МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ПРИКАЗ
от 20 мая 1988 года N 404
(в редакции приказа Минздрава России от 26 марта 1999 года N 100)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 25 июня 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 13 июня 2020 года N 857;
приказа Минздрава России от 3 декабря 2020 года N 1283
____________________________________________________________________
За годы XI пятилетки органами и учреждениями здравоохранения осуществлялись мероприятия, направленные на дальнейшее развитие и улучшение работы скорой и неотложной медицинской помощи.
За период с 1981-1986 годы в стране число станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи увеличилось на 11,6%, что сделало более доступным этот вид помощи для населения страны. Так, за указанный период число лиц, которым оказана экстренная медицинская помощь в городах увеличилось на 6,3%, а в сельской местности - на 21,7%.
В целом по стране в 1986 году станциями (отделениями) скорой и неотложной медицинской помощи выполнено 87,2 млн. (1981 год - 81,0 млн.) вызовов.
За период с 1981-1986 годы число больниц скорой и неотложной медицинской помощи увеличилось до 104 (1981 год - 87), а количество коек в них с 53,8 тыс. до 67,1 тыс.
Принимались меры по улучшению подготовки и повышению квалификации медицинских кадров для нужд скорой и неотложной медицинской помощи. С 1982 года в медицинских институтах введена интернатура по скорой и неотложной медицинской помощи, в институтах усовершенствования врачей организованы циклы для повышения квалификации врачей станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи, созданы научно-практические общества врачей скорой и неотложной медицинской помощи в г.Москве, Московской области, Кишиневе.
Вместе с тем, в организации и оказании скорой и неотложной медицинской помощи населению имеются серьезные недостатки и нерешенные вопросы, которые отрицательно сказываются на своевременности и качестве оказания экстренной медицинской помощи.
Из года в год увеличивается число вызовов на станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи по обслуживанию хронических больных. Об этом свидетельствует рост обращаемости за скорой медицинской помощью на 1000 населения, который составил в 1986 году 314,8 (1981 год - 304,6).
К необоснованному увеличению нагрузки на станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи привели недостатки в работе амбулаторно-поликлинической службы.
Большинство поликлиник прекращает прием вызовов врача на дом за 4-6 часов до завершения своей работы (Томская, Гомельская области, г.Минск - детские поликлиники). Больные с хроническими заболеваниями годами не наблюдаются поликлиниками, не получают противорецидивного лечения, что приводит к обострению заболеваний и возникновению осложнений, требующих экстренной помощи. Активные вызовы станций скорой и неотложной медицинской помощи в поликлиники не передаются или передаются в ограниченном количестве.
Произошла грубая деформация работы скорой помощи. Бригады выполняют несвойственные им функции: снятие ЭКГ, инъекции, в том числе онкологическим больным, по назначению врачей поликлиник, посещения больных с острыми простудными заболеваниями, обострением хронических заболеваний. В то же время нагрузка участковых врачей по оказанию помощи больным на дому остается в целом по стране на треть ниже расчетной.
Органы здравоохранения и главные внештатные специалисты практически не осуществляют контроль за деятельностью учреждений скорой и неотложной медицинской помощи, анализ деятельности этой службы проводится формально, радикальные меры по улучшению организации и качества оказания экстренной медицинской помощи не принимаются.
Как следствие отсутствия четкого руководства службой скорой и неотложной медицинской помощи на местах, качество оказания экстренной помощи низкое, работа по преемственности в лечении больных между лечебно-профилактическими учреждениями и станциями (отделениями) скорой и неотложной медицинской помощи ведется слабо.
Особенно неудовлетворительно организовано оказание экстренной медицинской помощи детскому населению. Имеющиеся в стране 4761,5 бригады для оказания медицинской помощи детям используются не в полной мере и не всегда рационально. Большинство детей получают экстренную медицинскую помощь от специалистов бригад непедиатрического профиля, не имеющих, как правило, подготовки по вопросам педиатрии. Так, в 1986 году даже в областных, краевых и республиканских центрах страны более 50% вызовов к детям было обслужено врачами бригад непедиатрического профиля. Низкое качество оказываемой детскому населению экстренной медицинской помощи является одной из причин роста в стране досуточной летальности.
Организация специализированной службы на станциях (отделениях) скорой и неотложной медицинской помощи не удовлетворяет предъявляемым к ней требованиям. В стране организовано около 20 видов специализированных бригад. Из-за своей узкопрофильности специализированные бригады имеют нагрузку в 2-3 раза меньше линейных (ожидание "своего вызова"). Профильность работы бригад низкая, не обеспечивается своевременность прибытия бригад на место и начало лечения. Имеет место недопустимая потеря времени линейными бригадами в ожидании прибытия специализированных бригад при их вызове "на себя", во многих случаях задерживается начало лечения больных с тяжелыми заболеваниями. Отсутствует взаимозаменяемость специализированных бригад. В отдельных случаях одни специализированные бригады вызываются другими.
