Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 августа 2001 года N 636


О федеральной целевой программе "Реформирование
уголовно-исполнительной системы на 2002-2006 годы" *

(с изменениями на 9 июня 2005 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 года N 366.

____________________________________________________________________

________________

* Наименование в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 года N 366 - см. предыдущую редакцию.

В целях обеспечения устойчивой работы уголовно-исполнительной системы в условиях реформирования органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, Правительство Российской Федерации (преамбула в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 года N 366 - см. предыдущую редакцию)

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Реформирование уголовно-исполнительной системы на 2002-2006 годы" (далее именуется Программа) (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 года N 366 - см. предыдущую редакцию).

Утвердить государственным заказчиком Программы Федеральную службу исполнения наказаний (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 года N 366 - см. предыдущую редакцию).

2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на 2002-2006 годы включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и уточнять объем средств, выделяемых на ее реализацию с учетом возможностей федерального бюджета.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации на 2002-2006 годы предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий соответствующих региональных программ, разработанных территориальными органами уголовно-исполнительной системы (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 года N 366 - см. предыдущую редакцию).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 августа 2001 года N 636

Федеральная целевая программа
"Реформирование уголовно-исполнительной системы
на 2002-2006 годы" *

(с изменениями на 9 июня 2005 года)

________________

* Наименование в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 года N 366 - см. предыдущую редакцию.

     

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы
"Реформирование уголовно-исполнительной системы
на 2002-2006 годы"

(наименование в редакции постановления Правительства Российской Федерации
от 9 июня 2005 года N 366
- см. предыдущую редакцию)

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа
"Реформирование уголовно-исполнительной
системы на 2002-2006 годы"     

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 года N 366 - см. предыдущую редакцию)

Дата принятия решения о
разработке Программы

-

распоряжение Правительства Российской
Федерации от 28 марта 2001 г. N 439-р

Государственный заказчик
Программы

-

 Федеральная служба исполнения наказаний    

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 года N 366 - см. предыдущую редакцию)

Основные разработчики
Программы


-



Министерство юстиции Российской
Федерации, территориальные органы
уголовно-исполнительной системы, органы
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации

Цели и задачи Программы


















-


















приведение условий содержания лиц,
заключенных под стражу, в соответствие
с требованиями минимальных стандартных
правил обращения с заключенными и
положениями Уголовно-исполнительного
кодекса Российской Федерации
, повышение
социальной защищенности персонала
следственных изоляторов и тюрем,
исправительных учреждений;
создание необходимых условий для
обеспечения трудовой занятости
осужденных и улучшение экономических
показателей их трудовой деятельности;
устойчивое функционирование
промышленного сектора
уголовно-исполнительной системы в
условиях рыночной экономики для
самообеспечения уголовно-исполнительной
системы продуктами питания, вещевым
имуществом и иной продукцией

Срок реализации
Программы

-

2002-2006 годы    

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 года N 366 - см. предыдущую редакцию)

Позиция исключена постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 года N 366. - См. предыдущую редакцию.

     

Исполнители Программы




-




территориальные органы
уголовно-исполнительной системы
Министерства юстиции Российской
Федерации; организации и предприятия,
выполняющие государственный заказ на
конкурсной основе

Объемы и источники
финансирования
Программы



-






6529,546 млн.рублей - всего
в том числе:     
а) за счет средств федерального
бюджета - 3331,197 млн.рублей     
из них:     
государственные капитальные
вложения - 3193,697 млн.рублей;     
прочие нужды - 137,5 млн.рублей;     
б) за счет средств бюджетов
субъектов Российской Федерации -
1293,518 млн.рублей;     
в) за счет внебюджетных
источников - 1904,831 млн.рублей

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 года N 366 - см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы


















