____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Правительства Российской Федерации
от 7 октября 2020 года N 2577-р
____________________________________________________________________
1. Утвердить прилагаемую Концепцию приграничного сотрудничества в Российской Федерации.
2. Межведомственной комиссии по развитию приграничного сотрудничества в 6-месячный срок разработать и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по развитию приграничного сотрудничества в Российской Федерации на ближайший период и перспективу.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов
КОНЦЕПЦИЯ
приграничного сотрудничества в Российской Федерации
Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации (далее именуется - Концепция) определяет цели, принципы и приоритеты в деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере приграничного сотрудничества. Концепция учитывает накопленный опыт приграничного сотрудничества и исходит из единства и целостности территории и внутреннего рынка России и согласования общегосударственных интересов и интересов населения приграничной территории Российской Федерации.
Концепция раскрывает задачи и основные направления реализации государственной политики по развитию приграничного сотрудничества Российской Федерации.
Под приграничным сотрудничеством в Российской Федерации понимаются согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия Российской Федерации и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, повышения благосостояния населения приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, укрепления дружбы и добрососедства с этими государствами.
Приграничное сотрудничество в Российской Федерации основывается на следующих принципах:
взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности других государств;
мирное разрешение приграничных споров;
взаимное уважение законодательства государств, осуществляющих приграничное сотрудничество, а также соответствующих международных договоров;
обеспечение интересов России в приграничном сотрудничестве;
ненанесение ущерба экономическим и иным интересам государств, осуществляющих приграничное сотрудничество;
учет особенностей приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, в том числе их разнородности, характера межгосударственных отношений и исторически сложившихся связей с сопредельными государствами, природно-ресурсных, социально-экономических, градостроительных, транспортных условий развития приграничной территории, а также характера угрозы национальной безопасности Российской Федерации на приграничной территории;
соблюдение Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей 1980 года.
Приграничная территория Российской Федерации включает в себя пограничную зону, российскую часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлены пограничный режим, пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к государственной границе Российской Федерации, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска.
Территория, на которой осуществляется приграничное сотрудничество, может определяться в международных договорах Российской Федерации, соглашениях субъектов Российской Федерации с иностранными партнерами, заключаемых в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Участниками приграничного сотрудничества в Российской Федерации в пределах своей компетенции могут являться федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также юридические и физические лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основными задачами приграничного сотрудничества в Российской Федерации являются:
создание обстановки доверия, взаимопонимания и добрососедства между органами власти, деловыми кругами и населением приграничной территории Российской Федерации и органами власти, деловыми кругами и населением приграничных территорий сопредельных государств;
развитие и укрепление хозяйственных, культурных и гуманитарных связей между приграничными территориями Российской Федерации и сопредельных государств;
содействие взаимопониманию и дружбе между народами, населяющими приграничные территории Российской Федерации и сопредельных государств;
упрощение взаимного общения заинтересованных органов власти, деловых кругов и групп населения, в том числе этнических общностей, разделенных государственными границами, поддержка соотечественников за рубежом, проживающих на приграничной территории;
совместное создание и эффективное развитие экономической и социальной инфраструктуры на приграничных территориях;
совместное решение экономических, транспортных, энергетических, коммунальных, экологических, социально-демографических, гуманитарных и других проблем приграничных территорий;
обеспечение поддержки органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления российских организаций, участвующих в обустройстве приграничной территории и решении задач развития приграничного сотрудничества;
создание условий, способствующих прохождению экспортных и импортных товаров через приграничную территорию Российской Федерации, включая содействие обустройству пунктов пропуска через государственную границу, транспортной инфраструктуры, таможенных складов, терминалов и т. д.;
повышение эффективности использования производственной и социальной базы приграничной территории;
осуществление согласованной градостроительной политики на приграничной территории;
создание условий для интеграции систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сопредельных государств с целью повышения эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации, имеющие трансграничные последствия;
создание условий, способствующих прекращению оттока населения из стратегически важной и малонаселенной приграничной территории;
противодействие в установленном законодательством Российской Федерации порядке проявлениям национализма, шовинизма, этнического и религиозного сепаратизма, межэтнической напряженности на приграничной территории;
содействие реализации российской внутренней и внешней политики, обеспечению национальных интересов и национальной безопасности на государственной границе Российской Федерации, в том числе в сфере борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и другими правонарушениями.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при осуществлении приграничного сотрудничества принимают во внимание следующие основные факторы, определяющие особенности приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств:
общий характер межгосударственных, в том числе военно-политических отношений Российской Федерации с сопредельными государствами;
исторически сложившиеся связи с сопредельными государствами, традиции и обычаи населения, проживающего на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств;
природно-ресурсные, социально-экономические и градостроительные условия развития приграничных территорий;
характер влияния приграничного сотрудничества на развитие межрегиональной экономической кооперации с сопредельными государствами;
особенности режима государственной границы Российской Федерации;
влияние миграционного фактора на социальные процессы на приграничных территориях, связанное с внешней, в том числе незаконной, миграцией;
этнополитические факторы;
состояние охраны общественного порядка на приграничной территории Российской Федерации и особенности его поддержания;
особенности осуществления государственного контроля за ресурсами приграничной территории;
наличие природных и техногенных условий для возникновения чрезвычайных ситуаций, имеющих трансграничные последствия;
особенности обеспечения национальной безопасности на приграничной территории.