Нерациональное использование бригад и врачебных кадров, составление графиков работы выездных бригад без учета потребности населения, особенно детского, в экстренной медицинской помощи в разное время суток привело к низкой оперативности службы скорой и неотложной медицинской помощи. При проверке работы станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи Комитетом народного контроля в 1987 году выявлены многочисленные случаи оказания экстренной помощи даже тяжело больным с большими опозданиями. Так, в Минской области БССР в 1987 году выполнено с опозданием около 100 тыс. вызовов, в г.Уфе почти 30 тыс., в г.Грозном - 23,3 тыс., в г.Томске - 20 тыс. и т.д. В г.Сухуми скончалось, не получив экстренной помощи, 296 больных. Аналогичные факты выявлены в Чувашской, Башкирской АССР, Вологодской, Кировской, Рязанской и Сахалинской областях РСФСР и Белорусской ССР.
Особенно недопустимыми являются случаи опоздания к детям. Так, в 1986 году в Башкирской АССР 19 тыс. вызовов к детям обслужено несвоевременно, причем многие из них были к детям первого года жизни, состояние которых требовало срочной медицинской помощи. В Чечено-Ингушской АССР при выборочной проверке только за 3 месяца (май - июль 1987 года) из-за позднего приезда скорой умерло на дому двое детей первого года жизни и 7 женщин родили без врачебной помощи. Обращает на себя внимание, что 13% от общего объема оказанной выездными бригадами медицинской помощи составляют перевозки больных, рожениц и родильниц, причем 16,3% из них делается врачебными кадрами. В Грузинской ССР перевозки врачебными бригадами составили в 1986 году 71,5% от общего числа сделанных перевозок.
При большой практической необходимости в стране медленно осуществляется организация городских больниц скорой медицинской помощи. До настоящего времени нет больниц скорой помощи во многих крупных городах и республиках, краевых, областных центрах (г.г.Тбилиси, Вильнюс, Уфа, Казань, Иркутск, Ворошиловград, Винница и др.). Ряд организованных больниц не соответствует утвержденной номенклатуре учреждений здравоохранения. Только 85 больниц имеют в своем составе отделения скорой и неотложной медицинской помощи. 59 больниц скорой медицинской помощи имеют в своем составе амбулаторно-поликлинические учреждения (поликлиники для взрослых и детей, женские консультации) и выполняют не свойственную им работу по организации амбулаторно-поликлинической помощи городскому населению.
13 больниц скорой помощи организованы формально, т.к. имеют маломощные стационары с числом коек 300 и менее. В Узбекской ССР имеются 2 больницы с коечным фондом менее 100 коек: в г.Термезе - 60 коек, г.Нукусе - 50 коек.
Многие больницы скорой медицинской помощи имеют в структуре непрофильные для этого типа больниц отделения: проктологические (г.г.Северодвинск, Пермь, Брест, Кировокан и др.), фтизиатрические (г.г.Хабаровск, Калининград и др.), радиологические (г.г.Запорожье, Новосибирск и др.), профпатологические (г.г.Воронеж, Смоленск и др.), инфекционные (.гг.Красноярск, Ростов-на-Дону, Жданов и др.).
Одним из серьезных препятствий к нормальной работе станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи является слабая материально-техническая база, особенно в сельской местности.
Темпы реализации планов реконструкции помещений станций, капитального ремонта, строительства гаражей с авторемонтными мастерскими остаются низкими.
Так, в РСФСР из запланированных на 1980-1985 годы 11 больниц скорой помощи построено лишь четыре, из 65 станций и подстанций этой службы - 3, из 24 гаражей - всего 7. Из выделенных на сооружение этих объектов 105,2 млн. руб. освоено только 74,6 млн. руб., или 71%.
Техническая оснащенность станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи низка, особенно в сельской местности. На машинах нет дыхательной аппаратуры, электрокардиографов. Бригады выезжают на вызовы с кислородными подушками. В то же время в отдельных учреждениях имеющаяся аппаратура не используется.
Кроме того, в нарушение приказа Минздрава СССР, вновь поступающие автомобили с носилками передаются другим лечебно-профилактическим учреждениям, где разукомплектовывается аппаратура и они используются для хозяйственных нужд (Башкирская АССР). Имеют место случаи передачи автомобилей с носилками в сторонние организации (Томская область).