-






















строительство и реконструкция действующих следственных изоляторов на 15676 мест, создание 238 мест для осужденных к наказанию в виде пожизненного лишения свободы, сдача в эксплуатацию 104624 кв.метров общей площади жилых домов для сотрудников уголовно-исполнительной системы;
обеспечение устойчивого
функционирования промышленного сектора
уголовно-исполнительной системы в
условиях рыночной экономики,
привлечение к труду не менее 40 тыс.
неработающих осужденных, ежегодный
прирост объемов промышленного
производства на 5-7 процентов,
доведение объема выпускаемой продукции
для внутрисистемных нужд до 35-37
процентов общего объема производства и
самообеспечение потребности
уголовно-исполнительной системы в
продуктах питания, вещевом имуществе,
строительных материалах, сокращение
нагрузки на федеральный бюджет за счет
получения доходов от использования
труда дополнительно трудоустроенных
осужденных в размере 300 млн.рублей и
частичной компенсации расходов на
содержание осужденных в размере 700
млн.рублей ежегодно     

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 года N 366 - см. предыдущую редакцию)

Система организации
контроля за
исполнением Программы





-







 Федеральная служба исполнения
наказаний представляет в
установленном порядке в
Министерство экономического
развития и торговли Российской
Федерации и Министерство
финансов Российской Федерации
отчеты о ходе реализации
Программы

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 года N 366 - см. предыдущую редакцию)


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами

Уголовно-исполнительная система, являющаяся составной частью правоохранительных органов России, представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, а также обеспечивающих содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 года N 366 - см. предыдущую редакцию).

Эта система является многофункциональной, так как не только исполняет наказания в виде лишения свободы или без изоляции от общества, но и организует привлечение осужденных к труду, осуществляет общую и профессиональную подготовку специалистов, проводит санитарно-профилактическую работу и лечение осужденных, занимается оперативно-разыскной деятельностью, принимает участие в социальной работе с осужденными и контроле за их поведением.

Реформирование уголовно-исполнительной системы, начатое во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 г. N 904 с передачей ее в ведение Министерства юстиции Российской Федерации, позволило укрепить правопорядок в местах лишения свободы, достичь динамичного снижения уровня преступности и количества нарушений режима в исправительных учреждениях, уменьшить традиционную конфронтацию между персоналом уголовно-исполнительной системы и осужденными, улучшить микроклимат в коллективах сотрудников.

В то же время в деятельности уголовно-исполнительной системы остается нерешенным ряд проблем, связанных с нарушением прав человека, что оказывает негативное влияние на положение дел в исправительных учреждениях и сдерживает процесс реформирования системы в целом.

На протяжении длительного времени органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, вынуждены функционировать в условиях постоянного дефицита бюджетных средств, выделяемых на их содержание. До 2000 года уголовно-исполнительная система обеспечивалась финансовыми ресурсами на 60 процентов минимальных потребностей. Предусмотренное федеральным бюджетом на 2001 год увеличение финансирования в 1,7 раза по сравнению с 2000 годом не учитывает сложившийся в стране уровень инфляции и не обеспечивает в полном объеме покрытие расходов на приобретение и ремонт автобронетехники, средств связи, инженерно-технических средств охраны, специальной техники, оплату коммунальных и транспортных услуг, капитальный ремонт объектов, осуществление оперативно-разыскной деятельности и оплату льгот, установленных государством для сотрудников исправительных учреждений.

Осужденные и лица, содержащиеся в следственных изоляторах, не обеспечиваются питанием по установленным нормам. При нормативе стоимости питания на 1 человека в сутки 18 рублей в 2000 году за счет средств федерального бюджета было выделено только 10,8 рубля.

Численность лиц, которым смертная казнь заменена пожизненным лишением свободы, ежегодно увеличивается на 250 человек. Действующие в настоящее время три исправительные колонии рассчитаны на размещение только 630 таких осужденных, в то время как в местах лишения свободы содержится более 1100 человек, осужденных к смертной казни, и лиц, которым смертная казнь заменена пожизненным лишением свободы.

