Государственный таможенный комитет Российской Федерации
КОЛЛЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТАМОЖЕННОГО КОМИТЕТА

     
РЕШЕНИЕ

     
от 20 февраля 2001 года

     

Об итогах работы
таможенных органов Российской Федерации
в 2000 году и задачах на 2001 год



Заслушав и обсудив доклад председателя ГТК России М.В.Ванина об итогах работы таможенных органов Российской Федерации в 2000 году и задачах на 2001 год, коллегия отмечает, что в минувшем году работа ГТК России и таможенных органов на местах была сосредоточена на совершенствовании таможенного администрирования, повышении эффективности выполнения фискальной и правоохранительной функций таможенной службы, дальнейшем совершенствовании структуры и инфраструктуры таможенных органов.

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию России, Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы, другие нормативные акты и решения органов государственной власти и управления легли в основу выбора приоритетов и дальнейших путей развития таможенной службы России.

Главным из них стала работа по собираемости платежей и выполнению бюджетных заданий.

По итогам года таможенными органами в доход федерального бюджета перечислено 358,81 млрд. рублей, что составляет 101% от установленного задания.

Во исполнение Бюджетного послания Президента Российской Федерации "О бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу" счета таможенных органов переведены на обслуживание в органы федерального казначейства.

В минувшем году, в целом, завершен процесс формирования основных организационных структур правоохранительного блока. На базе существующих подразделений созданы Главное управление организации силового обеспечения и Управление таможенных расследований и дознания. Проделана конкретная работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, регламентирующей организационно-управленческую деятельность правоохранительных подразделений.

По результатам выполнения правоохранительной функции, в истекшем году таможенными органами выявлено 220347 нарушений таможенных правил, возбуждено 3757 уголовных дел, пресечена 1251 попытка незаконного перемещения наркотиков общей массой 8690,7 кг, выявлено свыше 300 случаев контрабанды оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств, задержано 31759 предметов, представляющих культурную и историческую ценность, 41,7 кг драгоценных металлов, 49075 карат бриллиантов. Во взаимодействии с российскими и зарубежными правоохранительными органами осуществлено 17 контролируемых поставок. Совместно с ФСБ России, ФСНП России, МВД России подготовлен и проведен ряд успешных межрегиональных операций по контролю за ввозом в Россию товаров ("Импорт", "Караван-Авто", "Экспресс", "Барьер"), в результате которых был существенно ограничен незаконный оборот импортных товаров.

На основании материалов, полученных подразделениями собственной безопасности таможенных органов, возбуждено 165 дел по преступлениям коррупционного характера в отношении 247 таможенников, что составляет 85% от общего числа выявленных преступлений.

Подразделения Таможенной инспекции провели 4,5 тыс. проверок участников ВЭД, по результатам которых заведено 5 тыс. дел о НТП, доначислено в бюджет около одного миллиарда рублей.

Важным событием в деятельности таможенных органов стало проведение в ноябре 2000 года II Всероссийского совещания руководителей таможенных органов, на котором всесторонне и критически оценена работа таможенной службы, определены направления деятельности таможенных органов на перспективу.

Разработана и утверждена Целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 2001-2003 годы, которая направлена на совершенствование таможенного администрирования и повышение эффективности функционирования таможенной системы.

Во исполнение указов Президента Российской Федерации от 13.05.2000 N 849 и от 17.05.2000 N 867, в целях совершенствования системы управления таможенными органами, повышения уровня их взаимодействия с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, правоохранительными и иными федеральными органами исполнительной власти 13 региональных таможенных управлений реорганизованы в 7 управлений, регионы деятельности которых соответствуют территориям федеральных округов.

В ходе реорганизации сохранены наиболее подготовленные и высокопрофессиональные кадры. Ряд таможенных органов (Сибирское таможенное управление, Брянская, Воронежская, Смоленская таможни, Дальневосточная и Северо-Западная оперативные таможни) укреплены высококвалифицированными руководителями.

Проделана определенная работа по унификации и совершенствованию таможенных процедур, внедрению новейших информационных технологий в процесс таможенного оформления и таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, в том числе на основе анализа и управления рисками.

2000 год был объявлен годом таможенного брокера. В настоящее время около 40% внешнеторгового товарооборота проходит таможенное оформление посредством (через) таможенных брокеров. Таможенными брокерами в России оформляется 37% ГТД, перечисляется в федеральный бюджет 35% таможенных платежей.

Улучшилось положение с финансированием таможенных органов. На содержание и развитие таможенной системы в 2000 году направлены бюджетные ассигнования в сумме около 7 млрд. рублей, что почти в 2 раза превышает бюджетные ассигнования 1999 года. Это позволило стабилизировать положение с финансированием вещевого довольствия, обеспечить таможенные органы средствами на оплату коммунальных услуг, горюче-смазочными материалами, увеличить темпы строительства и ввод в эксплуатацию таможенных объектов.

