ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 20 марта 1998 года N 3
Председательствовал: первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Б.Е.Немцов. Присутствовали: члены Правительственной комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации - Е.В.Басин, В.В.Авдеев, В.А.Аверченко, В.Н.Ампилогов, И.В.Бычковский, А.Д.Василевский. Н.А.Камышинский, Ю.В.Котляров, А.В.Корсунов, Н.Б.Косарева, А.Г.Кузнецов, А.А.Латкин, Н.В.Маслов, В.И.Овченков, З.Н.Ойкина, Л.Н.Чернышов, А.Ш.Шамузафаров, П.Б.Шелищ, Е.Г.Ясин; заместители руководителей, ответственные работники федеральных органов исполнительной власти - В.И.Галицкий, В.Г.Губенков, Ю.В.Коковихин, А.И.Kупавский, В.П.Ковалевский, А.Д.Кочегаров, А.П.Левинский, В.П.Лияскин, В.М.Локтионов, В.А.Самощенков, Н.М.Редянова, Г.А.Славинская, А.И.Терещенко, С.А.Трунов, Л.К.Чемерицкий; руководители, заместители руководителей, ответственные работники органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления - В.В.Волончунас, Б.И.Говорун, Е.П.Капранов, А.Н.Лихачев, Е.М.Рулев, Ю.П.Тыртышов, В.Н.Хрящов, В.П.Штагер, Д.В.Янцен; ответственные работники Аппарата Правительства Российской Федерации - А.Ф.Гореленко, А.А.Лесников, Н.Т.Лопаткин, О.А.Сергеева; представители предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства - победителей Всероссийского конкурса, научно-исследовательских и общественных организаций, фондов, средств массовой информации.
1. Принять к сведению информацию Госстроя России о проведенном Всероссийском конкурсе на лучшую организацию, предприятие сферы жнлищно-коммунального хозяйства по эффективности работы в новых экономических условиях.
2. Отметить, что Госстроем России проделана большая работа по организации всех этапов Конкурса: предварительного - на региональном и заключительного - на федеральном уровнях, и подведению его итогов.
На всех этапах в Конкурсе приняло участие 714 предприятий и организаций различных форм собственности, представляющих и заказывающих жилищно-коммунальные услуги.
В заключительном этапе конкурса участвовало 287 организаций и предприятий из 49 субъектов Российской Федерации по 16 направлениям деятельности жилищно-коммунальной сферы.
3. Одобрить итоги Всероссийского конкурса на лучшую организацию, предприятие сферы жилищно-коммунального хозяйства по эффективности работы в новых экономических условиях:
- награждение 46 предприятий-победителей дипломами I, II и III степени "За эффективную работу и конкурентоспособность в новых экономических условиях по итогам за 1997 год";
- рейтинг 100 лучших организаций и предприятий жилищно-коммунального хозяйства за 1997 год.
4. Госстрою России распространить положительный опыт работы предприятий и организаций жнлищно-коммунального хозяйства, награжденных дипломами Конкурса.
1. Одобрить в основном представленные Госстроем России Основные направления и механизм энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, разработанные в развитие Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации и с учетом выполнения поручения Правительства Российской Федерации N БН-П10-05803 от 25 февраля 1998 года.
2. Госстрою России с участием Фонда "Институт экономики города" в месячный срок доработать представленный документ с учетом высказанных замечаний и предложений, в том числе:
- в части механизма привлечения к разработке и реализации региональных и муниципальных программ энергоресурсосбережения в ЖКХ средств частних инвесторов, в том числе коммерческих банков;
- дополнения документа конкретными примерами передового опыта регионов, предприятий ЖКХ и ТСЖ в организации работы по приборному учету и регулированию потребления энерго- и водоресурсов, реализации других мероприятий по ресурсосбережению.
Направить после доработки Основные направления и механизм энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации от имени Правительственной комиссии органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для использования в качестве методологической основы при разработке региональных программ энергоресурсосбережения в ЖКХ.
3. Госстрою России, Минтопэнерго России до 1 мая т.г. доработать и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления о мерах по стимулированию энергоресурсосбережения в регионах.
