МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 июля 1999 года N 24-2/165

О Макетах программ по ведению
мониторинга водных объектов

МПР России направляет утвержденные "Макеты программ по ведению государственного мониторинга водных объектов на территориальном и бассейновом уровнях".

Разработанные территориальные и бассейновые программы по ведению мониторинга на 2000 год прошу представить в МПР России до 1 октября 1999 года.



 Руководитель Департамента
 водного хозяйства
О.Н.Казанцев



МАКЕТЫ ПРОГРАММ
 по ведению государственного мониторинга
водных объектов на территориальном и бассейновом уровнях

УТВЕРЖДЕНЫ
 МПР РФ
 5 июля 1999 года

Макеты по разработке территориальной и бассейновой программ по ведению государственного мониторинга водных объектов разработаны рабочей группой в составе:

Абросимова В.С., Антонов В.Н., Кочетков М.В., Лебедева Е.С., Набродов Б.С. - МПР России; Гомберг И.Г., Лазаренко В.Н. - ЦРГЦ; Мелихов В.А. - ЦРР ГВК; Науменко Ю.А. - ГЦВМ; Язвин Л.С. - ГИДЭК.

     

     

I. Общие положения

1.1. Макеты подготовлены в качестве методического пособия для территориальных органов МПР России при разработке ими программ по ведению государственного мониторинга водных объектов на территориальном и бассейновом уровнях.

1.2. Государственный мониторинг водных объектов (ГМВО) осуществляется на основе "Положения о ведении государственного мониторинга водных объектов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 года N 307.

В соответствии с указанным Положением

1.2.1. Государственный мониторинг водных объектов включает:

- регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями поверхностных и подземных вод;

- сбор, хранение, пополнение и обработку данных наблюдений;

- создание и ведение банков данных;

- оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей поверхностных и подземных вод.

1.2.2. Государственный мониторинг водных объектов состоит из:

- мониторинга поверхностных водных объектов суши и морей (ГМПВО);

- мониторинга подземных водных объектов (ГМПВ);

- мониторинга водохозяйственных систем и сооружений (ГМВХС).

1.2.3. Государственный мониторинг подземных водных объектов осуществляется в составе государственного мониторинга геологической среды (ГМГС).

1.2.4. ГМВО ведется Министерством природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) совместно со специально уполномоченным федеральным органом в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (Росгидрометом, который осуществляет мониторинг поверхностных вод, в том числе наблюдение за качеством поверхностных вод по физическим, химическим и гидробиологическим показателям) и другими специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды.

1.2.5. Ведение государственного мониторинга водных объектов осуществляется на локальном, территориальном, региональном (бассейновом) и федеральном уровнях.

На локальном уровне мониторинг водных объектов осуществляют водопользователи, которые ведут систематические наблюдения за водными объектами в порядке, определяемом территориальными органами МПР России, и представляют данные наблюдений в указанные органы в соответствии с водным законодательством Российской Федерации.

На территориальном уровне мониторинг водных объектов осуществляют территориальные органы МПР России и Росгидромета во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые обеспечивают наблюдение, сбор, контроль, обработку, обобщение, накопление, хранение, распространение информации, ведение территориальных банков данных и передачу данных мониторинга на региональный (бассейновый) уровень.

На региональном (бассейновом) уровне мониторинг водных объектов осуществляют бассейновые водохозяйственные управления, региональные геологические центры и другие уполномоченные на то территориальные органы МПР России и территориальные управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета. На региональном (бассейновом) уровне проводится обобщение, накопление, хранение, распространение информации, ведение региональных (бассейновых) банков данных по соответствующему региону (бассейну) и передача данных на федеральный уровень.

На федеральном уровне ведение мониторинга водных объектов обеспечивается МПР России и Росгидрометом.

На федеральном уровне осуществляется обобщение данных мониторинга регионального (бассейнового) уровня, ведение банков данных, подготовка данных мониторинга водных объектов для государственных докладов и официальных публикаций, информационный обмен на межведомственном и международном уровнях в установленном порядке.

1.3. Ведение мониторинга различных уровней проводится в соответствии с программами мониторинга.

Программа является основным документом для финансирования работ по ГМВО.

С целью унификации проектирования и проведения работ по ГМВО, конкретизации решаемых задач и методов их решения разработаны макеты программ территориального и бассейнового уровня (далее в целях сокращения вводятся условные термины: "территориальные программы", "бассейновые программы").

1.4. Территориальные программы ГМВО по территории соответствующего субъекта Российской Федерации разрабатываются по заданию территориальных комитетов природных ресурсов (КПР), либо, в тех субъектах, где отсутствует единый комитет, а действуют соответственно комитет по геологии и использованию недр и комитет водного хозяйства по заданию указанных комитетов.

При этом в первом случае возможна как разработка единой программы мониторингов ГМГС и ГМВО, так как ответственность за проведение обоих видов мониторинга возложена на КПР, либо подготовка двух автономных, но взаимоувязанных программ, - соответственно по:

1) ГМПВО и ГМВХС;

2) ГМГС, в составе которой рассматривается ГМПВ.

При разработке единой программы она должна состоять из двух перечисленных разделов. Раздел по ГМПВО и ГМВХС составляется в соответствии с настоящим макетом, а раздел по ГМГС, включающий ГМПВ, должен выполняться в соответствии с "Макетом программы работ по ведению государственного мониторинга геологической среды на территории субъекта Федерации", утвержденным Министерством природных ресурсов Российской Федерации 20.01.98.

Во втором случае составляются две программы:

1) программа ГМГС (комитет по геологии и использованию недр) в соответствии с указанным макетом;

2) программа ГМПВО и ГМВХС (комитет по водному хозяйству) в соответствии с настоящим макетом.

