III. Нормативное правовое обеспечение реформирования
электроэнергетики Российской Федерации и системы
государственного регулирования
Реформа электроэнергетики может основываться только на прочной нормативной правовой базе, формирование которой должно иметь опережающий характер и осуществляться при непосредственном участии и контроле государства.
Принятие решений по отдельным направлениям реформирования отрасли должно обеспечиваться Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, а также представителями государства в органах управления акционерных обществ.
При разработке нормативной правовой базы приоритетными являются проекты федеральных законов об электроэнергетике, о внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации, в федеральные законы "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и "О естественных монополиях" и другие.
При реализации основных направлений реформирования электроэнергетики необходимо разработать и принять нормативные правовые акты, определяющие основы функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии, а также уточнить структуру, полномочия и порядок работы органов, регулирующих отношения на оптовом и розничных рынках электроэнергии.
В период реформирования следует изменить принцип осуществления тарифного регулирования в целях:
обеспечения единства принципов и методики установления тарифов на всей территории страны;
установления тарифов, гарантирующих инвестиционную привлекательность соответствующих секторов за счет включения в тариф норм возврата капитала с учетом его доходности;
установления тарифов на тепловую энергию, учитывающих доход от продажи на конкурентном оптовом рынке электроэнергии, производимой за счет комбинированной выработки;
обеспечения равных условий работы на оптовом и розничных рынках электроэнергии и поэтапный отказ от перекрестного субсидирования тарифов на все виды продукции и услуг, в первую очередь в отношении тарифа на услуги по передаче электроэнергии.
Особое значение для инвестиционной привлекательности электроэнергетики будет иметь обеспечение прозрачности, стабильности и предсказуемости тарифной политики, проводимой государством.