В 2000 году введено в эксплуатацию 36 объектов таможенной инфраструктуры, общей площадью почти 90 тыс.кв.м. На 12% возросло количество современных вычислительных машин, которые составляют теперь треть парка средств вычислительной техники.

В 1,2 раза увеличено денежное содержание сотрудников таможенных органов, в том же размере, повышена и упорядочена оплата труда работников. В 3 раза увеличены ассигнования на медобслуживание сотрудников, пенсионеров и членов их семей.

В условиях дальнейшего развития интеграционных процессов стран СНГ, вступления в силу Договора о создании Союзного государства и создания Евразийского экономического сообщества, деятельность таможенной службы России была нацелена на обеспечение формирования единого таможенного пространства в рамках Союзного государства Беларуси и России и Таможенного союза. Развернута работа по созданию Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства, приняты важные решения в области валютного контроля, определены основные направления совершенствования организации и технологий таможенного оформления и контроля, сформирована единая позиция по определению страны происхождения товаров.

Вместе с тем, наряду с положительными итогами и тенденциями, в работе таможенных органов имеются существенные недостатки и нерешенные проблемы.

Качество таможенного администрирования, степень соблюдения таможенного законодательства, уровень технологий контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, полнота сборов таможенных платежей пока не в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым к таможенным органам Президентом и Правительством Российской Федерации.

Недостаточно жестко и последовательно ведется работа по борьбе с недостоверным декларированием и занижением таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Недостаточный уровень правового регулирования таможенного оформления и таможенного контроля, несвоевременное устранение правовых пробелов в законодательной и ведомственной нормативной базе создают предпосылки для нарушений таможенного законодательства. Отмечается устойчивая тенденция роста количества жалоб и протестов прокуроров на постановления по делам о нарушениях таможенных правил. Анализ принимаемых таможенными органами решений, практика рассмотрения постановлений по делам о нарушениях таможенных правил в порядке контроля, протесты прокуроров, а также судебные решения свидетельствуют о том, что перелома в лучшую сторону в вопросах соблюдения законности в таможенном деле достичь не удалось.

Имеют место факты, когда материалы, содержащие признаки преступлений, передаются в отделы дознания несвоевременно, в результате утрачивается возможность полноценного расследования, и уголовные дела в ряде случаев прекращаются в связи с истечением сроков давности привлечения лица к ответственности. Не уделяется должного внимания исполнению следственных поручений по расчету недополученных платежей.

Количество неисполненных постановлений по делам о нарушении таможенных правил возросло по сравнению с 1999 годом и составило 42038 на общую сумму более 35 млрд. рублей. Сумма задолженности по сравнению с прошлым годом возросла в 1,8 раза.

На низком уровне продолжает оставаться аналитическая работа во всех звеньях таможенной системы.

В 2000 году выросло количество чрезвычайных происшествий в таможенных органах. На прежнем уровне остается количество совершенных грубых нарушений служебной дисциплины. Тревогу вызывают факты нарушения дисциплины руководящим составом, ненадлежащее исполнение требований приказов и распоряжений.

Не создана эффективная система работы с резервом кадров. Некоторые руководители, в ущерб интересам службы, отказываются от назначений в другие регионы. Начальники региональных таможенных управлений не уделяют должного внимания этой работе.

Не удалось остановить отток подготовленных и опытных кадров из правоохранительных, финансовых, информационно-технических, тыловых подразделений ГТК России. Имеются серьезные проблемы в подготовке кадров для оперативных подразделений.

Недостаточными темпами происходит становление института таможенных брокеров. В ряде таможенных органов до настоящего времени таможенные брокеры не действуют.


Коллегия ГТК России решила:

1. Во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию России, Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы определить стратегическими направлениями деятельности таможенной службы Российской Федерации в 2001 году:

- упрощение процедур таможенного оформления и таможенного контроля, создание центров таможенного оформления;

- развитие и внедрение современных информационных технологий и автоматизированных систем управления;

- повышение роли таможенных органов в совершенствовании и реализации таможенно-тарифной политики;

- выявление и пресечение экономических преступлений и правонарушений, наносящих ущерб безопасности страны, установление эффективного контроля за внешнеторговыми операциями;

- борьба с недостоверным декларированием товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

- усиление борьбы с коррупцией;

- обновление нормативно-правовой базы таможенных органов;

- подготовка кадров к работе в новых условиях;

- формирование единого таможенного пространства Союзного государства Беларуси и России;

- развитие партнерских отношений между таможенными органами и деловыми кругами.

