических данных о ситуации на жилищном рынке, доступной для всех заинтересованных сторон, организация сбора статистических данных о невозвратах ипотечных жилищных кредитов, досрочных погашениях кредитов с целью информационного обеспечения кредитных организаций и страховых компаний, а также обеспечение государственного контроля за деятельностью бюро кредитных историй и жилищных накопительных кооперативов.*2)

Будет совершенствоваться система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечивающая доверие к сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и конфиденциальность сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, в том числе будет создана система регистрации договоров долевого участия в строительстве жилья. *3)

Организационные мероприятия не потребуют выделения дополнительных бюджетных средств.

Программные мероприятия, связанные с финансированием за счет бюджетных средств, в частности за счет средств федерального бюджета, будут реализовываться в форме предоставления молодым семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и являющимся участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (далее - социальные выплаты на приобретение жилья) (абзац в редакции, введенной в действие с 24 августа 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2007 года N 510; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2008 года N 257, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года, - см. предыдущую редакцию).

Социальные выплаты на приобретение жилья из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации будут предоставляться в размере не менее (абзац в редакции, введенной в действие с 24 августа 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2007 года N 510; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2008 года N 257, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года, - см. предыдущую редакцию):

35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", - для молодых семей, не имеющих детей (абзац в редакции, введенной в действие с 24 августа 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2007 года N 510, - см. предыдущую редакцию);

40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями указанной подпрограммы, - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более (далее - неполные молодые семьи) (абзац в редакции, введенной в действие с 24 августа 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2007 года N 510, - см. предыдущую редакцию).

До 2008 года доля средств федерального бюджета, направляемых на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", составит 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определенной в соответствии с требованиями указанной подпрограммы, при этом доля средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, направляемых на софинансирование, должна составлять не менее 25 процентов для молодых семей, не имеющих детей, и не менее 30 процентов для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей (абзац дополнительно включен с 24 августа 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2007 года N 510; дополнен с 24 января 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 979 - см. предыдущую редакцию).

С 2008 года доля средств федерального бюджета, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", будет рассчитываться по формуле (абзац дополнительно включен с 24 августа 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2007 года N 510; в редакции, введенной в действие с 24 января 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 979, - см. предыдущую редакцию):

ДСФ = (40 - 15 х КБО) (абзац дополнительно включен с 24 января 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 979),

где (абзац дополнительно включен с 24 января 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 979):

ДСФ - доля средств федерального бюджета, направляемых в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации на софинансирование мероприятий указанной подпрограммы (абзац дополнительно включен с 24 августа 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2007 года N 510; в редакции, введенной в действие с 24 января 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 979, - см. предыдущую редакцию);

КБО - показатель уровня расчетной бюджетной обеспеченности соответствующего субъекта Российской Федерации после распределения средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (абзац дополнительно включен с 24 августа 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2007 года N 510; в редакции, введенной в действие с 24 января 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 979, - см. предыдущую редакцию).

В случае если показатель уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации больше 2, для такого субъекта Российской Федерации доля средств федерального бюджета, направляемых на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", принимается в размере 10 процентов (абзац дополнительно включен с 24 августа 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2007 года N 510; в редакции, введенной в действие с 24 января 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 979, - см. предыдущую редакцию).

При этом с 2008 года доля средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, направляемых на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", с учетом указанных уровней бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации должна составлять соответственно (абзац дополнительно включен с 24 августа 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2007 года N 510; в редакции, введенной в действие с 24 января 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 979, - см. предыдущую редакцию):

не менее (15 х КБО - 5), а в случае, если КБО больше 2, то не менее 25 процентов - для молодых семей, не имеющих детей (абзац дополнительно включен с 24 августа 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2007 года N 510; в редакции, введенной в действие с 24 января 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 979, - см. предыдущую редакцию);

не менее (15 х КБО), а в случае, если КБО больше 2, то не менее 30 процентов - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей (абзац дополнительно включен с 24 августа 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2007 года N 510; в редакции, введенной в действие с 24 января 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 979, - см. предыдущую редакцию).

