1. В целях обеспечения безопасности плавания судов по внутренним водным путям и предотвращения транспортных происшествий с судами создаются государственные лоцманские службы и негосударственные организации по лоцманской проводке судов. Государственные лоцманские службы создаются в составе администраций бассейнов внутренних водных путей.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 19 апреля 2011 года Федеральным законом от 5 апреля 2011 года N 47-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 августа 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 131-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Услуги государственных лоцманских служб и негосударственных организаций по лоцманской проводке судов оказываются на возмездной основе.
2. Лоцманская проводка судов осуществляется лоцманами, имеющими выданные в установленном порядке лоцманские удостоверения. Прибывший на судно лоцман обязан предъявить капитану судна или представителю владельца полностью автономного судна указанное лоцманское удостоверение. Капитан судна или внешний капитан полностью автономного судна не вправе брать на судно в качестве лоцмана лицо, не имеющее лоцманского удостоверения.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 10 июля 2023 года N 294-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 февраля 2024 года N 28-ФЗ). - См. предыдущую редакцию)
Порядок выдачи лоцманских удостоверений устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в положении о лоцманах на внутренних водных путях. Лоцманами являются граждане Российской Федерации, удовлетворяющие требованиям положения о лоцманах на внутренних водных путях, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 августа 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 131-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Не вправе претендовать на приобретение правового статуса лоцмана лица, не прошедшие медицинского осмотра, а также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
(Абзац дополнительно включен с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 230-ФЗ)
Лоцман обязан ежегодно проходить медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с лоцманом может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное лицо не прошло в установленном порядке медицинский осмотр.
(Абзац дополнительно включен с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 230-ФЗ)
3. Перечень участков внутренних водных путей, типов и размеров судов, подлежащих обязательной лоцманской проводке, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
4. В случае, если это необходимо в целях обеспечения безопасности судоходства, лоцман вправе приостановить лоцманскую проводку судна до наступления обстоятельств, позволяющих обеспечить безопасность судоходства.
5. Присутствие на судне лоцмана не снимает ответственность с капитана судна или внешнего капитана полностью автономного судна за управление судном. При наличии достаточных оснований сомневаться в правильности рекомендаций лоцмана капитан судна или внешний капитан полностью автономного судна вправе в целях обеспечения безопасности судоходства отказаться от услуг данного лоцмана. В случае, если лоцманская проводка судна является обязательной, капитан судна или внешний капитан полностью автономного судна должен потребовать заменить данного лоцмана.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 10 июля 2023 года N 294-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 февраля 2024 года N 28-ФЗ). - См. предыдущую редакцию)
6. За вред, причиненный судовладельцу по вине лоцмана, несет ответственность государственная лоцманская служба или негосударственная организация по лоцманской проводке судов, с которыми лоцман находится в трудовых отношениях в момент причинения вреда судовладельцу.
Государственная лоцманская служба и негосударственная организация по лоцманской проводке судов обязаны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, застраховать свою гражданскую ответственность на случай возмещения вреда, который может быть причинен судовладельцу по вине лоцмана.
7. Суда, плавающие под флагами иностранных государств, за исключением судов, предусмотренных пунктом 2 статьи 23_1 настоящего Кодекса, в течение всего пути следования по внутренним водным путям подлежат обязательной лоцманской проводке, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.
Порядок лоцманской проводки судов, предусмотренных пунктом 2 статьи 23_1 настоящего Кодекса, порядок установления районов обязательной и районов необязательной лоцманской проводки таких судов и категорий судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, устанавливаются правилами, предусмотренными абзацем первым пункта 2 статьи 23_1 настоящего Кодекса.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 июля 2011 года Федеральным законом от 11 июля 2011 года N 203-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
8. Во время лоцманской проводки судна лоцман обязан немедленно сообщить в администрацию бассейна внутренних водных путей о:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 августа 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 131-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
любых изменениях судового хода, которые могут создать угрозу безопасности судоходства;
любых происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого он осуществляет, и с другими судами на обслуживаемом им участке внутренних водных путей;
невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого он осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами внутренних водных путей.
9. Пункт утратил силу с 30 августа 2012 года - Федеральный закон от 28 июля 2012 года N 131-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.