4. Госстрою России с участием ГНЦ РФ "НИИТеплоприбор" в трехмесячный срок:
- определить состав нормативной базы приборов учета расхода воды и теплоносителей и организовать работу по обновлению действующей и разработке отсутствующей нормативно-технической документации;
- провести селекцию приборов учета, соответствующих современным требованиям, в части их использования для коммерческого учета потребления энергоресурсов и воды.
5. Госстандарту России в I полугодии т.г. утвердить стандарт "ГОСТ Р. Теплосчетчики для систем водяного теплоснабжения. Общие технические условия".
6. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в составе статей расходов смет организаций и учреждений, финансируемых из соответствующих бюджетов, выделять отдельной строкой расходы по оплате тепловой, электрической энергии, газа, водоснабжения и водоотведения и предусматривать в них не менее 5 процентов от планируемых на эти цели средств на внедрение энергосберегающих мероприятий и установку приборов учета.
1. Отметить, что в 57 субъектах Российской Федерации в январе-марте с.г. созданы и действуют региональные информационнопропагандистские штабы (комиссии, аналитические центры, рабочие группы) по сопровождению жилищно-коммунальной реформы.
2. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления:
- ускорить создание региональных и местных (районных, городских) информационнопропагандистских штабов по сопровождению жилищно-коммунальной реформы;
- повсеместно активизировать работу среди работников жилищно-коммунального хозяйства и населения по освещению вопросов реформирования ЖКХ;
- организовать проведение регулярных социологических исследований восприятия населением проводимых преобразований в жилищно-коммунальной сфере.
3. Координационно-пропагандистскому штабу по сопровождению жилищно-коммунальной реформы принять меры по завершению создания в субъектах Российской Федерации региональных организационно-пропагандистских штабов, а также содействовать созданию аналогичных местных штабов в городах и районах.
4. Признать необходимым регулярно заслушивать на заседании Правительственной комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации информацию руководителей субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о результатах проведения на местах социологических опросов населения об отношении к реформированию жилищнокоммунальной сферы.
5. Считать целесообразным увеличить объемы подготовки и повышения квалификации государственных служащих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и городских администраций, ответственных за вопросы реформирования жилищно-коммунального хозяйства, силами Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации через ИПК госслужбы.
1. Принять к сведению информацию о ходе реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Ставропольском крае, Магаданской и Свердловской областях.
Отметить положительный опыт Ставропольского края и Свердловской области по созданию служб Заказчика, ТСЖ, конкурсному отбору предприятий различных форм соб ственности, оказывающих жилищно-коммунальные услуги населению, работе лицензионных и расчетно-кассовых центров, внедрению единых платежных квитанций на оплату жилья и коммунальных услуг; Магаданской области - по организации закупки на конкурсной основе дизельного топлива для районов с ограниченным сроком навигации.
2. Минэкономики России, Минфину России активизировать работу по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 года N 1589 "О неотложных мерах по стабилизации и развитию экономики Ставропольского края".
3. Госстрою России в месячный срок провести экономическую экспертизу разработанной администрацией Магаданской области Программы энергосбережения в коммунальной энергетике на 1998 год, основанной на использовании новых энергосберегающих технологий (тепловых насосных станций).
При положительной оценке Программы оказать содействие администрации Магаданской области по ее реализации в свете выполнения Указа Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года N 1311 "О проведении в Магаданской области эксперимента по отработке региональной модели стабилизации социально-экономотеского развития и перехода к устойчивому развитию для районов Севера".
Первый заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
Б.Немцов
Правительствам республик
в составе Российской Федерации,
администрациям краев, областей,
автономных образований
Направляем одобренные Правительственной комиссий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации Основные направления и механизм энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации (прилагаются).
Предлагаем использовать материал в качестве методологической основы при разработке региональных программ энергоресурсосбережения в ЖКХ.
Министр Российской Федерации-
Председатель Госстроя России,
заместитель Председателя
Правительственной комиссии
по реформированию ЖКХ в
Российской Федерации
Е.В.Басин
ОДОБРЕНЫ
решением Правительственной
комиссии по реформированию
жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
20 марта 1998 года N 3
Основные направления
и механизм энергоресурсосбережения
в жилищно-коммунальном хозяйстве
Российской Федерации
Введение
Настоящий материал разработан на основе Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425, а также в развитие основных положений Федеральной целевой программы "Энергосбережение России" на 1998-2005 годы и подпрограммы "Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 1998 года N 80.
