ПРИКАЗ
от 9 января 2001 года N 4
Об отраслевой Программе развития сестринского дела в Российской Федерации
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минздравсоцразвития России от 28 декабря 2010 года N 1214
____________________________________________________________________
В соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 05.11.97 N 1387, приказом Минздрава России от 31.12.97 N 390 "О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации", а также резолюцией Первого Всероссийского съезда средних медицинских работников
приказываю:
1. Утвердить отраслевую Программу развития сестринского дела в Российской Федерации (приложение 1).
2. Утвердить План мероприятий по реализации Программы развития сестринского дела в Российской Федерации (приложение 2).
3. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации разработать региональные программы развития сестринского дела и план мероприятий с учетом отраслевой Программы.
4. Контроль за выполнением приказа возложить на первого заместителя министра здравоохранения Российской Федерации Вялкова А.И.
Министр
Ю.Л.Шевченко
Приложение 1
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 09.01.2001 N 4
ОТРАСЛЕВАЯ ПРОГРАММА
развития сестринского дела в Российской Федерации
Наименование Программы | Развитие сестринского дела в Российской Федерации |
Основание для разработки Программы | Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 05.11.97 N 1387, приказ Министерства здравоохранения РФ от 31.12.97 N 390 "О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации" |
Заказчик Программы | Министерство здравоохранения РФ |
Основные разработчики Программы | Министерство здравоохранения РФ, Московская медицинская академия им.И.М.Сеченова Минздрава России, Межрегиональная ассоциация медицинских сестер России |
Цель и задачи Программы | Формирование оптимальных условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медицинской и медико-социальной помощи населению: |
| - совершенствование нормативной правовой, материально-технической и организационно-методической базы для совершенствования организации работы сестринского персонала; |
| - совершенствование системы подготовки и эффективного использования сестринских кадров; |
| - совершенствование системы управления сестринским персоналом; |
| - развитие новых организационных форм и технологий оказания медицинской помощи сестринским персоналом; |
| - обеспечение развития научных исследований в сестринском деле; |
| - повышение профессионального и социального статуса сестринского персонала; |
| - обеспечение социальной защищенности специалистов сестринского дела; |
| - содействие развитию профессиональных сестринских ассоциаций и привлечение их к реформированию в области |
Сроки и этапы реализации Программы | 2001-2005 годы: |
| первый этап - 2001-2002 годы - включает создание нормативной, правовой, материально-технической и организационной базы; |
| второй этап - 2003-2005 годы - включает реализацию экономически эффективных форм и методов работы сестринского персонала |
Перечень основных разделов Программы | нормативное правовое обеспечение сестринской деятельности; |
| - основные направления деятельности и совершенствование организации работы сестринского персонала; |
| - развитие системы профессионального образования и кадровой политики в области сестринского дела; |
| - развитие научных исследований в сестринском деле; |
| - информационное обеспечение и управление сестринской деятельностью; |
| - развитие профессиональных сестринских объединений, ассоциаций и союзов |
Исполнители основных мероприятий Программы | Министерство здравоохранения РФ, ММА им.И.М.Сеченова Минздрава России, ГНИЦ профилактической медицины Минздрава России, ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России, НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им.Н.А.Семашко РАМН (по согласованию), Межрегиональная ассоциация медицинских сестер России |
Источники финансирования Программы | Средства федерального бюджета, внебюджетные средства и другие источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации |
Ожидаемые конечные результаты | Повышение медицинской и экономической эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений исходя из показателей эффективности и качества работы сестринского персонала |
Система организации контроля за исполнением Программы | Управление и контроль за реализацией Программы осуществляется Минздравом России. Координацию выполнения программных мероприятий осуществляет Совет Минздрава России по сестринскому делу. Основные направления и положения программы ежегодно уточняются исходя из хода ее выполнения и эффективности использования средств |
Комплекс политических, социально-экономических, демографических и экологических факторов, возникших в последние годы в стране, крайне негативно сказался на состоянии здоровья населения. Увеличение спроса на медицинские услуги происходит на фоне всевозрастающего дефицита материальных и финансовых ресурсов. Финансирование здравоохранения из бюджетов всех уровней и за счет средств обязательного медицинского страхования не может обеспечить население общедоступной бесплатной медицинской помощью.
Сестринское дело - важнейшая составная часть системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения потребностей населения в доступной и приемлемой медицинской помощи.
Сестринский персонал - это работники, имеющие среднее медицинское образование по специальностям сестринское, акушерское, лечебное дело и допущенные к профессиональной деятельности в установленном порядке.
Разнообразие функций, которые выполняет сестринский персонал, требует понимания факторов, влияющих на здоровье, причины болезней, способов их лечения и реабилитации, а также экологических, социальных и иных условий, в которых осуществляется медицинская помощь и функционирует система здравоохранения.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает сестринский персонал как реальный потенциал для удовлетворения растущих потребностей населения к доступной медицинской помощи.
ВОЗ подтверждает, что укрепление и развитие сестринского дела должны поддерживаться посредством:
- разработки стратегии планирования трудовых ресурсов и подготовки сестринских кадров;
- создания нормативной правовой базы для развития сестринского дела;
- обеспечения условий для эффективной деятельности сестринского персонала, возможности полной реализации своего профессионального потенциала в сотрудничестве с другими категориями медицинских работников.
На протяжении последних десятилетий в стране сестринскому делу не уделялось должного внимания. Это привело к значительному отставанию в этой области здравоохранения от развития современной науки и медицинских технологий, явилось причиной выбывания из профессии квалифицированного сестринского персонала, повсеместного снижения обеспеченности лечебно-профилактических учреждений сестринскими кадрами, увеличения дисбаланса в соотношении между врачами и медицинскими сестрами и, как следствие, ухудшения качества оказываемой медицинской помощи.