Возможными формами участия организаций в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", за исключением организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, могут являться такие, как участие в софинансировании предоставления социальных выплат на приобретение жилья, предоставление материально-технических ресурсов на строительство жилья для молодых семей - участников подпрограммы, а также иные формы поддержки. Конкретные формы участия этих организаций в реализации подпрограммы определяются в соглашении, заключаемом между организациями и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (абзац дополнительно включен с 24 августа 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2007 года N 510; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2008 года N 257, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года, - см. предыдущую редакцию).

Кроме того, субъекты Российской Федерации, участвующие в реализации подпрограммы, дополнительно предоставляют молодой семье - участнику подпрограммы социальную выплату в размере не менее 5 процентов средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) одного ребенка на цели погашения части ипотечного жилищного кредита или займа либо компенсации затраченных молодой семьей собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья (условие участия субъекта Российской Федерации в подпрограмме) (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2008 года N 257, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года, - см. предыдущую редакцию).

При этом предполагается, что недостающие средства для приобретения жилья будут привлечены за счет ипотечных жилищных кредитов или займов, собственных средств получателей социальных выплат и других источников (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2008 года N 257, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года, - см. предыдущую редакцию).

В течение 2006 года в пределах средств, предусмотренных Программой, будут также осуществляться мероприятия, связанные с выполнением обязательств перед молодыми семьями - участниками подпрограммы, которые были приняты на первом этапе реализации подпрограммы. Эти мероприятия осуществляются государственным заказчиком по согласованию с Федеральным агентством по образованию.

Всего за 2006-2010 годы в рамках подпрограммы, а также региональных и муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей смогут улучшить жилищные условия 175,9 тыс. молодых семей, в том числе в 2006-2007 годах - 63,7 тыс. молодых семей (абзац дополнен с 24 января 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 979; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2008 года N 257, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года, - см. предыдущую редакцию).

По мере развития системы страхования ипотечных жилищных кредитов дополнительно будет рассмотрена возможность оказания поддержки молодым семьям за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в уплате страховых взносов по этому виду добровольного страхования, что позволит снизить размер первоначального взноса при получении молодыми семьями ипотечных кредитов до 5-10 процентов стоимости жилья.

Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья устанавливается Правительством Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 24 августа 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2007 года N 510; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2008 года N 257, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года, - см. предыдущую редакцию). *12)

Право на получение социальной выплаты на приобретение жилья удостоверяется свидетельством. Формирование сводных списков получателей свидетельств осуществляется на уровне субъекта Российской Федерации на основе данных, представляемых муниципальными образованиями, осуществляющими постановку на учет молодых семей - участников подпрограммы. Органы местного самоуправления, отобранные субъектом Российской Федерации по результатам конкурса при наличии муниципальной программы, осуществляют выдачу свидетельств участникам подпрограммы исходя из объемов финансирования, предусмотренных в местном бюджете, и объемов софинансирования из бюджета субъекта Российской Федерации и федерального бюджета. При этом форма свидетельства устанавливается Правительством Российской Федерации и должна быть единой на всей территории Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 24 августа 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2007 года N 510; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2008 года N 257, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года, - см. предыдущую редакцию).

Средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию подпрограммы, в установленном порядке перечисляются в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, отобранным для участия в подпрограмме, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета на основании соглашений между государственным заказчиком и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В рамках Программы предусмотрено также проведение мероприятий по оказанию государственной поддержки развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и займов через содействие Агентству. Предусмотренные мероприятия позволят обеспечить условия для привлечения долгосрочных ресурсов и увеличения объемов предоставления долгосрочных ипотечных жилищных кредитов и займов населению. Такая поддержка будет оказана в соответствии с Концепцией развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов в России, одобренной на заседании Правительства Российской Федерации 30 июня 2005 г.

В целом за период 2006-2010 годов в рамках программы государственных внутренних заимствований Российской Федерации на соответствующий год будут предоставлены государственные гарантии Российской Федерации по заимствованиям Агентства в размере 138 млрд. рублей.