Развитие рыночных отношений, основанных на праве собственности, проводимые социально-экономические реформы, а также становление демократических институтов власти повлекли за собой необходимость создания новой системы правового регулирования в сфере недвижимости.
Гражданский кодекс Российской Федерации, регулирующий договорные и иные обязательства, а также имущественные отношения, в том числе отношения, связанные с возникновением и порядком осуществления права собственности и других вещных прав, послужил основой для принятия Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в этой сфере. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является одним из способов снижения риска на рынке недвижимости, защиты имущественных прав участников гражданского оборота и, как следствие, формирования отвечающих требованиям закона отношений на рынке недвижимости и привлечения дополнительных инвестиций в российскую экономику.
До принятия Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее именуется - Закон) действовали нормативные правовые акты, предписывающие необходимость осуществления регистрации прав и сделок с объектами недвижимости. Вместе с тем к моменту вступления в силу Закона действовавшая ранее система регистрации характеризовалась:
отсутствием единой системы органов, осуществляющих регистрацию;
отсутствием единых принципов, правил и методов государственной регистрации;
смешением двух систем регистрации - регистрации документов и регистрации прав на недвижимое имущество.
Указанные особенности действовавшей системы регистрации прав и сделок с недвижимостью не способствовали формированию эффективного механизма управления рынком недвижимости со стороны государства, в том числе по причине отсутствия консолидированного банка данных о правах на недвижимость, их переходе от одного правообладателя к другому, об ограничениях (обременениях) прав и иных сделках с недвижимостью. Как следствие, у государства отсутствовал в достаточной степени эффективный механизм предоставления гарантий зарегистрированных прав и сделок с недвижимым имуществом, что влекло за собой при осуществлении сделок с недвижимостью увеличение риска ее добросовестных приобретателей.
Таким образом, с момента введения в действие Закона встала задача скорейшего создания и развития на территории субъектов Российской Федерации учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее именуются - учреждения юстиции по регистрации прав) - государственных органов, призванных обеспечить создание на территории Российской Федерации единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статьей 33 Закона определен срок создания системы учреждений юстиции по регистрации прав - 1 января 2000 года К этому времени в регионах Российской Федерации должны быть созданы и приступить к работе учреждения юстиции по регистрации прав с разветвленной сетью филиалов и представительств, охватывающих всю территорию Российской Федерации. При этом органы (организации), на которые временно, до создания учреждений юстиции по регистрации прав, было возложено осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществляют эти полномочия только до указанного срока.
В ходе формирования системы учреждений юстиции по регистрации прав выявился ряд проблем, тормозящих ее создание и развитие.
Так, финансирование системы регистрации прав в соответствии с Законом осуществляется за счет платы за регистрацию и за предоставление информации о зарегистрированных правах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников. При этом на эти цели средства из федерального бюджета не выделялись. Что же касается финансовой поддержки со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, то, как показывает опыт создания учреждений юстиции по регистрации прав, большинство субъектов Российской Федерации выделили средства на формирование такой системы, что позволило некоторым учреждениям юстиции по регистрации прав приступить к непосредственной деятельности на всей территории субъекта Российской Федерации в максимально короткие сроки. В ряде регионов Российской Федерации финансовая и материально-техническая поддержка при создании учреждений юстиции по регистрации прав (в основном помещениями и техникой) осуществлялась на возвратной основе. Однако в некоторых регионах России отсутствовала какая-либо возможность оказания финансовой и материально-технической помощи создаваемому учреждению юстиции по регистрации прав. В последнем случае Министерство юстиции Российской Федерации, осуществляя функции уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при наличии соответствующего обращения субъекта Российской Федерации принимало решение о предоставлении финансовой помощи за счет централизуемой доли средств, поступающих в соответствии с Законом из действующих учреждений юстиции по регистрации прав на счет Министерства юстиции Российской Федерации.
Вследствие этих причин учреждения юстиции по регистрации прав в настоящее время имеют неодинаковую степень материально-технического оснащения, в том числе программно-техническими средствами. Как следствие, в субъектах Российской Федерации используются различные, в некоторых случаях несовместимые между собой информационные системы ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что препятствует созданию единого информационного пространства на территории Российской Федерации.
Кроме того, в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях не преодолены трудности во взаимодействии органов (организаций), осуществляющих деятельность по ведению государственного земельного кадастра, организаций технической инвентаризации, органов по управлению государственным и муниципальным имуществом, комитетов природных ресурсов и др. (далее именуются - органы (организации), осуществляющие государственный учет, техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества) с учреждениями юстиции по регистрации прав, что создает сложную для граждан и юридических лиц процедуру оформления документов, необходимых для регистрации.
Необходимо совершенствовать и расширять нормативную правовую базу по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, равно как и по вопросам государственного учета, технической инвентаризации объектов недвижимого имущества.
Система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним должна обеспечить:
развитие рынка недвижимости в Российской Федерации и создание эффективных механизмов государственного управления этим рынком;
защиту конституционных прав собственников и обладателей иных прав на объекты недвижимости;
эффективную экономическую деятельность участников гражданского оборота на рынке недвижимости;
возможность предоставления любому заинтересованному лицу достоверной информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество;
привлечение дополнительных инвестиций в российскую экономику;
упорядочение сбора налогов, связанных с объектами недвижимого имущества и их обладателями;
создание дополнительных гарантий безопасности для участников рынка недвижимости.
Федеральная программа поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее именуется - Программа) предусматривает реализацию мероприятий по следующим направлениям:
а) первое направление включает в себя совершенствование финансового механизма развития и поддержания системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которая в настоящее время развивается в основном за счет средств, получаемых в виде платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах. В рамках реализации данного мероприятия следует решить вопрос о финансовой поддержке системы государственной регистрации прав, в том числе за счет средств, привлекаемых из иных не запрещенных законом источников.
Кроме того, учитывая, что многие учреждения юстиции по регистрации прав, их филиалы и представительства располагаются в арендуемых ими помещениях, необходимо решить вопрос о закреплении за ними на праве оперативного управления зданий, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации;
б) второе направление включает в себя формирование единой информационной системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с последующей ее интеграцией в иные информационные системы, связанные с объектами недвижимого имущества и их правообладателями;
в) третье направление включает в себя формирование комплексного подхода с позиций государственных интересов к созданию единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Это связано с решением задач по координации деятельности учреждений юстиции по регистрации прав и органов (организаций), осуществляющих государственный учет, техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, направленной на минимизацию усилий и затрат участников гражданского оборота в процессе осуществления государственной регистрации. Также необходима комплексная проработка вопросов развития системы государственной регистрации прав во взаимосвязи с системой налогообложения (объектов недвижимого имущества и их правообладателей);
г) четвертое направление включает в себя разработку и принятие нормативных правовых актов по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также совершенствование действующей нормативной правовой базы по данному вопросу.