Остается напряженной эпидемическая обстановка по туберкулезу. По состоянию на 1 января 2001 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 90,8 тыс. больных активными формами туберкулеза. В течение последних лет в места лишения свободы ежегодно поступало до 30 тыс. больных, приблизительно такое же количество (24-26 тыс. человек) ежегодно освобождается из мест лишения свободы, не получив должного лечения. Смертность от этого заболевания в уголовно-исполнительной системе выросла почти в 2 раза.

Кроме больных туберкулезом в учреждениях уголовно-исполнительной системы на сегодняшний день содержится более 8 тыс. ВИЧ-инфицированных, что составляет примерно одну пятую общего числа носителей вируса, выявленных в России. В то же время в смете уголовно-исполнительной системы не предусмотрено расходов на диагностику, лечение и профилактику ВИЧ-инфекции в местах лишения свободы.

Наиболее сложное положение сложилось в следственных изоляторах и тюрьмах, материально-техническая база которых десятилетиями практически не обновлялась. Следственные изоляторы и тюрьмы переполнены, в более 65 процентах этих учреждений на 1 человека приходится по 0,5 кв. метра площади в камере при установленной законодательством Российской Федерации норме 4 кв. метра. Условия содержания осужденных и подследственных в следственных изоляторах и тюрьмах унижают человеческое достоинство, причиняют физические и нравственные страдания, нарушают права человека на охрану здоровья и личную безопасность. Постоянное переполнение камер неизбежно влечет за собой распространение инфекционных заболеваний, в первую очередь туберкулеза легких - болезни, ставшей уже общенациональной проблемой.

В настоящее время, несмотря на принимаемые меры, сложилась тяжелая обстановка с размещением осужденных. По состоянию на 1 января 2001 г. недостает более 32 тыс. мест в исправительных учреждениях общего режима, в том числе для осужденных мужчин более 19 тыс. мест, для осужденных женщин - 13 тыс. мест, и более 3 тыс. мест в исправительных учреждениях особого режима. Остро стоит вопрос с размещением осужденных, которые больны туберкулезом и наркоманией, а также ВИЧ-инфицированных осужденных.

Для решения этих вопросов требуется создание 21 исправительного учреждения общего режима, 8 учреждений строгого режима, 13 - особого режима, 30 - для содержания осужденных женщин, 3 лечебных исправительных учреждений для ВИЧ-инфицированных, 7 лечебных исправительных учреждений для осужденных, которые больны наркоманией.

Требует своего развития и промышленный сектор уголовно-исполнительной системы, эффективная работа которого могла бы дать дополнительные средства для финансирования неотложных нужд системы и существенно снизить нагрузку на федеральный бюджет.

Предприятия уголовно-исполнительной системы ежегодно производят платежи почти по 30 видам федеральных и местных налогов и сборов в сумме, превышающей 1,1 млрд. рублей. Задолженность по этим выплатам составила около 6 млрд. рублей (включая начисленные пени и штрафы). Практически не обновляются основные фонды, износ оборудования превысил 70 процентов. Значительное число предприятий уголовно-исполнительной системы убыточно.

В настоящее время в местах лишения свободы содержится около 94 тыс. не обеспеченных работой осужденных, а заработная плата значительной части трудоустроенных осужденных составляет менее 14 рублей в день. Это не позволяет им приобрести дополнительные продукты питания и предметы первой необходимости, возместить ущерб, причиненный ими гражданам и государству, оказать материальную помощь семьям, рассчитаться за полученные продукты питания и вещевое имущество. Среди осужденных немало лиц, утративших социальные связи, и денежные средства, заработанные ими в период отбывания наказания, зачастую являются единственным источником существования после освобождения. Вовлечение осужденных в трудовую деятельность связано с обеспечением их прав на труд, получением вознаграждения за него и профессиональным обучением.

Назрела необходимость проведения комплекса мероприятий по повышению эффективности трудового использования осужденных, по решению проблемы самообеспечения уголовно-исполнительной системы продуктами питания, вещевым имуществом, строительными материалами, продукцией коммунально-бытового и специального назначения, по интегрированию промышленного потенциала системы в экономику страны и отдельных регионов Российской Федерации, что позволит сократить нагрузку на федеральный бюджет за счет получения доходов от использования труда дополнительно трудоустроенных осужденных и направления этих средств на содержание осужденных и персонала уголовно-исполнительной системы, повысить эффективность использования и оборачиваемость бюджетных средств, выделяемых на эти цели, внутри системы, улучшить ее финансовое состояние и будет способствовать устойчивому функционированию подразделений уголовно-исполнительной системы в условиях рынка.

В результате реформирования уголовно-исполнительной системы и передачи от Министерства внутренних дел Российской Федерации функций конвоирования, охраны и других функций в подразделениях сложилась критическая ситуация с обеспечением сотрудников жильем. В настоящее время в улучшении жилищных условий нуждаются свыше 50 тыс. сотрудников, из них более 17 тыс. человек не имеют жилой площади, в том числе 5 тысяч сотрудников следственных изоляторов и тюрем.

Кроме того, поскольку в 2000 году от внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации Министерству юстиции Российской Федерации передана функция конвоирования осужденных, численность военнослужащих увеличилась на 25 тыс. человек, из которых более 50 процентов также нуждаются в улучшении жилищных условий.

Комплексное решение этих проблем возможно только с участием всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что требует программного подхода к ее решению.

Федеральная целевая программа "Реформирование уголовно-исполнительной системы на 2002-2006 годы" (далее именуется - Программа) разработана на основе Концепции развития уголовно-исполнительной системы, одобренной Президентом Российской Федерации 13 января 1996 г., Указа Президента Российской Федерации от 8 октября 1998 г. N 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации", а также в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 г. N 439-р (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 года N 366 - см. предыдущую редакцию).

Абзац исключен постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 года N 366. - См. предыдущую редакцию.

2. Основные цели и задачи,
сроки и этапы реализации Программы

Главными целями разработки и реализации Программы являются обеспечение эффективности исполнения уголовных наказаний, улучшение условий отбывания наказаний и содержания заключенных под стражей, приближение их к международным стандартам обращения с заключенными, повышение качества воспитательного процесса, создание реальных условий для последующей социальной реабилитации лиц, освобождающихся из исправительных учреждений, а также совершенствование форм и методов производственно-хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы и привлечения осужденных к труду, реформирование производственного потенциала системы. Кроме того, предполагается существенно повысить уровень социальной защищенности и профессиональной подготовки работников уголовно-исполнительной системы.

Программа рассчитана на 2002-2006 годы (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 года N 366 - см. предыдущую редакцию).

Планируется решить следующие проблемы (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 года N 366 - см. предыдущую редакцию):

усовершенствование законодательной и нормативно-правовой базы деятельности уголовно-исполнительной системы;

обеспечение правопорядка в местах лишения свободы, стабилизация оперативной обстановки;

реконструкция действующих следственных изоляторов и тюрем, инженерных сетей, режимных корпусов, блоков вспомогательных помещений, продовольственных и вещевых складов, инженерно-технических средств охраны;

улучшение размещения лиц, содержащихся в следственных изоляторах и тюрьмах, осужденных к пожизненному лишению свободы, а также решение социальных проблем персонала этих учреждений;

совершенствование форм и методов профессионального обучения осужденных социально значимым специальностям;

повышение эффективности работы промышленного комплекса уголовно-исполнительной системы;

проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, оздоровление финансового состояния предприятий уголовно-исполнительной системы;

эффективное использование производственного потенциала для удовлетворения собственных нужд уголовно-исполнительной системы, максимально возможное самообеспечение продовольствием и вещевым имуществом, создание новых сельскохозяйственных предприятий и подсобных хозяйств, активизация работы по привлечению в уголовно-исполнительную систему средств внебюджетных источников (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 года N 366 - см. предыдущую редакцию);