Учет этих специфических факторов приграничного сотрудничества осуществляется при выборе видов и направлений приграничного сотрудничества, а также формы его регулирования и поддержки.
Исходя из Конституции Российской Федерации, федеральных законов "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации", "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", "О международных договорах Российской Федерации", "О Государственной границе Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", а также договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и соглашений между Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о разграничении полномочий в области международных и внешнеэкономических связей:
а) федеральные органы исполнительной власти в области регулирования приграничного сотрудничества:
заключают международные договоры и соглашения;
устанавливают основные требования, предъявляемые к соглашениям о приграничном сотрудничестве;
устанавливают порядок осуществления приграничного сотрудничества;
определяют порядок применения Таможенного тарифа Российской Федерации;
регулируют внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов на приграничной территории Российской Федерации;
представляют интересы России по вопросам приграничного сотрудничества в международных организациях;
б) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно:
координируют международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации, выполняют международные договоры;
координируют деятельность субъектов Российской Федерации по регулированию приграничного сотрудничества;
устанавливают порядок осуществления хозяйственной деятельности на приграничной территории;
реализуют федеральные программы по вопросам приграничного сотрудничества;
в) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относится следующее:
ведение в пределах их полномочий переговоров с органами власти административно-территориальных образований сопредельных государств, а в отдельных случаях, с согласия Правительства Российской Федерации, - с органами государственной власти сопредельных государств и заключение в установленном порядке соглашений по приграничному сотрудничеству;
подготовка предложений по установлению порядка осуществления хозяйственной деятельности на приграничной территории;
г) органы местного самоуправления в пределах своих полномочий имеют право:
осуществлять в установленном порядке внешнеэкономические связи с муниципальными образованиями, административно-территориальными образованиями, организациями и гражданами сопредельных государств;
заключать в установленном законодательством Российской Федерации порядке с иностранными партнерами соглашения (гражданско-правовые договоры) о приграничном сотрудничестве.
Приграничное сотрудничество может осуществляться в виде:
проведения встреч уполномоченных органов государственной власти по вопросам приграничного сотрудничества;
создания уполномоченными органами государственной власти совместных координирующих органов по приграничному сотрудничеству и рабочих групп при них;
заключения в установленном порядке соглашений о приграничном сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами, субъектами Российской Федерации - с административно-территориальными образованиями иностранных государств, либо - с органами государственной власти иностранных государств;
заключения органами местного самоуправления, российскими юридическими лицами с зарубежными партнерами (муниципальными образованиями, административно-территориальными образованиями, юридическими лицами соответствующих иностранных государств) гражданско-правовых договоров о приграничном сотрудничестве;
создания рабочих групп по развитию приграничного сотрудничества в рамках межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
В Российской Федерации могут применяться и другие виды приграничного сотрудничества, не противоречащие законодательству Российской Федерации и отвечающие целям развития страны и ее приграничной территории.
Для развития приграничного сотрудничества могут быть рекомендованы следующие направления деятельности:
а) сотрудничество в приграничной торговле, которое осуществляется между российскими юридическими и физическими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории Российской Федерации и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на сопредельной приграничной территории, исключительно для удовлетворения местных нужд в товарах, производимых на соответствующих приграничных территориях;