Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПРИКАЗ

от 29 декабря 2000 года N БГ-3-07/465


Об утверждении Методических рекомендаций по порядку
исчисления и уплаты единого социального налога (взноса)

(с изменениями на 13 ноября 2001 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2002 года на основании  
приказа МНС России от 5 июля 2002 года N БГ-3-05/344
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     приказом МНС России от 28 апреля 2001 года N БГ-3-07/138;
     приказом МНС России от 13 ноября 2001 года N БГ-3-05/502.
____________________________________________________________________

     


В связи с введением в действие с 1 января 2001 года единого социального налога (взноса) в соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 N 117-ФЗ "Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая" (Собрание законодательства РФ, 2000, N 32, ст.3340) и Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (Собрание законодательства РФ, 2000, N 32, ст.3341),

приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса).

2. Руководителям управлений Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации довести данный приказ до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2001 года.

Министр
государственный советник
налоговой службы II ранга
Г.И.Букаев

 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
 по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса)

(с изменениями на 13 ноября 2001 года)

Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с главой 24 "Единый социальный налог (взнос)" Налогового кодекса Российской Федерации и разъясняют порядок исчисления и уплаты в государственные социальные внебюджетные фонды единого социального налога (взноса) (далее - налог).

1. Налог уплачивается с 01.01.2001 в соответствии с частью второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), утвержденной Федеральным законом от 05.08.2000 N 117-ФЗ и введенной в действие с 01.01.2001 Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2000 N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".

Следовательно, нормативные правовые акты по порядку исчисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования (далее - фонды), обязанность по уплате которых возникла после введения в действие главы 24 Кодекса, не применяются.

2. При применении статьи 235 Кодекса следует учитывать, что налогоплательщиками признаются:

2.1. Работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе:

а) организации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Кодекса к организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации;

б) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, на основании абзаца второго пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства";

в) индивидуальные предприниматели, к которым согласно пункту 2 статьи 11 Кодекса относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы, включая индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 11.03.92 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" оказание услуг в сфере охранной деятельности разрешается только предприятиям, специально учреждаемым для их выполнения. Частные охранники, имеющие лицензию на право оказания охранных услуг и осуществляющие свою деятельность на основании трудовых соглашений, заключаемых со службами безопасности организаций (частными охранными предприятиями), являются работниками по отношению к данным организациям. Таким образом, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 Кодекса указанные организации как работодатели, производящие выплаты наемным работникам (охранникам), являются плательщиками единого социального налога (взноса) и, соответственно, применяют ставки налога, порядок исчисления и уплаты налога для данной категории плательщиков (пункт 1 статьи 241, статья 243 Кодекса) (абзац дополнен приказом МНС России от 13 ноября 2001 года N БГ-3-05/502 - см. предыдущую редакцию);

г) родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования.

Согласно статье 1 Федерального закона от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" семейные (родовые) общины малочисленных народов - это формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами;

д) крестьянские (фермерские) хозяйства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Вместе с тем, крестьянское (фермерское) хозяйство, зарегистрированное до введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации согласно пункту 1 статьи 1 Закона РСФСР от 22.11.90 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", наделено правами юридического лица.

Таким образом, крестьянское (фермерское) хозяйство может быть представлено следующими организационно-правовыми формами:

1) Глава крестьянского (фермерского) хозяйства - как индивидуальный предприниматель;

2) Крестьянское (фермерское) хозяйство - как юридическое лицо.

При этом, глава крестьянского (фермерского) хозяйства и крестьянское (фермерское) хозяйство могут выступать в качестве работодателя и, следовательно, являться плательщиками налога как со своего дохода, так и с выплат и вознаграждений, начисленных наемным работникам. В этом случае ими представляется в налоговый орган две декларации об уплате налога по двум основаниям и расчет по уплате авансовых платежей по налогу за наемных работников.

Обязанности налогоплательщика-работодателя возлагаются в этом случае как на крестьянские (фермерские) хозяйства - юридические лица, так и на глав крестьянских фермерских хозяйств - индивидуальных предпринимателей как лиц, производящих выплаты и вознаграждения наемным работникам.

Обязанности налогоплательщика - как лица, самостоятельно получающего доходы, возлагаются на:

          - главу крестьянского (фермерского) хозяйства - индивидуального предпринимателя;

          - главу крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированного в качестве юридического лица. В данном случае глава крестьянского (фермерского) хозяйства не является работодателем по отношению к членам данного крестьянского (фермерского) хозяйства и производит лишь распределение полученного совместно дохода между членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

2.2. Индивидуальные предприниматели.

В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" оказывать сопутствующие аудиту услуги могут в том числе предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальные аудиторы) (абзац в редакции приказа МНС России от 13 ноября 2001 года N БГ-3-05/502 - см. предыдущую редакцию).

Таким образом, аудиторы являются плательщиками налога в качестве индивидуальных предпринимателей.

Индивидуальные предприниматели, применяющие в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" упрощенную систему налогообложения, являются плательщиками налога.

Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Например, индивидуальный предприниматель нанял по трудовому договору работника. В данном случае, он как работодатель должен уплачивать налог с выплат, начисленных работнику, а также с собственных доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. В налоговый орган по месту постановки на учет он должен представлять ежемесячно расчеты по авансовым платежам и по итогам года налоговую декларацию как работодатель, а также налоговую декларацию как индивидуальный предприниматель по уплате налога с собственных доходов за вычетом расходов.

Не являются плательщиками налога организации и индивидуальные предприниматели, ведущие деятельность на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.      

____________________________________________________________________

Абзацы пятый - девятый предыдущей редакции считаются соответственно абзацами четвертым - восьмым настоящей редакции - приказ МНС России от 28 апреля 2001 года N БГ-3-07/138.     