1.5. Бассейновые программы разрабатываются по ГМПВО и ГМВХС бассейновыми водохозяйственными (водными) управлениями (БВУ), либо по их заказу производственными организациями по зоне деятельности БВУ. Их разработка осуществляется главным образом на базе территориальных программ, а также на основе материалов подведомственных БВУ управлений эксплуатации водохранилищ.

1.6. В настоящей работе приводятся макеты территориальной и бассейновой программ ГМПВО и ГМВХС. В программах обязательными являются разделы по оценке состояния водных объектов и характеристика источников загрязнения на современный период, анализу проводимых наблюдений, оценке достаточности получаемых материалов для решения поставленных задач и разработке схемы размещения наблюдательных пунктов с учетом пунктов наблюдений других министерств и ведомств.

1.7. Основное целевое назначение программ ГМПВО и ГМВХС - обоснование видов, объемов и стоимости работ по оценке состояния водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений, прогноз изменения этого состояния под влиянием техногенных и природных факторов для информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны водных объектов, оценки эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий.

1.8. Финансирование работ по реализации территориальных программ предусматривается за счет экологических фондов, платы за пользование водными объектами, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации и в федеральный бюджет и средств водопользователей.

Финансирование работ по реализации бассейновых программ предусматривается за счет платы за пользование водными объектами, зачисляемой в федеральный бюджет.

1.9. Разработанная территориальная программа ГМПВО и ГМВХС утверждается Председателем КПР (теркомвода) по согласованию с БВУ и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и представляется в соответствующее БВУ до 1 августа и в МПР России до 1 октября года, предшествующего планируемому. Если КПР составляет единую программу ГМГС и ГМВО, то ее раздел по ГМПВО и ГМВХС согласовывается с БВУ и представляется в БВУ в вышеуказанные сроки.

Разработанная бассейновая программа утверждается начальником БВУ и представляется в МПР России до 1 октября года, предшествующего планируемому.

1.10. В программах указываются:

- структура программы: какие подсистемы государственного мониторинга водных объектов намечены на планируемый год;

- техническое обеспечение;

- информационное и финансовое взаимодействие КПР (теркомвода) с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с органами, осуществляющими ведение ГМПВО и ГМВХС;

- методы определения сметной стоимости видов работ по ГМПВО и ГМВХС;

- авторы, участвовавшие в подготовке программы.

1.11. При подготовке программ следует руководствоваться тем, что согласно "Положению о ведении государственного мониторинга водных объектов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1998 года N 307 МПР России и его территориальные органы:

совместно с Росгидрометом и его территориальными органами обеспечивают создание и развитие Государственной наблюдательной сети (ГНС) станций и постов на водных объектах и ведут ГМПВО;

координируют работы, связанные с ведением ГМПВО;

создают наблюдательную сеть постов на подведомственных водохозяйственных системах и сооружениях, осуществляют ведение ГМВХС на них;

контролируют и координируют ведение ГМВХС водопользователями.

1.12. Важным направлением в ведении ГМПВО является создание и развитие ГНС. Согласно федерального закона "О гидрометеорологической службе" специально уполномоченный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (Росгидромет), его территориальные органы и организации обеспечивают формирование и функционирование государственной наблюдательной сети, которая в части мониторинга водных объектов представляет собой системы стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий, предназначенных для наблюдений за физическими, химическими и гидробиологическими процессами, происходящими в водной среде, определения гидрометеорологических характеристик, а также определения уровней ее загрязнения.

Государственная служба наблюдений выполняет работы федерального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по предметам ведения Российской Федерации и по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также работы специального назначения по заказам физических, юридических лиц, в том числе органов исполнительной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

К работам федерального назначения относятся наблюдения:

- в районах городов с населением более 1 млн. жителей;

- при пересечении реками Государственной границы (пограничных водных объектов);

- на замыкающих створах больших и средних рек (по ГОСТ 17.1.1.02);

- в устьях загрязненных притоков больших рек и водоемов (по ГОСТ 17.1.1.02);

- в районах повторяющихся аварийных сбросов загрязняющих веществ и заморных явлений среди водных организмов;

- на незагрязненных участках водоемов и водотоков, а также водоемах и водотоках, расположенных на территории государственных заповедников и природных национальных парков.

К работам специального назначения относятся наблюдения:

- в районах городов с населением менее 1 млн. жителей;

- в районах сброса сточных вод отдельно стоящими крупными предприятиями;

- в местах нереста и зимовья ценных и особо ценных видов промысловых организмов (по ГОСТ 17.1.2.04);

- в районах организационного сброса сточных вод, в результате чего наблюдается высокая загрязненность воды;

- на важных для рыбного хозяйства предплотинных участках рек;

- в местах организованного сброса дренажных сточных вод с орошаемых территорий и промышленных сточных вод.

В зависимости от размеров и значимости водных объектов, степени их загрязнения, характера их использования, пункты наблюдений на водных объектах подразделяются на 4 категории по видам программ наблюдений (РД 52.247309-92).

Сюда же следует относить пункты наблюдений для определения фонового состояния водных объектов на участках, не подверженных прямому антропогенному воздействию.

1.13. С учетом изложенного в п.п.1.11.-1.12. при подготовке Программ рекомендуется КПР (теркомводами) и БВУ совместно с территориальными органами Росгидромета проанализировать состояние ГНС и определить, достаточна ли она для решения федеральных задач на территории субъекта Российской Федерации и в зоне деятельности БВУ. В случае, если пунктов наблюдений ГНС недостаточно для решения федеральных задач, БВУ и КПР (теркомводы) предлагают соответствующему территориальному органу Росгидромета рассмотреть возможность создания дополнительных пунктов наблюдений либо реконструкции устаревших пунктов ГНС за средства Росгидромета.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»