Введение
Важнейшим звеном реформирования жилищно-коммунального хозяйства в современных условиях становится снижение издержек на производство услуг. Экономической основой этого процесса является энергоресурсосбережение.
Принципиальные подходы к решению такой задачи изложены в Федеральной целевой программе "Энергоресурсосбережение России" на 1998-2005 годы и подпрограмме "Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.98 N 80.
В развитие положений этих документов Госстроем России разработаны "Основные направления и механизм энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации", одобренные решением Правительственной комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (протокол от 20 марта 1998 года N 3). Комиссией рекомендовано использовать указанный документ в качестве методологической основы при разработке региональных программ энергоресурсосбережения в ЖКХ.
В рамках реализации таких программ предполагается обеспечить:
- снижение потерь воды и тепловой энергии в зданиях, сооружениях и коммуникациях за счет улучшения тепловой изоляции, автоматического регулирования работы насосных агрегатов, рациональной ценовой политики;
- модернизацию систем водо- и теплоснабжения путем оптимизации режимов работы оборудования и сетей, децентрализации источников теплоснабжения, диспетчеризации и автоматизации, новой технологии замены и прочистки сетей;
- повышение надежности и устойчивости работы оборудования и коммуникаций на основе выполнения необходимого объема работ по замене изношенных сетей, применения современных материалов, подготовка теплоносителя;
- использование тепловых насосов и других нетрадиционных источников энергии с учетом местных условий.
Значительный эффект в экономии бюджетных средств может быть получен за счет развития системы учета и регулирования потребления энергоресурсов и воды от границ раздела сфер ответственности производящих и реализующих услуги организаций до конечных потребителей.
Необходимость планирования и финансирования комплекса ресурсосберегающих мероприятий, оценка осуществляемых мер по энергоресурсосбережению потребовали разработки настоящей Методики, включающей в себя отдельные элементы накопленного в регионах опыта проведения такой работы.
1. Цель, задачи и сфера применения Методики
Целью настоящей Методики является формирование принципов и методов оценки, определение процедуры расчета экономии бюджетных средств, используемых для финансирования процессов производства и реализации жилищно-коммунальных услуг.
Осуществление указанной цели требует решения следующих основных задач:
- выявление возможных источников экономии бюджетных средств;
- прогнозная оценка затрат и потенциальной экономии;
- учет фактически полученной экономии;
- определение путей рационального использования полученной экономии для стимулирования процессов энергоресурсосбережения в ЖКХ.
Кроме того, предусматривается оценка и сопоставление затрат на проведение энергоресурсосберегающих мероприятий и результатов от их реализации, которые выражаются в абсолютном или относительном сокращении потребности в бюджетных средствах.
В конечном итоге использование данной Методики позволит оценить эффективность действий различных участников процессов производства и оказания жилищно-коммунальных услуг, прямо или косвенно влияющих на сокращение затрат бюджетных средств.
Данная Методика предназначена для использования при разработке технико-экономических обоснований и бизнес-планов инвестиционных проектов, а также планов ресурсосберегающих мероприятий организаций, потребляющих, а также непосредственно реализующих жилищно-коммунальные услуги или участвующих в их производственном, научно-техническом, проектном или ином обеспечении.
Методика предусматривает комплексный подход к рассмотрению вопросов внедрения технических и организационных мероприятий по совершенствованию обслуживания и энергосбережению, а также по реализации форм и методов экономического стимулирования энергосберегающих мероприятий, реализуемых как непосредственно жилищно-коммунальными организациями, службами заказчика, так и самими потребителями услуг.
Оценка экономии бюджетных средств, определяющих эффективность внедрения энергосберегающих технологий, может производиться:
- на муниципальном уровне (в службе заказчика);
- в организациях бюджетной сферы - потребителях услуг;