Обеспеченность станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи санитарным транспортом в отдельных территориях крайне недостаточная: УССР (Львовская, Кировоградская области), Грузинская ССР, Туркменская ССР, Казахская ССР, РСФСР (Московская, Пензенская, Астраханская области и др.). В ряде учреждений имеет место использование санитарного транспорта не по назначению: перевозка продуктов, белья, консультантов, сотрудников на сельскохозяйственные работы и пр. В Вологодской области в 1986 году удельный вес таких перевозок составил 15-18% выездов. В Томской ЦРБ (Томская область) в течение двух лет дети сотрудников ежедневно отвозятся в детский сад за 10 км машинами скорой помощи. Эти поездки обошлись ЦРБ в 10 тыс. рублей. В этой же области за восемь месяцев 1987 года отделением скорой и неотложной медицинской помощи Первомайской ЦРБ выполнено 900, а в Асиновской - 2800 вызовов не по назначению.
Практически везде неудовлетворительно решаются вопросы ремонта автотранспорта скорой медицинской помощи, получения горюче-смазочных материалов, запасных частей. Потребность в них в некоторых местностях Урала, Севера, Сибири и Дальнего Востока удовлетворяется лишь на 20-40%.
Остается невысоким уровень радиофикации автомашин скорой помощи в стране, несмотря на то, что заявки на радиостанции удовлетворяются на 100%. В Грузинской ССР, в некоторых областях РСФСР, Киргизской ССР, Казахской ССР, Узбекской ССР и др. низкая радиофикация, плохая работа телефонной связи, отсутствие ее в отдельных лечебно-профилактических учреждениях сельской местности резко снижают оперативность работы "скорой".
Так, в Башкирской АССР и Тюменской области телефонизировано 6,3% фельдшерско-акушерских пунктов, в Рязанской области - 45%, в Аджарской АССР - 15%, в Абхазской АССР - 11%. Неудовлетворительно решаются вопросы установки прямой телефонной связи с милицией, ГАИ, пожарной охраной, приемными отделениями стационаров. Во многих городах число вводов "03" недостаточно. Даже в тех городах и районах, где достигнут 100% уровень радиофикации: Эстонская ССР (города и райцентры), Белорусская ССР (города и райцентры), Молдавская ССР (города), ряд областей Украинской ССР и РСФСР из-за частых поломок радиостанций и отсутствия ремонтных баз и запасных частей радиосвязь не всегда обеспечивается.
Не полностью, даже с учетом совместительства, укомплектованы станции (отделения) скорой медицинской помощи врачами. Так, в Узбекской ССР укомплектованность врачами составляла в 1986 году 86,7%, Литовской ССР - 79,6%, Таджикской ССР - 89,0%. Неполная укомплектованность кадрами врачей привела к тому, что в стране число вызовов, выполненных фельдшерами, составляло в 1986 году 52,7%.
За последние годы в стране принимаются меры к повышению квалификации врачей и средних медицинских работников скорой медицинской помощи. Однако, количество лиц, прошедших курсы повышения квалификации в 1986 году, составило около 7% от всех врачей, работающих на станциях (отделениях) скорой и неотложной медицинской помощи и 6% средних медицинских работников.
До настоящего времени в службе скорой медицинской помощи все еще недостаточно применяются средства вычислительной техники, являющиеся важным фактором совершенствования деятельности станций и больниц скорой медицинской помощи.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР в "Основных направлениях развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года", объективно оценив создавшееся положение в службе скорой и неотложной медицинской помощи, выдвинули задачу завершить организацию системы скорой и неотложной медицинской помощи с учетом догоспитального и госпитального этапов.
Главной задачей по перестройке скорой медицинской помощи в стране является полное обеспечение населения страны высококвалифицированной экстренной медицинской помощью.
С целью совершенствования скорой медицинской помощи, улучшения ее качества,
1. УТВЕРЖДАЮ:
1.1. Положение о станции (отделении) скорой медицинской помощи (Приложение 1).
1.2. Положение о враче скорой медицинской помощи бригады интенсивной терапии станции (отделения) скорой медицинской помощи (Приложение 2).
1.3. Положение об объединении "Скорая медицинская помощь" (Приложение 3).
1.4. Положение о больнице скорой медицинской помощи (Приложение 4).
1.5. Положение о пункте (отделении) медицинской помощи на дому взрослому населению (Приложение 5).
1.6. Положение о враче-терапевте пункта (отделения) медицинской помощи на дому взрослому населению (Приложение 6).
1.7. Положение о фельдшере (медицинской сестре) пункта (отделения) медицинской помощи взрослому и детскому населению (Приложение 7).
