МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 10 мая 2001  года N 2015


О реализации решения коллегии Минобразования России от 24.04.2001 N 9/1 "О ходе выполнения Программы развития среднего профессионального образования России на 2000-2005 годы"

 

В соответствии с решением коллегии Министерства образования Российской Федерации от 24.04.2001 N 9/1


приказываю:

1. Одобрить итоги выполнения Программы развития среднего профессионального образования России на 2000-2005 годы, утвержденной приказом Минобразования России от 01.02.2000 N 305, (далее - Программа) за истекший период (I квартал 2000 г. - I квартал 2001 г.).

2. Утвердить перечень изменений, вносимых в Программу.

3. В соответствии с Национальной доктриной образования и основными задачами в области социальной политики и модернизации экономики считать приоритетными следующие направления деятельности в рамках реализации Программы:

разработка государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования нового поколения;

обеспечение реализации среднего (полного) общего образования в средних специальных учебных заведениях в условиях введения 12-летнего общего образования;

формирование системы управления качеством подготовки специалистов со средним профессиональным образованием;

проработка вопросов деятельности средних специальных учебных заведений в условиях введения единого государственного экзамена и государственных именных финансовых обязательств;

расширение взаимодействия среднего профессионального образования с другими уровнями образования в содержательном и организационном аспектах, в том числе в рамках университетских комплексов;

информатизация среднего профессионального образования;

развитие инновационной деятельности средних специальных учебных заведений;

увеличение финансовых ресурсов, направляемых в систему среднего профессионального образования из бюджетных и внебюджетных источников, повышение эффективности их использования;

улучшение социально-экономической поддержки обучающихся и работников средних специальных учебных заведений;

развитие социального партнерства в системе среднего профессионального образования.

4. Управлению среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимову):

4.1. Провести анализ и обобщение опыта реализации отраслевых и региональных программ развития среднего профессионального образования, а также программ развития образовательных учреждений.

4.2. На основе проведенного анализа с учетом приоритетных направлений деятельности обеспечить совместно со структурными подразделениями Министерства дальнейшее выполнение Программы государственными органами управления средним профессиональным образованием, средними специальными учебными заведениями, государственно-общественными и общественными организациями системы среднего профессионального образования.

4.3. Совместно с Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования (Л.С.Гребневым):

4.3.1. Осуществить организационно-методическое обеспечение формирования государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования нового поколения, завершив разработку государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям в I квартале 2002 года.

4.3.2. Обеспечить введение государственного образовательного стандарта нового поколения в образовательный процесс средних специальных учебных заведений в 2002/2003 учебном году.

4.4. В 2001-2002 годах совместно с Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования (А.В.Баранниковым) осуществить разработку примерных модулей общеобразовательной подготовки по профилям среднего профессионального образования.

4.5. Совместно с Управлением развития образования (П.Е.Кондрашовым) осуществить разработку организационно-методического обеспечения участия средних специальных учебных заведений в эксперименте по введению единого государственного экзамена в 2002 году.

4.6. Совместно с Управлением правового обеспечения (Е.Д. Волоховой):

4.6.1. Обеспечить проведение работы по формированию образовательного кодекса Российской Федерации в части среднего профессионального образования.

4.6.2. Провести работу, направленную на обеспечение внесения поправок в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части среднего профессионального образования.

4.7. Совместно с Управлением информационных технологий в образовании (А.А.Поляковым) обеспечить проведение комплекса мероприятий по информатизации среднего профессионального образования.

5. Управлению начального профессионального образования (Е.Я.Бутко), Управлению среднего профессионального образования (П.Ф.Анисимову), Управлению правового обеспечения (Е.Д. Волоховой) во II квартале 2001 г. обеспечить разработку проектов документов, регламентирующих деятельность многоуровневых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и неполного высшего профессионального образования.

6. В целях улучшения научного обеспечения среднего профессионального образования:

6.1. Институту проблем развития среднего профессионального образования (В.М.Зуеву) обеспечить расширение научных исследований по актуальным направлениям развития среднего профессионального образования.

6.2. Обратиться к президиуму Российской академии образования (Н.Д. Никандрову), Институту среднего профессионального образования РАО (Г.В. Мухаметзяновой) с просьбой о проведении работы по научному обеспечению развития среднего профессионального образования в контексте системы непрерывного профессионального образования.

7. Предложить федеральным министерствам и ведомствам, имеющим в своем ведении средние специальные учебные заведения, органам управления образованием субъектов Российской Федерации:

7.1. Провести анализ хода реализации отраслевых и региональных программ развития среднего профессионального образования и с учетом приоритетных направлений деятельности обеспечить корректировку и дальнейшую реализацию указанных программ.

7.2. Обеспечить контроль за разработкой и реализацией программ развития подведомственных средних специальных учебных заведений.

7.3. Обеспечить увеличение объемов финансирования средних специальных учебных заведений за счет бюджетных и внебюджетных средств, повышение рациональности использования указанных средств.

8. Средним специальным учебным заведениям Российской Федерации обеспечить повышение эффективности участия в реализации Программы развития среднего профессионального образования с учетом приоритетных направлений деятельности, осуществляя поэтапную корректировку и систематический контроль реализации программ развития образовательных учреждений.

9. Обратиться к Союзу директоров средних специальных учебных заведений России (В.М.Демину), региональным советам директоров и профильным ассоциациям средних специальных учебных заведений с просьбой о расширении деятельности по участию в мероприятиях Программы.

10. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра В.М.Жураковского.

Министр
В.М.Филиппов

     

 УТВЕРЖДЕН
 приказом Минобразования России
 от 10.05.2001 N 2015

Перечень изменений,
вносимых в Программу развития среднего профессионального
образования России на 2000-2005 годы

 

1. Внести следующие изменения в Программу развития среднего профессионального образования России на 2000-2005 годы в части, касающейся перечня мероприятий:

1.1. Название мероприятия 1.16 изложить в следующей редакции:

"Формирование программы развития дистанционного образования. Развитие дистанционного и открытого образования в системе среднего профессионального образования".

1.2. Дополнить перечень мероприятий раздела 1 Программы следующими мероприятиями:

1.30.





Обновление перечня специальностей среднего профессионального образования


2001





Минобразование России (Управление среднего профессионального образования, Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования), органы управления образованием, ИПР СПО, общественные организации

1.31.





Разработка организационно-методического обеспечения деятельности средних специальных учебных заведений в условиях введения единого государственного экзамена и государственных именных
финансовых обязательств

2001-
2004




Минобразование России (Управление среднего профессионального образования,
Управление развития образования), органы управления образованием, ИПР СПО, общественные организации

1.32.




Разработка методологии и учебно-программного обеспечения реализации среднего (полного) общего образования в средних специальных учебных заведениях в условиях введения 12-летнего общего образования

2001-
2004




Минобразование России (Управление среднего профессионального образования, Департамент образовательных программ и стандартов общего образования), органы управления образованием, ИПР СПО, общественные организации

1.3. В названии мероприятия 2.15 заменить слова "Реализация программы" на "Реализация мер".

1.4. Дополнить перечень мероприятий раздела 2 Программы следующими мероприятиями:

2.20.  

Разработка концепции и механизма деятельности многоуровневых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессиональньго, среднего профессионального и неполного высшего профессионального образования

2001-
2004







Минобразование России (Управление начального профессионального образования,
Управление среднего профессионального образования, Управление высшего профессионального образования, Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования), органы управления образованием, общественные организации

2.21.

Расширение целевой контрактной подготовки специалистов в средних специальных учебных заведениях

В течение
всего
периода

Минобразование России (Управление среднего профессионального образования), органы управления образованием, общественные организации

 1.5. Дополнить перечень мероприятий раздела 8 Программы следующим мероприятием:

8.9.



Разработка концепции и механизма мотивации работодателей к участию в обеспечении деятельности системы профессионального образования

2001-
2005



Минобразование России (Управление начального профессионального образования, Управление среднего профессионального образования, Управление высшего профессионального образования), органы управления образованием, общественные организации

 1.6. Дополнить перечень мероприятий раздела 10 Программы следующим мероприятием:

10.3.11.






Деятельность многоуровневых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и неполного высшего профессионального образования

2001-
2005






Минобразование России (Управление начального профессиональног о образования, Управление среднего профессионального образования, Управление высшего профессионального образования, Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования, Управление правового обеспечения)

2. В разделе 4 "Управление средним профессиональным образованием" в подразделе "Основные направления" заменить направление "совершенствование механизма лицензирования образовательной деятельности, системы аттестации и государственной аккредитации средних специальных учебных заведений" на "формирование системы управления качеством подготовки специалистов со средним профессиональным образованием".