Постановлением Правительства РФ от 05.11.97 N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" предусмотрено осуществление реформы, направленной на повышение качества, доступности и экономической эффективности медицинской помощи населению в условиях формирования рыночных отношений.
Важная роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности и качества предоставляемых населению услуг, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи отводится специалистам, имеющим среднее медицинское образование, повышенный уровень образования и высшее медицинское образование по специальности "сестринское дело" и составляющим самую многочисленную категорию работников здравоохранения.
В условиях экономических преобразований в России стратегия развития сестринского дела должна соответствовать меняющимся потребностям здравоохранения, быть социально-приемлемой, при этом гарантировать высокое качество оказания медицинской помощи населению.
Важнейшими детерминантами, определяющими потребность в развитии сестринского дела, являются: негативные медико-демографические процессы, в особенности снижение рождаемости и старение населения; ухудшение состояния здоровья населения, хронизация патологии; появление и распространение новых заболеваний, в частности СПИДа; увеличение стоимости медицинских услуг.
Это требует более широкого использования сестринских кадров, усиления деятельности сестринского персонала в профилактической направленности здравоохранения.
Роль, функции и организационные формы деятельности сестринского персонала меняются в соответствии с новыми задачами, стоящими перед здравоохранением:
- развитием первичной медико-санитарной помощи, направленной на профилактику заболеваний и укрепление здоровья, гигиеническое обучение и воспитание населения;
- реструктуризацией лечебно-профилактических учреждений, направленной на сокращение сроков пребывания в стационаре;
- расширением объемов помощи на дому;
- увеличением реабилитационных мероприятий;
- формированием больниц/отделений с различной интенсивностью лечения ухода;
- внедрением хосписов и оказанием паллиативной помощи умирающим.
Перечисленные факторы требуют совершенствования образовательной системы подготовки и повышения квалификации специалистов сестринского дела с учетом потребностей системы здравоохранения и состава сестринских кадров.
Препятствиями для осуществления необходимых преобразований в кадровой политике и сестринском образовании до настоящего времени остаются слабая материально-техническая база образовательных учреждений, недостаточность специально подготовленных педагогических кадров и др.
Решением коллегии Минздрава России от 20.04.99 "О состоянии и перспективах развития сестринского дела в Российской Федерации" отмечена необходимость развития и совершенствования среднего, повышенного уровня и высшего медицинского образования по специальности "сестринское дело", разработки и внедрения Государственных образовательных стандартов по всем профилям и уровням квалификации, Государственных стандартов практической деятельности сестринского персонала, проведения комплексных научных исследований в сестринском деле.
В соответствии с решениями Минздрава России принимаются меры по совершенствованию качества профессиональной подготовки специалистов сестринского дела. Внесены изменения в содержание преподавания с переориентацией на медико-санитарную и медико-социальную профилактику, обучение новым технологиям сестринской практики, повышение ответственности и этических норм деятельности сестринского персонала.
Система здравоохранения в целом страдает от несбалансированности медицинских кадров, малоэффективного использования сестринского персонала в практическом здравоохранении, что оказывает существенное влияние на качество медицинской помощи. Реальная кадровая диспозиция "сестринский персонал - врачи" сопровождается взаимосвязанными негативными тенденциями:
- увеличением во врачебной деятельности доли медицинских услуг, не требующих врачебной квалификации, а подлежащих осуществлению хорошо подготовленным сестринским персоналом;
- принижением роли сестринского персонала в лечебном процессе, функции которого сводятся к выполнению технической работы, часто не требующей профессиональной подготовки.
Последнему фактору способствует исчезновение категории младшего медицинского персонала, функции которого вынужден брать на себя сестринский персонал в ущерб своей профессиональной деятельности.
Осуществление необходимых изменений в кадровой политике в области здравоохранения требует научно обоснованных подходов к планированию, подготовке и использованию сестринских кадров, эффективного управления сестринским персоналом, обеспечения рационального соотношения и партнерства между врачами и сестринским персоналом.
Более 20 факультетов образовательных учреждений высшего медицинского образования страны осуществляют подготовку менеджеров - руководителей сестринского персонала, однако в настоящее время остается нерешенной проблема с их трудоустройством. В подавляющем большинстве случаев старшими и главными медицинскими сестрами лечебно-профилактических учреждений работают специалисты, проявившие определенные организаторские способности, но не обладающие необходимыми знаниями в области менеджмента, психологии, педагогики, экономики, права и др. Эти специалисты нуждаются в дополнительной подготовке в медицинских образовательных учреждениях по специальности "сестринское дело".
Зарубежный опыт организации сестринского дела показывает, что деятельность сестринского персонала меняется и на смену традиционной практике медсестер в больницах приходят новые виды помощи, связанные не только с болезнями или патологическими состояниями, но и с проблемами сохранения и поддержания индивидуального и общественного здоровья.
В реформировании сестринского дела возможно использование международного опыта. Однако очевидна бесперспективность его использования без проведения глубокого анализа, необходимой коррекции и адаптации к социально-экономическим условиям нашей страны, а также сложившимся традициям, которые могут оказывать сдерживающее влияние на успешность реформирования сестринского дела.
Для проведения реформ в сестринском деле в Российской Федерации требуется решение следующих проблем:
- совершенствование системы профессиональной подготовки и использования сестринского персонала;
- совершенствование нормативной правовой, материально-технической и организационно-методической базы;
- совершенствование управления сестринской деятельностью;
- информационное обеспечение организации сестринского дела.