1.8. Положение о пункте (отделении) медицинской помощи на дому детскому населению (Приложение 8).
1.9. Положение о враче-педиатре пункта (отделения) медицинской помощи на дому детскому населению (Приложение 9).
1.10. Примерный набор медикаментов для сумки врача пункта (отделения) медицинской помощи на дому взрослому населению.
1.11. Примерный набор медикаментов для сумки врача пункта (отделения) медицинской помощи на дому детскому населению.
2. ПРИКАЗЫВАЮ:
2.1. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, заведующим краевыми, областными отделами здравоохранения, начальникам Главных управлений здравоохранения Московского, Ленинградского, Киевского, Ташкентского, Тбилисского горисполкомов, Московского облисполкома:
2.1.1. С целью улучшения работы станций (отделений) скорой медицинской помощи и повышения ответственности территориальных поликлиник за оказание медицинской помощи прикрепленному населению до 01.07.89 провести поэтапную организацию в поликлиниках пунктов (отделений) медицинской помощи на дому. Штаты пунктов (отделений) формировать из расчета 1,5 вызова в час на 1 врача терапевта и врача-педиатра за счет имеющейся численности врачебных должностей станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи для оказания неотложной медицинской помощи. Пункты медицинской помощи на дому обеспечить транспортом из расчета 1 машина на 30 тыс. населения. Широко информировать население об организации пунктов (отделений) медицинской помощи на дому.
2.1.2. С целью обеспечения своевременной и безотказной медицинской помощи населению организовать в территориальных поликлиниках службу дежурных врачей-терапевтов и педиатров.
2.1.3. Организовать в территориальных поликлиниках за счет численности должностей участковых медицинских сестер, положенных учреждению по действующим штатным нормативам, бригады медицинских сестер для производства инъекций по назначению врачей на дому, в том числе и онкологическим больным.
2.1.4. В связи с передачей функций по оказанию медицинской помощи больным с острыми и обострениями хронических заболеваний поликлиникам исключить из номенклатуры учреждений здравоохранения "станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи" и включить в нее "станции (отделения) скорой медицинской помощи", а должность "врача скорой и неотложной медицинской помощи" именовать "врач скорой медицинской помощи".
2.1.5. С целью улучшения качества оказания экстренной медицинской помощи и ее своевременности произвести к 1992 году перепрофилизацию не менее 50% общей численности специализированных бригад (за исключением психиатрических) в бригады интенсивной терапии.
2.1.6. Провести к 1992 году переподготовку медицинского персонала станций (отделений) скорой медицинской помощи для работы в бригадах интенсивной терапии на местных базах, в медицинских институтах, институтах усовершенствования врачей.
2.1.7. Организовать подготовку врачей скорой медицинской помощи на местных базах, начиная с 1989 года. С этой целью определить по годам потребность в подготовке и переподготовке врачей скорой помощи и в соответствии с этим утвердить к 01.09.88 перечень учреждений, на которые может быть возложена работа по повышению квалификации врачей скорой помощи (на местных базах).
2.1.8. Обеспечить подготовку, переподготовку средних медицинских работников для работы в учреждениях скорой медицинской помощи в строгом соответствии с существующей потребностью.
2.1.9. Закончить до 1990 года организацию в каждом сельском районе станций (отделений) скорой медицинской помощи, укомплектовав их врачебными кадрами.
2.1.10. Создать в республиканских, краевых и областных центрах с численностью населения свыше 1 млн. человек объединения "скорая медицинская помощь" в соответствии с положением, утвержденным данным приказом.
2.1.11. До 1 сентября 1988 года провести углубленный анализ работы станций (отделений) скорой медицинской помощи. Разработать конкретные меры по рациональному использованию бригад, необходимой их перепрофилизации, максимальному сокращению использования врачебных бригад для перевозки больных, рожениц и родильниц, уменьшению числа безрезультативных выездов и т.д.
2.1.12. В течение 1989-1993 годов оснастить станции скорой медицинской помощи крупных городов страны вычислительной техникой.
2.1.13. Обеспечить строгий контроль за распределением новых автомашин скорой медицинской помощи с носилками только в учреждения скорой медицинской помощи и за использованием этих автомашин строго по назначению.
2.1.14. Оснастить до 1 июля 1989 года все машины скорой медицинской помощи радиостанциями, отвечающими современным требованиям.
2.1.15. Принять меры к 1991 году по полному укомплектованию учреждений скорой медицинской помощи медицинским персоналом в соответствии со штатными нормативами.
2.1.16. Усилить контроль за преемственностью в работе станций (отделений) скорой медицинской помощи, стационаров, поликлиник, особенно по обслуживанию детского населения.