Действующий

Международная конвенция о грузовой марке (с изменениями на 1 января 2016 года)

Таблица 38.1

     
Стандартный профиль седловатости

(если измерена в м)

Место

Ордината, мм

Коэффициент

Кормовая половина

Кормовой перпендикуляр

25

1

1/6 от К.П.

11.1

3

1/3 от К.П.

2,8

3

Мидель

0

1

Носовая половина

Мидель

0

1

1/3 от Н.П.

5,6

3

1/6 от Н.П.

22,2

3

Носовой перпендикуляр

5

1


Измерение отклонений от стандартного профиля седловатости

9 Если профиль седловатости отличается от стандартного, то четыре ординаты каждого профиля в носовой или кормовой половине судна должны умножаться на соответствующие коэффициенты, приведенные в вышеуказанной таблице ординат. Разность между суммами соответствующих произведений принятой и стандартной седловатости, разделенная на 8, определяет недостаток или избыток седловатости в носовой или кормовой половинах. Среднее арифметическое значение избытка или недостатка в носовой и кормовой половинах определяет избыток или недостаток седловатости.

10 Если кормовая половина профиля седловатости выше стандартной, а носовая половина ниже стандартной, то избыток седловатости не должен приниматься во внимание, а должен учитываться только недостаток.

11 Если носовая половина профиля седловатости превышает стандартную, а кормовая половина не менее чем 75% стандартной, надбавка должна учитываться за часть избытка седловатости. Если кормовая часть менее 50% стандартной, надбавка седловатости в носу не учитывается. Если седловатость в корме находится между 50% и 75% от стандартной, то может допускаться промежуточная поправка на избыток седловатости в носу.

12 Если надбавка седловатости учитывается за ют или бак, используется следующая формула:

=,


где:

- надбавка к седловатости, которая вычитается из недостатка или прибавляется к избытку седловатости;

- разница между фактической и стандартной высотой надстройки на кормовом или носовом перпендикуляре;

- средняя длина закрытого юта или бака вплоть до максимальной длины 0,5; и

- длина судна, определение которой дано в правиле 3.1.

Приведенная выше формула выведена при допущении, что кривая седловатости является параболой, касательной к действительной кривой седловатости у палубы надводного борта и пересекающей концевую ординату в точке, лежащей ниже палубы надстройки на расстоянии, равном стандартной высоте надстройки. Палуба надстройки в любой точке не должна отстоять от этой кривой менее чем на стандартную высоту надстройки. Эта кривая должна применяться при определении профиля седловатости для носовой и кормовой частей судна.

13(a) Любой избыток в высоте надстройки, который не простирается до кормового перепендикуляра, не может рассматриваться как вклад в запас седловатости.

b) Если высота надстройки меньше стандартной, палуба надстройки не должна быть менее минимальной высоты надстройки над виртуальной линией седловатости в любой точке. С этой целью у принимается как разница между фактической и минимальной высотами надстройки на кормовом/носовом перпендикуляре.

c) Для возвышенного квартердека надбавка придается только тогда, когда высота этого квартердека более стандартной высоты "других надстроек", определенных в правиле 33, и только на величину, на которую фактическая высота возвышенного квартердека превышает стандартную высоту.

d) Если ют или бак имеют наклонные концевые переборки, надбавка седловатости может допускаться за счет избытка высоты. Должна использоваться формула, приведенная в пункте 12, причем величины и - как показано на рис.38.3.

     

Рис.38.3. Надбавка седловатости S за избыток высоты


Поправка на отклонения от стандартного профиля седловатости

14 Поправка на седловатость должна представлять произведение величины недостатка или избытка седловатости (см. пункты с 9 по 11 включительно) на величину: