Штормовые портики
1(a) Если фальшборт на открытых частях палубы надводного борта или надстроек образует колодцы, должны быть приняты надлежащие меры для быстрого стока воды с палуб и их осушения.
b) Кроме предусмотренного в пунктах 1(c) и 2, наименьшая площадь штормовых портиков (А) с каждого борта судна для каждого колодца на палубе надводного борта, должна определяться по ниже приведенным формулам в случае, если седловатость палубы в районе колодца равна или более стандартной.
Наименьшая площадь для каждого колодца на палубах надстроек должна составлять половину площади, полученной по этим формулам:
если длина фальшборта () на участке колодца составляет 20 м или менее, то:
А = 0,7 + 0,035, м,
если больше 20 м, то:
А = 0,07, м,
в любом случае нет необходимости принимать больше 0,7L.
Если средняя высота фальшборта более 1,2 м, то требуемая площадь штормовых портиков должна быть увеличена из расчета по 0,004 м на каждый метр длины колодца для каждой 0,1 м разницы в высоте. Если средняя высота фальшборта менее 0,9 м, то требуемая площадь может быть уменьшена из расчета по 0,004 м на каждый метр длины колодца для каждой 0,1 м разницы в высоте.
c) На судах без седловатости площадь, вычисленная в соответствии с пунктом (b), должна быть увеличена на 50%. Если седловатость меньше стандартной, процентное увеличение получается линейной интерполяцией.
d) На гладкопалубном судне с рубкой в середине длины судна, имеющей ширину по меньшей мере равную 80% от ширины судна, а проходы вдоль бортов шириной не более 1,5 м, образуются два колодца. Каждый из колодцев оборудуется требуемой площадью штормовых портиков, исходя из длины колодца.
e) Если в носовой оконечности рубки, расположенной в середине длины судна, установлена по всей ширине судна разделительная (легкая) переборка, открытая палуба делится на два колодца и нет ограничений по ширине рубки.
f) Колодцы на возвышенных квартердеках рассматриваются как расположенные на палубах надводного борта.
g) Угольники ватервейса высотой более 300 мм, находящиеся на открытых палубах танкеров в районе грузовых клапанных коробок и грузовых трубопроводов, рассматриваются как фальшборты. Штормовые портики устраиваются в соответствии с данным правилом. Закрытия штормовых портиков, предназначенные для использования в ходе грузовых операций, устраиваются таким образом, чтобы в море не происходило их заклинивание.
2 Если судно имеет ящик, который не удовлетворяет требованиям правила 36.1(e), или если непрерывные или в большей части непрерывные продольные комингсы люков установлены между раздельными надстройками, минимальная площадь отверстий штормовых портиков должна выбираться по следующей таблице:
Отношение ширины люка или ящика к ширине судна | Отношение площади штормовых портиков к общей площади фальшборта |
40% или менее | 20% |
75% или более | 10% |
Площадь штормовых портиков для промежуточных значений получается линейной интерполяцией.
3 Эффективность площади стока в фальшбортах, требуемая пунктом 1, зависит от площади безнапорного потока поперек палубы судна.
Площадь безнапорного потока на палубе - это чистая площадь просветов между люками, между люками и надстройками и рубками до действительной высоты фальшборта включительно.
Площадь штормовых портиков в фальшбортах оценивается отношением к чистой площади безнапорного потока следующим образом:
a) Если площадь безнапорного потока не менее площади стока, рассчитанной по пункту 2, как если бы комингсы люков были непрерывными, тогда минимальная площадь штормовых портиков, рассчитанная по пункту 1, считается достаточной.
b) Если площадь безнапорного потока равна или менее площади, рассчитанной по пункту 1, то минимальная площадь стока в фальшбортах определяется по пункту 2.
c) Если площадь безнапорного потока менее рассчитанной по пункту 2, но более рассчитанной по пункту 1, то минимальная площадь стока в фальшбортах определяется по следующей формуле: