ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2001 года N 660
О федеральной целевой программе "Интеграция науки и
высшего образования России на 2002-2006 годы"
(с изменениями на 3 июля 2003 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2005 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 12 октября 2004 года N 540
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2003 года N 398.
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы".
Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству образования Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002-2006 годы уточнять размер выделяемых на ее реализацию ассигнований с учетом возможностей федерального бюджета.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 сентября 2001 года N 660
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Интеграция науки и высшего образования России
на 2002-2006 годы"
(с изменениями на 3 июля 2003 года)
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Инновационный путь развития российской экономики, отвечающий общемировым тенденциям, требует подготовки нового поколения исследователей и высококвалифицированных специалистов, готовых к осуществлению инновационной деятельности в условиях рыночной экономики. Федеральная целевая программа "Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы" (далее именуется Программа), направлена на решение этой задачи.
В Программе предусмотрено развитие инновационно-исследовательской системы подготовки кадров как наиболее прогрессивной и конкурентоспособной в условиях рыночной экономики.
Формирование интегрированных научно-образовательных коллективов способствует также решению межрегиональных проблем, созданию наукоемкой продукции.
Объединенные научно-технические и образовательные структуры, формируемые с участием иностранных партнеров, могут явиться наиболее эффективным средством укрепления позиций нашей страны в международном научно-техническом и технологическом сотрудничестве.
Поскольку высшие учебные заведения, научно-исследовательские организации и производственные предприятия находятся в ведении нескольких органов государственной власти, проблема их интеграции имеет межведомственный характер, и ее решение вследствие достаточно длительного срока подготовки специалистов (пять и более лет) может быть достигнуто только программно-целевыми методами.
В Программе представлен согласованный по ресурсам и срокам реализации комплекс научно-исследовательских, социально-экономических, правовых и организационных мероприятий.
Целями Программы являются:
развитие научно-технического и кадрового потенциала России и адаптация его к рыночной экономике;
формирование нового мышления в постиндустриальном обществе.
Механизм достижения целей: интеграция интеллектуальных и материально-технических ресурсов в сфере науки, высшего образования и производства.
Для достижения целей предусматривается решение следующих задач:
обеспечение совместного участия сотрудников организаций науки, высшего образования и инновационных структур в подготовке высококвалифицированных кадров, проведении научных исследований, разработке и реализации научно-технических и инновационных проектов;
привлечение в сферу науки, высшего образования и инновационной деятельности талантливой молодежи, создание условий для повышения престижности научной и научно-педагогической деятельности;
развитие информационных технологий в научном и учебном процессах на основе единой для сферы науки, высшего образования и инновационной деятельности информационной базы;
развитие опытно-экспериментальной и приборной базы для ее совместного использования научными работниками, преподавателями, студентами и аспирантами высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций, сотрудниками инновационных структур.
Программа реализуется в течение 5 лет в 2 этапа:
первый - 2002-2004 годы;
второй - 2005-2006 годы.
За первые 3 года в основном должны быть выполнены программные мероприятия по обеспечению приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации высококвалифицированными специалистами, по созданию и адаптации единого системного и прикладного программного обеспечения, совместной (с вузами и научно-исследовательскими организациями) подготовке кадров в области суперкомпьютерных и информационных технологий, развитию интегрированных высокопроизводительных вычислительных сетей (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 июля 2003 года N 398 - см. предыдущую редакцию).
Выполнение программных мероприятий, связанных с проведением совместных фундаментальных и поисковых исследований, реализацией проектов по научному, технологическому и кадровому взаимодействию между научными и образовательными организациями, привлечением талантливой молодежи в сферу науки и образования, техническим перевооружением интегрированных научно-образовательных структур, предусмотрено на весь период реализации Программы (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 июля 2003 года N 398 - см. предыдущую редакцию).
Для обеспечения деятельности интегрированных структур в сфере науки и высшего образования на начальном этапе реализации Программы предусмотрена разработка, апробация и внесение в Правительство Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих порядок формирования, статус и функции этих структур.
Программные мероприятия ориентированы на решение ключевых задач государственной политики - повышение эффективности использования и развитие научно-технического потенциала страны, удовлетворение кадровых потребностей современной экономики и формирование нового мышления в постиндустриальном обществе на базе объединения интеллектуальных и материально-технических ресурсов сферы науки и высшего образования. Организационно-экономической целью программных мероприятий является рациональное расходование государственных средств на развитие науки и высшего образования. Программа осуществляется по четырем направлениям (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 июля 2003 года N 398 - см. предыдущую редакцию).
В Программу включены мероприятия, предусматривающие проведение совместных фундаментальных исследований, выполняемых сотрудниками вузов, академических и отраслевых научно-исследовательских институтов, реализацию проектов по научному, техническому и кадровому взаимодействию между научными и образовательными организациями для создания наукоемкой, конкурентоспособной продукции. Планируется оказание поддержки в реализации совместных проектов научных и образовательных организаций по разработке наукоемкой продукции, в формировании совместных инновационных структур (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 июля 2003 года N 398 - см. предыдущую редакцию).
