Об экономической политике на 2001 год и некоторых аспектах стратегии на среднесрочную перспективу

А. Реформа налогово-бюджетной сферы

24. В предыдущие годы недостатки бюджетного планирования и системы налогообложения на различных уровнях бюджетной системы приводили к принятию нереальных обязательств в области расходов, нестабильному и неравномерному сбору налогов, несовершенному контролю за использованием бюджетных средств. Комплексная программа предполагает принятие широкомасштабных мер, направленных на преодоление указанных недостатков, в частности продолжение реформы системы налогообложения, рационализацию бюджетных расходов, включая проведение анализа эффективности государственных расходов и ликвидацию расходных обязательств, не обеспеченных бюджетным финансированием.

Приоритетные задачи на 2001 год

25. Приоритетными задачами по реформированию налогово-бюджетной системы являются:

а) принятие главы Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на прибыль;

б) дальнейшее совершенствование положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации;

в) осуществление мер по улучшению налогового администрирования;

г) ликвидация расходных обязательств федерального бюджета, нет обеспеченных источниками финансирования;

д) преимущественное направление средств федерального бюджета на решение приоритетных задач при одновременном сокращении неэффективных расходов;

е) устранение несоответствия между различными уровнями законодательного закрепления расходных обязательств и фактическим осуществлением расходов;

ж) ликвидация кредиторской задолженности федерального бюджета;

з) завершение формирования системы федерального казначейства и создание условий для исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации через систему казначейств;

и) оптимизация списка бюджетных организаций и получателей бюджетных средств;

к) обеспечение информационной открытости бюджетов всех уровней и хода их исполнения.

Налоговая политика и администрирование

26. В 2001 году будет продолжено реформирование налоговой системы. Принятие части второй Налогового кодекса Российской Федерации является важным элементом налоговой реформы, направленным на стимулирование экономического роста. С 1 января 2001 года вступили в действие четыре главы Налогового кодекса, посвященные порядку взимания н лога на добавленную стоимость (НДС), акцизов, подоходного налога и единого социального налога. Указанные главы обеспечивают расширение облагаемой базы НДС и ликвидацию ряда необоснованных льгот; переход к взиманию НДС и акцизов на неэнергетические товары и услуги по принципу страны назначения, повышение специфических акцизных ставок; введение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов; сокращение взносов на социальное страхование с 39,5 до 35,6 процента от фонда заработной платы. Федеральный закон "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" предусматривает также сокращение налогов оборота, которые планируется ликвидировать в 2003 году. Правительство Российской Федерации намерено внести в Государственную Думу проект закона о внесении в налоговое законодательство изменений, предусматривающих с 1 января 2003 года исчисление НДС и основных видов акцизов по методу начисления.

27. В первой половине 2001 года Правительство Российской Федерации приложит усилия, направлена на принятие главы Налогового кодекса Российской Федерации о налоге прибыль, которая предусматривает принятие к вычету всех обоснованных производственных затрат, перенос убытков на последующий десятилетний период и постепенную ликвидацию различных льгот и освобождений, включая льготу по инвестициям.

28. В 2001 году предполагается принять поправки к части первой Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие предоставление налоговым органам право взимать в соответствии с установленным порядком штрафы без обращения в суд (в случае, если налогоплательщик не оспаривает требования налоговых органов об уплате штрафа); ликвидацию возможности преднамеренного направления налогоплательщиками платежей через неплатежеспособные банки и увеличение возможностей налоговых органов в борьбе с уклонением от уплаты налогов при помощи трансфертного ценообразования и других операций, проводимых заинтересованными сторонами.

29. Кроме того, Правительство Российской Федерации осуществит ряд дополнительных мер, направленных на совершенствование налогового администрирования, включая сокращение в 2001 году до 2 месяцев срока возмещения НДС традиционным экспортерам, стимулирование добровольного исполнения налогоплательщиками налоговых обязательств и повышение эффективности работы налоговых инспекций, в том числе за счет их реорганизации.

Политика в области расходов бюджета и социальных программ

30 Политика Правительства Российской Федерации в области расходов бюджета направлена в первую очередь на выполнение основных функций государства, включая социальную помощь, развитие здравоохранения, образования, поддержание правопорядка, а также на сокращение неэффективных расходов, связанных с предоставлением субсидий предприятиям и другим бюджетополучателям. Правительство Российской Федерации проведет в 2001 году обзоры государственных расходов по регионам и секторам экономики, результаты которых будут использоваться при составлении проектов федерального бюджета на 2002 год и последующие годы.

31. Основной задачей Правительства Российской Федерации в области реформирования системы социального обеспечения является осуществление эффективной защиты наиболее уязвимых слоев населения, включая улучшение пенсионного и социального обеспечения и предоставление равного доступа к основным социальным услугам, в частности, в области образования и здравоохранения. Другая часть социальных услуг должна предоставляться преимущественно на платной основе.

32. Большинство федеральных мандатов, не обеспеченных источниками финансирования, были приостановлены с 1 января 2001 года. В 2001 году Правительство Российской Федерации планирует подготовить решение по отношению к приостановленным федеральным мандатам, не обеспеченным источниками финансирования: отменить соответствующие мандаты либо определить средства для финансирования оставшихся федеральных мандатов, не обеспеченных источниками финансирования, с 1 января 2002 года.

33. В 2001 году Правительство Российской Федерации планирует продолжить повышение размера пенсий, обеспечивая при этом повышение жизненного уровня наименее обеспеченных пенсионеров. В ближайшие годы Правительство Российской Федерации также планирует осуществить общую реформу пенсионной системы, которая будет включать введение индивидуальных накопительных счетов.

34. Проводимая в настоящее время жилищная политика недостаточно эффективна и приводит к значительным затратам средств региональных бюджетов. Помимо широкого спектра реформ, направленных на обеспечение прав собственности и создание надежно функционирующего рынка жилищных услуг, Правительство Российской Федерации намерено строить межбюджетные отношения исходя из того, что субъекты Российской Федерации будут следовать утвержденному федеральному стандарту, предусматривающему поэтапный переход к полному возмещению затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг начиная с 2004 года. Одновременно семьям с низким уровнем дохода будут компенсироваться затраты на повышение жилищных и коммунальных тарифов, включая предоставление субсидий для оплаты жилищных и коммунальных услуг.

35. В области промышленной политики Правительство Российской Федерации проанализирует возможности осуществления выплат в связи с сокращением рабочих мест, переподготовкой кадров, оказанием помощи в переселении работающих. В первую очередь это относится к градообразующим предприятиям, расположенным в регионах Крайнего Севера. Правительство Российской Федерации также осуществит меры по повышению гибкости рынка трудовых ресурсов, включая проведение обследования системы предоставления пособий по безработице, и будет стремиться обеспечить принятие к концу 2001 года нового Кодекса законов о труде Российской Федерации, положения которого усовершенствуют систему найма и увольнения.