Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 13 апреля 1993 года N 134


Об утверждении Положения о производственном обучении и производственной практике учащихся учреждений начального профессионального образования Российской Федерации, подготавливающих квалифицированных рабочих для строительного комплекса

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минобрнауки России от 9 октября 2013 года N 1129
____________________________________________________________________

   

1. Утвердить Положение о производственном обучении и производственной практике учащихся учреждений начального профессионального образования Российской Федерации, подготавливающих квалифицированных рабочих для строительного комплекса, согласованное с Министерством труда Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, ЦК профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации, Государственным комитетом по вопросам архитектуры и строительства Российской Федерации, Министерством топлива и энергетики Российской Федерации.

2. Ввести в действие данное Положение с 1 сентября 1993 года.

3. Приказ Государственного комитета СССР по профессионально - техническому образованию от 4 июля 1985 года N 116 в учебных заведениях начального профессионального образования Российской Федерации не применяется.

4. Органам управления образованием республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга довести настоящее Положение до каждого профессионального училища, лицея (ВПУ) строительного профиля.

5. Настоящий Приказ подлежит включению в перечень действующих нормативных актов Министерства образования Российском Федерации.

               

Министр
Е.В.Ткаченко

     

 УТВЕРЖДЕНО
Приказом
Министерства образования
Российской Федерации
                                        от 13 апреля 1993 года N 134

ПОЛОЖЕНИЕ
о производственном обучении
и производственной практике учащихся учреждений
начального профессионального образования Российской
Федерации, подготавливающих квалифицированных
рабочих для строительного комплекса


1. Общие положения

1.1. Образовательный процесс подготовки квалифицированных рабочих в учреждениях начального профобразования* включает теоретическое обучение, производственное обучение и производственную практику.

________________   

* К учреждениям начального профессионального образования относятся профессионально - технические училища, высшие профессиональные училища, профессиональные лицеи.

Производственное обучение является основой профессиональной подготовки квалифицированных рабочих.

Основная задача производственного обучения - формирование, закрепление и совершенствование профессиональных умений и навыков учащихся по осваиваемой профессии (группе профессий).

1.2. Производственное обучение учащихся учреждений начального профобразования, подготавливающих квалифицированных рабочих для строительства, осуществляется в несколько этапов и предусматривает обучение в учебно-производственных мастерских, на учебных полигонах или учебно-производственных участках строительных организаций (предприятий) и на строительных объектах.

Завершающим этапом производственного обучения является производственная практика, проводимая на рабочих местах строительства, во время которой учащиеся в составе рабочих бригад самостоятельно выполняют работы, характерные для соответствующей профессии и уровня квалификации.

1.3. Производственное обучение учащихся учреждений начального профобразования, подготавливающих квалифицированных рабочих для строительства, осуществляется по учебным планам и программам, разработанным на основе типовых, согласованных с организациями (предприятиями) - заказчиками рабочих кадров и утвержденными в установленном порядке.

Производственная практика учащихся проводится по программам, разработанным учебным заведением совместно с организацией (предприятием) - заказчиком рабочих кадров и утвержденным в установленном порядке.

1.4. Обучение и аттестация учащихся по безопасности труда осуществляется согласно действующих: Положения об организации работы по охране труда в профессионально-технических учебных заведениях, порядка аттестации и выдачи выпускникам профессионально-технических учебных заведений удостоверений на право обслуживания объектов котлонадзора и подъемных сооружений, подконтрольных органам Госгортехнадзора, программ производственного обучения и производственной практики, а также согласно нормативно-распорядительной документации по вопросам безопасности труда, действующей в отрасли и непосредственно в строительных организациях (предприятиях), где учащиеся проходят производственное обучение и практику.

2. Производственное обучение

2.1. Основным содержанием производственного обучения является обучение учащихся трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии.