3. Дополнить Программу разделом 11 "Информатизация среднего профессионального образования" следующего содержания:

"11. Информатизация среднего профессионального образования  

Задача - создание единой образовательной информационной среды в сфере среднего профессионального образования в целях:

- повышения качества среднего профессионального образования на основе использования новых информационных технологий;

- формирования условий для обеспечения равных возможностей всем гражданам России на получение среднего профессионального образования;

- повышения эффективности управления средним профессиональным образованием.

Основные направления:

- создание, распространение и внедрение в образовательный процесс современных электронных обучающих средств;

- обеспечение средних специальных учебных заведений средствами вычислительной техники и телекоммуникаций;

- обеспечение применения информационных технологий в управленческой деятельности в системе среднего профессионального образования на всех уровнях управления;

- организация информационно-технологического взаимодействия субъектов образовательного пространства;

- совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для среднего профессионального образования в соответствии с задачами информатизации;

- вхождение средней профессиональной школы в систему международного информационного пространства.

N

п/п

Мероприятия

Сроки реали-
зации,
годы

Исполнители

11.1.






Формирование программ учебных дисциплин, направленных на изучение информатики и вычислительной техники
(по профилям подготовки специалистов
среднего звена).
Реализация в практической работе

2001-
2003



2002-
2005

Минобразование России (Управление среднего профессионального образования), органы управления образованием, ИСПО РАО, ИПР СПО, образовательные учреждения

11.2.



Формирование перечня электронных
обучающих средств, необходимых для
обеспечения учебного процесса

2001- 2005



Минобразование России (Управление среднего профессионального образования, Управление информационных технологий в образовании), органы управления образованием, ИСПО РАО, ИПР СПО, образовательные учреждения

11.3.Разработка и тиражирование электронных обучающих средств

2001-
2005



Минобразование России (Управление среднего профессионального образования, Управление информационных технологий в образовании), органы управления образованием, ИСПО РАО, ИПР СПО, образовательные учреждения

11.4.Разработка методических материалов
по применению электронных обучающих
средств


2001-
2005



Минобразование России (Управление среднего профессионального образования, Управление информационных технологий в образовании), органы управления образованием, ИСПО РАО, ИПР СПО, образовательные учреждения

11.5.Организация локальных медиатек и электронных библиотек




2001-
2005



Минобразование России (Управление с реднего профессионального образования, Управление информационных технологий в образовании), органы управления образованием, ИСПО РАО, ИПР СПО, образовательные учреждения

11.6.Обеспечение образовательных учреждений средствами вычислительной техники и системным программным обеспечением

2001-
2005



Минобразование России (Управление среднего профессионального образования, Управление информационных технологий в образовании), органы управления образованием, ИПР СПО, образовательные учреждения

11.7.Обеспечение образовательных учреждений средствами телекоммуникаций

2001-
2005



Минобразование России (Управление среднего профессионального образования, Управление информационных технологий в образовании), органы управления образованием, ИПР СПО, образовательные учреждения

11.8.Разработка, внедрение и анализ использования программнотехнологических
средств, обеспечивающих информатизацию управления средними специальными учебными заведениями

В течение
всего периода

Минобразование России (Управление среднего профессионального образования), органы управления образованием, ИПР СПО, образовательные учреждения

11.9.Формирование интерактивных информационных систем, характеризующих деятельность системы среднего профессионального образования

В течение
всего периода

Минобразование России (Управление среднего профессионального образования, Отдел баз данных и документальной связи), органы управления образованием, ИПР СПО

11.10.Разработка и реализация системы мероприятий по интеграции региональной и
федеральной образовательных информационных сред

2001-
2005



Минобразование России (Управление среднего профессионального образования, Управление информационных технологий в образовании), органы управления образованием, ИСПО РАО, ИПР СПО, образовательные учреждения

11.11.Повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров в области новых информационных и телекоммуникационных технологий

В течение
всего периода

Минобразование России (Управление среднего профессионального образования, Управление информационных технологий в образовании), органы управления образованием, ИСПО РАО, ИПР СПО, образовательные учреждения"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»