В соответствии с указанными документами важнейшим звеном реформирования жилищно-коммунального хозяйства должно стать снижение издержек на производство услуг. Экономической основой осуществления этого процесса является энергоресурсосбережение.
Конечные цели энергоресурсосберегающей политики в жилищно-коммунальном хозяйстве - снижение издержек производства и себестоимость услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства и, соответственно, смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.
Основными направлениями достижения указанных целей являются:
переход к эффективным энергосберегающим архитектурно-строительным системах и инженерному оборудованию в жилищно-коммунальном строительстве;
внедрение приборного учета и регулирования потребления тепловой энергии, воды и газа, организация взаиморасчетов за потребление ресурсов по показаниям приборов;
создание экономического механизма, стимулирующего процесс энергоресурсосбережения;
совершенствование систем тарифов, стандартизации, сертификации и метрологии, направленных на энергоресурсосбережение.
Главная задача всех участников процесса энергоснабжения и энергопотребления состоит в комплексном использовании всех рычагов управления спросом на ресурсы и стимулирования энергосбережения: технических. экономических, нормативных, институционных, информационных.
При этом важно правильно распорядиться накопленным в регионах опытом энергоресурсосбережения, изложение которого включено в предлагаемый материал.
В настоящее время деятельность жилищно-коммунального хозяйства сопровождается весьма большими потерями ресурсов, как потребляемых самими коммунальными предприятиями, так и предоставляемых потребителям воды, тепловой и электрической энергии
Фактическое удельное потребление воды в расчете на 1 жителя превышает установленные в регионах и городах нормативы в 1,5-2 раза, а удельное теплопотребление - в 2-3 раза.
Договоры на поставку тепла и воды, фактически навязываемые поставщиком ресурсов потребителям на основе расчетов по нормативам отражают объемы реализации, которые зачастую значительно отличаются от фактического потребления.
Действующий в отрасли хозяйственный механизм не стимулирует снижения затрат. Тарифы, как правило, формируются по фактической себестоимости. При этом все непроизводительные расходы, связанные с процессом производства услуг, а также потерями воды и тепла при их транспортировке, перекладываются на потребителя. В итоге имеет место как завышение тарифов, так и объемов реализации.
В то же время предприятия не имеют ни ощутимых стимулов, ни финансовых возможностей по замене в необходимых объемах устаревшего оборудования и изношенных основных фондов. Вместо ежегодной замены 3-4% сетей перекладывается 0,3-0,8% их общей длины, что ведет к увеличению количества аварий и повреждений.
В существующем жилищном фонде Российской Федерации значительную долю (в некоторых регионах до 80%) составляют дома из сборного железобетона, являющиеся по проектным данным самыми энергорасточительными сооружениями. Фактические же теплопотери в таких домах на 20-30% выше проектных из-за низкого качества строительства и эксплуатации. Наиболее значительные теплопотери в зданиях происходят через наружные стеновые ограждения (42 и 49% для пяти- и девятиэтажных зданий) и окна (32 и 35% соответственно). Дополнительные теплопотери вызывает также промерзание наружных ограждающих конструкций зданий.
Существенные потери тепла и ресурсов происходят и при эксплуатации инженерных систем и оборудования. Мелкие котельные (мощностью менее 5 Гкал/час) и индивидуальные отопительные установки (теплопроизводительностью до 25 тыс. ккал/час) крайне неэкономичны по использованию топлива. Многие из них работают на твердом топливе, что требует также и больших затрат труда. Они характеризуются устаревшими конструкциями, отсутствием автоматического регулирования и средств контроля.
Во многих котельных водоподготовка не проводится, либо проводится некачественно, что увеличивает расход топлива до 12,5% и более.
Суммарная протяженность тепловых сетей в Российской Федерации составляет примерно 125000 км (в двухтрубном исчислении). В основном они имеют теплоизоляцию невысокого качества (как правило, минеральную вату), теплопотери через которую составляют около 15-20%.
Велики также потери воды в тепловых сетях через свищи, образующиеся по причине наружной и внутренней коррозии. Потери тепла, связанные с утечками, можно оценить в 10-15%.