Содержание производственного обучения по профессиям, занятым в строительном комплексе, определяется требованиями профессионально - квалификационных характеристик, предусмотренных соответствующими ЕТКС. Конкретное содержание, объем и порядок выполнения работ на каждом рабочем месте устанавливаются в организациях (предприятиях) технологическими картами, инструкциями, разрабатываемыми на основе технологии выполнения работ по профессии.

2.2. Первоначальный период производственного обучения учащихся учреждений начального профобразования, подготавливающих квалифицированных рабочих для строительства, осуществляется в учебных мастерских, на учебных полигонах или учебно-производственных участках строительных организаций (предприятий). В дальнейшем производственное обучение проводится непосредственно на объектах строительно-монтажных организаций (предприятий).

В учебных мастерских учащиеся последовательно осваивают приемы, операции и способы выполнения строительных, сборочно-разборочных, регулировочных и др. (в зависимости от осваиваемой профессии) видов работ.

На учебных полигонах, учебно - производственных участках строительных организаций (предприятий) учащиеся осваивают приемы монтажа сборных элементов зданий, выполняют кладку каменных конструкций, отрабатывают первоначальные навыки управления дорожно - строительными машинами, автомобильными, гусеничными и пневмоколесными кранами, другими машинами, осваивают приемы их технического обслуживания, а также способы механизированного выполнения строительных работ.

Обучение учащихся на полигонах вождению соответствующих дорожно - строительных машин (бульдозера, скрепера, экскаватора, крана автомобильного, автовышки, автопогрузчика и др.) проводят мастера производственного обучения индивидуально с каждым учащимся по соответствующим программам и утвержденному графику.

На строительных объектах (предприятиях) учащиеся в составе учебных групп, ученических бригад (звеньев) последовательно закрепляют полученные в мастерских или на полигоне первоначальные навыки выполнения работ по профессии, обучаются приемам работы с применением современных механизмов, средств малой механизации, усовершенствованных инструментов и приспособлений, приобретают необходимые практические навыки самостоятельного, качественного выполнения работ по осваиваемой профессии (группе профессий), овладевают рыночными экономическими методами хозяйствования, прогрессивными методами труда.

В связи с переходом строительных организаций на рыночные экономические отношения производственное обучение может проводиться на самостоятельном строительстве объектов и выполнении самостоятельных видов строительных работ.

Производственное обучение на самостоятельном строительстве объектов целесообразно организовывать тем училищам, где ведется подготовка учащихся по основным общестроительным профессиям или в кооперации с другими училищами.

Перевод учащихся на строительный объект проводится только при освоении учащимися первоначальных навыков работы по профессии в учебных мастерских и на учебном полигоне.

Перед началом работ на строительном объекте с учащимися проводится инструктаж по технике безопасности и принимается зачет.

Главным требованием производственного обучения на строительных объектах, в т.ч. и на самостоятельном строительстве объектов, является выполнение содержания обучения учебных программ, создание условий для освоения учащимися прогрессивной технологии строительно - монтажных работ, возведения объектов индустриальными методами, освоения бригадных форм организации труда и экономических методов хозяйствования.

2.3. Занятия в учебных мастерских проводятся в форме урока производственного обучения или в составе ученических бригад.

При обучении на строительных объектах, в т.ч. и при самостоятельном строительстве, формами организации занятий являются обучение в составе ученической бригады, бригады квалифицированных рабочих или обучение на штатных рабочих местах.

Выбор той или иной формы организации занятий определяется особенностью изучаемой профессии, периодом обучения и материально - техническим обеспечением занятий.

2.4. Производственное обучение по профессиям строительного профиля осуществляется в группах по 12 - 15 человек, а по профессиям, связанным с обслуживанием сложного оборудования, выполнением опасных работ, - в группах по 8 - 10 человек.

2.5. Занятия с учащимися проводят мастера производственного обучения, закрепленные за учебными группами или за учебными мастерскими. В последнем случае обучение осуществляется по принципу (методу) "мастер - мастерская".

2.6. Рабочие места учащихся и мастера производственного обучения в учебных мастерских и на полигонах учреждений начального профобразования строительного профиля оснащаются оборудованием, инструментами, приспособлениями, материалами, средствами обучения в соответствии с действующими нормативами.

На выполняемые работы разрабатывается инструкционно - технологическая документация.

В процессе производственного обучения учащиеся изготавливают полезную продукцию, оказывают платные услуги населению (выполняют ремонтно - строительные работы).

2.7. Учет производственного обучения учащихся на всех его этапах ведется в журнале мастером производственного обучения.

3. Производственная практика

3.1. Производственная практика - заключительный этап процесса подготовки квалифицированных рабочих.

Основная задача производственной практики - закрепление и совершенствование приобретенных в процессе обучения профессиональных навыков и умений учащихся по изучаемой профессии, продолжение формирования профессионального мастерства по выполнению сложных видов работ, освоение современного оборудования, техники, средств малой механизации, автоматизации производственных процессов, овладение высокопроизводительными методами труда, освоение установленных норм выработки, адаптация учащихся в конкретных условиях коллективов строительных участков, бригад, звеньев.

3.2. Производственная практика учащихся учреждений начального профобразования, подготавливающих квалифицированных рабочих для строительства, как правило, проводится на штатных рабочих местах в организациях (предприятиях), для которых осуществляется подготовка рабочих (служащих).

Производственная практика проводится на строительных объектах, участках с современной технологией и организацией строительного производства, высоким уровнем механизации строительных работ, безопасными условиями труда, прогрессивными методами хозяйствования.

3.3. Производственная практика учащихся проводится на последнем курсе в конце обучения, в составе учебной группы численностью 12 - 15 человек, а по профессиям, связанным с обслуживанием сложного оборудования, выполнением опасных работ, - численностью 8 - 10 человек. Сроки ее проведения устанавливаются учебными планами индивидуально для каждой профессии (группы профессий).

Содержание производственной практики определяется программами, разработанными учебными заведениями совместно с организациями (предприятиями) - заказчиками кадров, учитывающими конкретные условия места прохождения практики и специфики профессии.

Программы производственной практики разрабатываются индивидуально для каждой профессии (группы профессий), рассматриваются методической комиссией учебного заведения, согласовываются с организацией (предприятием) - заказчиком рабочих кадров и утверждаются директором или заместителем директора по учебно - производственной работе учреждения начального профессионального образования.

В соответствии с конкретными условиями работы организации (предприятия) и требованиями к подготовке рабочих кадров в ходе производственной практики могут вноситься изменения в содержание программы прохождения практики. Изменения в программу производственной практики вносятся по совместному решению учебного заведения и организации - заказчика кадров. Эти изменения рассматриваются методической комиссией и утверждаются руководством учреждения начального профессионального образования.

3.4. Учащиеся на производственную практику направляются только после изучения содержания учебных программ теоретического обучения, отработки соответствующих тем программы производственного обучения, усвоения безопасного выполнения всех видов работ, предусмотренных программой прохождения всех этапов обучения (в учебных мастерских, на учебных полигонах или учебно - производственных участках организаций (предприятий) и строительных объектах), после прохождения аттестации на начальный уровень квалификации по всем осваиваемым профессиям и сдачи экзамена по предмету "Охрана труда", предусмотренного учебным планом, или зачета, если предмет "Охрана труда" не выделен отдельно в учебном плане.

3.5. Продолжительность рабочего дня учащихся в период производственного обучения в условиях производства и производственной практики должна соответствовать времени, отведенному учебным планом по производственному обучению и не превышать продолжительности рабочего дня, установленного трудовым законодательством для соответствующих категорий работников.

Продолжительность рабочего дня в производствах и на работах, перечисленных в "Списке производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет", утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 10.09.80 N 283/П-9 с изменениями, внесенными в этот список Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 июня 1985 года N 198/П-6, не свыше 4 часов в день, при условии строгого соблюдения в этих производствах и на работах действующих санитарно - гигиенических норм.