Для подготовки студентов, аспирантов и докторантов высших учебных заведений по приоритетным направлениям науки, технологий и техники Российской Федерации предполагается использование потенциала ведущих научных центров страны, привлечение к созданию образовательных программ специалистов академических и ведущих отраслевых научно-исследовательских организаций (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 июля 2003 года N 398 - см. предыдущую редакцию).
Наиболее эффективной формой, обеспечивающей интеграцию образовательного процесса и научных исследований, являются учебно-научные центры, действующие на базе государственных научных организаций и вузов или их подразделений для совместного использования интеллектуального потенциала и материальных ресурсов.
В результате совместной деятельности учебных и научных организаций в учебно-научных центрах должны быть созданы оптимальные условия для разработки передовых технологий и подготовки кадров, что обеспечит их высокий инновационный потенциал и органическое включение в состав российских технополисов.
Учебно-научные структуры, формируемые с участием иностранных партнеров, должны стать эффективным средством укрепления позиций нашей страны в мировом научно-техническом взаимодействии. Программа предполагает активное привлечение иностранных партнеров к развитию таких структур, укреплению их приборно-аналитической и информационной базы.
В Программе планируется проведение мероприятий, направленных на повышение престижности научной и научно-педагогической деятельности, привлечение молодежи в сферу науки, высшего образования и инновационной деятельности.
В целях освоения достижений мировой науки и новейших технологий Программой предусмотрено оказание поддержки научных исследований, выполняемых специалистами образовательных организаций в ведущих научных и технологических центрах, а также обучения и стажировки в таких центрах аспирантов и молодых ученых. Создание условий для творческого роста молодых талантливых исследователей обеспечивается путем поддержки их участия в международных конференциях, семинарах и симпозиумах. Важным фактором поддержания авторитета российской науки и высшей школы в странах СНГ послужит прием на обучение и стажировку в ведущие университеты и научные организации России аспирантов и молодых ученых из этих стран в ходе выполнения совместных проектов Программы.
В Программе предусматривается выделение средств на проведение экспедиционных и полевых исследований с участием студентов, аспирантов и докторантов. Эти исследования являются основой практической подготовки специалистов и их участия в решении экологических проблем, связанных с устойчивым экономическим развитием страны.
Средства обработки информации, компьютерные сети представляют возможность для реализации интегрированных научно-образовательных и инновационных комплексов на всей территории страны, что является особенно актуальным в условиях Российской Федерации, где степень неравномерности распределения научно-технического и образовательного потенциала по обширной территории весьма высока. Использование единой информационной базы позволит получить не только значительный эффект в научной, образовательной и инновационной деятельности, но и сократить связанные с ней расходы. Поэтому основными задачами этого направления являются формирование единой информационной базы для развития прогрессивных форм и методов ведения научного и образовательного процессов, совершенствование технологий научных исследований и проведение опережающей подготовки высококвалифицированных специалистов на основе единого системного и прикладного программного обеспечения для вузов, исследовательских организаций и инновационных структур.
Научные библиотеки являются одними из основных элементов интегрированных научно-образовательных структур. В Программе планируется выделение библиотекам, входящим в состав крупных научно-образовательных структур, средств для внедрения современных информационных технологий.
Важным условием развития науки и высшего образования является подготовка монографий. Программой предусматривается оказание поддержки в подготовке монографий по приоритетным направлениям науки и техники, осуществляемой совместно сотрудниками вузов, научно-исследовательских и инновационных организаций.
Развитие единой вычислительной, приборной и технологической базы необходимо для решения приоритетных проблем фундаментальной и прикладной науки, подготовки высококвалифицированных кадров. В связи с этим предполагается обеспечение организаций - участников Программы современной техникой, прежде всего путем концентрации уникальной аппаратуры в центрах коллективного пользования. Программа предусматривает оказание поддержки совместных работ по организации опытного и мелкосерийного производства приборов и установок, созданных по результатам фундаментальных и прикладных исследований (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 июля 2003 года N 398 - см. предыдущую редакцию).
В Программе планируется оказание поддержки научно-образовательной деятельности музеев, ботанических садов, обсерваторий и других научных объектов. Выделяются средства на поддержание работоспособности лабораторного оборудования и установок коллективного пользования.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы - 1688 млн. рублей (в ценах 2001 г.), в том числе средства федерального бюджета - 1188 млн. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 250 млн. рублей, средства внебюджетных источников - 250 млн. рублей. Общий объем государственных капитальных вложений из федерального бюджета, направляемых в течение 5 лет на строительство и оборудование Центра экономических технологий Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, г. Москва (3-й гуманитарный корпус экономического факультета), Физико-технического института имени А.Ф.Иоффе Российской академии наук, г. Санкт-Петербург (дооборудование научно-образовательного центра), и Самарского государственного аэрокосмического университета имени С.П.Королева, г. Самара (пристройка к учебному корпусу), составляет 200 млн. рублей, в том числе 48,1 млн. рублей - в 2002 году, 44,5 млн. рублей - в 2003 году, 45 млн. рублей - в 2004 году, 32,4 млн. рублей - в 2005 году и 30 млн. рублей - в 2006 году (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 июля 2003 года N 398 - см. предыдущую редакцию).
Общий объем государственных капитальных вложений из федерального бюджета на 5 лет составляет 200 млн. рублей.