2. Определить приоритетной задачей таможенных органов на текущий год безусловное выполнение контрольных заданий по собираемости таможенных платежей и их перечислению в федеральный бюджет в полном объеме.

В целях реализации этой задачи

Главному управлению федеральных таможенных доходов, Управлению спецтехники и автоматизации таможенных технологий, Управлению по организации исполнения постановлений таможенных органов, Правовому управлению:

2.1. В месячный срок разработать порядок приостановления операций по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей в соответствии со ст.76 Налогового кодекса Российской Федерации.

2.2. По итогам работы в первом квартале текущего года проанализировать практику обслуживания счетов таможенных органов в органах федерального казначейства и принять меры по совершенствованию технологии расчетов, наиболее рациональному использованию при этом имеющихся технических средств, развитию системы расчетов по таможенным платежам с применением микропроцессорных пластиковых карт.

2.3. Реализовать в 2001 году меры, направленные на совершенствование работы по взиманию задолженности и штрафов, взаимодействию таможенных органов Российской Федерации и подразделений службы судебных приставов Министерства юстиции РФ по принудительному исполнению постановлений таможенных органов, а также совершенствование форм и методов работы с товарами, обращенными в федеральную собственность.

3. В целях повышения роли таможенной службы в совершенствовании и реализации таможенно-тарифной политики

Главному управлению тарифного и нетарифного регулирования, Управлению спецтехники и автоматизации таможенных технологий:

3.1. До 1 августа 2001 года разработать предложения о внесении изменений и дополнений в Таможенный тариф Российской Федерации с учетом:

- оптимизации абсолютного размера ставок таможенных пошлин;

- оптимизации комбинированных ставок таможенных пошлин;

- практики применения сезонных пошлин;

- нормативной базы и практического использования тарифных квот.

3.2. До 1 июня 2001 года подготовить предложения о создании единой межведомственной информационной системы нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности с возможностью работы в режиме реального времени.

3.3. До 31 декабря 2001 года разработать предложения о совершенствовании единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности государств - участников СНГ и осуществлении соответствующих мероприятий.

4. В целях дальнейшего совершенствования механизмов таможенного оформления и контроля, упрощения таможенных процедур

Главному управлению организации таможенного контроля:

4.1. Совместно с Управлением спецтехники и автоматизации таможенных технологий, Главным научно-информационным вычислительным центром:

- до 1 июня 2001 года разработать порядок, предусматривающий возможность совмещения этапов таможенного оформления с использованием автоматизированных систем, в том числе на базе Центров таможенного оформления;

- завершить разработку и в июне 2001 года приступить к внедрению порядка проведения документального таможенного контроля товаров и ввозящих их на таможенную территорию Российской Федерации грузовых автотранспортных средств, направленного на выявление, предупреждение и пресечение заявления уполномоченными лицами недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах.

4.2. Совместно с Управлением таможенных режимов, Главным управлением федеральных таможенных доходов, Главным управлением тарифного и нетарифного регулирования и Управлением валютного контроля во втором полугодии 2001 года:

- утвердить и внедрить в практику единые требования к перечню документов, предъявляемых для таможенного оформления товаров и транспортных средств;

- разработать нормативный акт, регламентирующий порядок проведения таможенного досмотра;

- провести мероприятия, направленные на совершенствование средств таможенной идентификации.

4.3. Совместно с Управлением спецтехники и автоматизации таможенных технологий, Главным научно-информационным вычислительным центром и Главным управлением тылового обеспечения провести в 2001 году мероприятия по подключению к АСКДТ таможенных органов (структурных подразделений), осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль, в целях передачи в течение 3 часов из пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в таможенные органы назначения сведений о перемещаемых товарах и транспортных средствах для их использования при таможенном оформлении.

4.4. Совместно с Управлением таможенных режимов, Главным управлением тарифного и нетарифного регулирования, Главным управлением федеральных таможенных доходов и Управлением валютного контроля в первом полугодии 2001 года определить особенности и направления совершенствования процедур таможенного оформления и таможенного контроля с учетом вида транспорта, категорий участников ВЭД, характера оформляемых товаров и других факторов, влияющих на процедуры таможенного оформления и таможенного контроля.

4.5. Совместно с Главным управлением тарифного и нетарифного регулирования, Главным управлением федеральных таможенных доходов, Главным управлением по борьбе с контрабандой, Таможенной инспекцией, Управлением организации контроля таможенной стоимости, Управлением таможенных режимов, Управлением валютного контроля, Правовым управлением, Управлением собственной безопасности, Управлением таможенной статистики и анализа, Управлением спецтехники и автоматизации таможенных технологий, Главным научно-информационным вычислительным центром и Российской таможенной академией в течение 2001 года продолжить работу:

- по выявлению и анализу при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств угроз нарушений таможенного и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»