3.6. В зависимости от профиля, характера и содержания выполняемых работ, форм организации труда на строительстве (предприятии) производственная практика учащихся учреждений начального профобразования, подготавливающих квалифицированных рабочих для строительства, проводится, как правило, в составе ученической бригады (звена), на отдельном рабочем месте, в составе одной или нескольких комплексных рабочих бригад (звеньев) строек.

3.7. На период производственной практики учащиеся приказом по организации (предприятию) зачисляются на штатные рабочие места, включаются в списочный состав государственной организации (предприятия), но не учитываются в их среднесписочной численности.

С момента зачисления на рабочие места учащихся на них распространяется выполнение требований стандартов, инструкций, правил и норм по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка и других норм и правил, действующих на предприятии по соответствующей профессии и уровню квалификации рабочих. Учащиеся, зачисленные на рабочие места, подлежат государственному социальному страхованию наравне со всеми рабочими и служащими.

3.8. Руководство производственной практикой учебной группы осуществляется мастером производственного обучения.

Мастер производственного обучения несет ответственность за: правильность распределения учащихся - практикантов по рабочим местам, участкам, объектам в соответствии с их профессией; выполнение программы производственной практики; своевременное оформление документов на оплату труда учащихся - практикантов; воспитание у учащихся бережного отношения к оборудованию и инструменту; экономное расходование учащимися материалов, сырья, электроэнергии; обеспечение высокой производительности труда и качества выполняемых учащимися работ, соблюдение ими трудовой дисциплины, правил техники безопасности, инструкций по охране труда и безопасного выполнения работ. Мастер производственного обучения несет ответственность за санитарное состояние и организацию рабочих мест, а также выполняет другие функции, предусмотренные Положением о мастере производственного обучения.

3.9. Руководителям организаций (предприятий) разрешено в период проведения производственной практики учащихся под руководством мастеров производственного обучения премировать этих мастеров на условиях, действующих на данном предприятии (организации) для аналогичных категорий работников.

3.10. Для руководства производственной практикой и обучением учащихся в условиях производства (строительства) руководители организаций (предприятий) выделяют инженерно - технических работников и квалифицированных рабочих, которые в обязательном порядке должны быть аттестованными по вопросам безопасности труда.

Руководители производственной практики (обучения в условиях строительства) из числа инженерно - технических работников и квалифицированных рабочих организации - заказчика кадров выделяются в случае, когда мастер производственного обучения не в состоянии обеспечить постоянный контроль за работой (действиями) каждого учащегося, в частности:

при прохождении производственной практики учащимися одной учебной группы на нескольких объектах, участках, бригадах, в разные смены, когда мастер производственного обучения не в состоянии обеспечить: безопасность выполнения работ учащимися, соблюдения ими технологических процессов, режимов; необходимый подбор производственных работ; проверку качества работ, выполнения норм выработки;

при прохождении учащимися производственной практики в качестве дублеров (стажеров) под непосредственным руководством квалифицированных рабочих, где по производственным условиям исключается присутствие мастера производственного обучения, когда необходимо детальное инструктирование учащегося - практиканта по содержанию работ, правилам и нормативам охраны труда, когда необходимы постоянное наблюдение и помощь соответствующих специалистов или квалифицированных рабочих.

3.11. В случае назначения руководителей производственной практики от организации (предприятия) - заказчика рабочих кадров с мастера производственного обучения не снимается ответственность за руководство производственной практикой учащихся согласно пункту 3.8 данного Положения. Мастер производственного обучения ведет итоговый учет выполнения учащимися производственных заданий, установленных норм выработки, осуществляет контроль за выполнением программы производственной практики, исполняет другие обязанности, возложенные на него.

3.12. Учреждение начального профобразования и строительная организация (предприятие), не позже чем за 15 дней до направления учащихся на практику, обязаны заключить договор о производственной практике учащихся училища на строительных объектах или предприятиях (Приложение 1), в котором указываются взаимные обязательства учебного заведения и строительной организации (предприятия).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»