____________________________________________________________________

- безвозмездные выплаты, как в денежной, так и в натуральной форме (премии, стипендии, стоимость наград или призов, и т.п.), осуществляемые налогоплательщиками-работодателями в пользу физических лиц, не связанных с ними трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, либо авторским или лицензионным договором, если только эти выплаты не были произведены за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций (налога на прибыль), или средств, оставшихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц (абзац в редакции приказа МНС России от 28 апреля 2001 года N БГ-3-07/138, - см. предыдущую редакцию).

Выплаты в натуральной форме не признаются объектом налогообложения в части сумм, до 1000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц, если они выплачены в виде сельскохозяйственной продукции и (или) товарами для детей.

К объектам налогообложения, поименованным в пункте 2 статьи 236 Кодекса, относятся, в том числе, выплаты, осуществляемые физическим лицом в отношении наемных работников, труд которых используется в личном (домашнем) хозяйстве в качестве домашних работниц, личных секретарей, шоферов, сторожей, нянь и др.

Объектом налогообложения для главы крестьянского (фермерского) хозяйства и крестьянского (фермерского) хозяйства -  работодателей являются выплаты и вознаграждения, производимые в пользу наемных работников;

Объектом налогообложения для крестьянского (фермерского) хозяйства является доход главы крестьянского (фермерского) хозяйства, включая доход членов данного хозяйства.

При применении пункта 4 статьи 236 Кодекса необходимо учитывать следующее (абзац дополнительно включен приказом МНС России от 28 апреля 2001 года N БГ-3-07/138).

Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства (абзац дополнительно включен приказом МНС России от 28 апреля 2001 года N БГ-3-07/138).

В соответствии с пунктом 93 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н, величина показателя прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, совпадает с суммой нераспределенной прибыли, то есть прибыли до ее распределения по фондам в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также по фондам и резервам, образуемым организацией согласно установленному учредительными документами порядку (абзац дополнительно включен приказом МНС России от 28 апреля 2001 года N БГ-3-07/138).

В течение отчетного года показатель нераспределенной прибыли отчетного периода исчисляется в сумме нетто как разница между выявленным на основании бухгалтерского учета финансовым результатом за отчетный период и причитающейся к уплате суммой налогов и иных аналогичных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения (в т.ч. по расчетам с государственными внебюджетными фондами), за счет прибыли. При этом финансовый результат определяется на основании всех операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (пункт 49 Методических рекомендаций) (абзац дополнительно включен приказом МНС России от 28 апреля 2001 года N БГ-3-07/138).

На основании вышеизложенного, средствами организации, остающимися в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль, следует считать средства, полученные как разность между конечным финансовым результатом, определяемым в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 года N 34н, и суммой налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей, отраженных в налоговых декларациях и других документах (абзац дополнительно включен приказом МНС России от 28 апреля 2001 года N БГ-3-07/138).

Указанный показатель отражается в строке 190 Отчета о прибылях и убытках (форма N 2) бухгалтерской отчетности и по статье баланса "Нераспределенная прибыль отчетного года" (строка 470 баланса предприятия (формы N 1)) (абзац дополнительно включен приказом МНС России от 28 апреля 2001 года N БГ-3-07/138).

В последующих отчетных периодах данные суммы отражаются в отчетности по статье "нераспределенная прибыль прошлых лет" (без распределения по фондам, кроме резервного, созданного в соответствии с законодательством) (абзац дополнительно включен приказом МНС России от 28 апреля 2001 года N БГ-3-07/138).

Порядок использования средств, остающихся в распоряжении организации, определяется ее собственниками (акционерами, учредителями) (абзац дополнительно включен приказом МНС России от 28 апреля 2001 года N БГ-3-07/138).

При этом пунктом 3 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н, выделены затраты, которые расходами организации в целях бухгалтерского учета не признаются. Это означает, что данные суммы не участвуют в формировании финансовых результатов деятельности предприятия, отражаемых в форме N 2 "Отчет о прибылях и убытках" (абзац дополнительно включен приказом МНС России от 28 апреля 2001 года N БГ-3-07/138).

Такими расходами являются операции по перечислению средств (взносов, выплат и т.п.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий. Указанный перечень строго ограничен и расширению не подлежит (абзац дополнительно включен приказом МНС России от 28 апреля 2001 года N БГ-3-07/138).

Источником данных расходов при любых обстоятельствах, даже в случае отсутствия в отчетном году нераспределенной прибыли, может быть только прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль (и иных обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды) (абзац дополнительно включен приказом МНС России от 28 апреля 2001 года N БГ-3-07/138).

Кроме того, в соответствии со статьей 42 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и статьей 28 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" выплаты средств участникам общества (дивидендов - для акционерных обществ) также производятся исключительно за счет чистой прибыли предприятия (прибыли, остающейся в распоряжении предприятия) (абзац дополнительно включен приказом МНС России от 28 апреля 2001 года N БГ-3-07/138).

Что касается других выплат предприятия в пользу работников (признаваемых в целях ведения бухгалтерского учета расходами), то в соответствии с п.4 ПБУ 10/99 в зависимости от их характера, условий осуществления и видов деятельности организаций их необходимо подразделять на (абзац дополнительно включен приказом МНС России от 28 апреля 2001 года N БГ-3-07/138):

- расходы по обычным видам деятельности - если несение данных затрат обусловлено ведением обычных для предприятия видов деятельности. Например, это могут быть расходы, связанные с оплатой предусмотренных коллективным договором дополнительных отпусков производственных рабочих, компенсации командировочных расходов сверх установленных законодательством норм и иные аналогичные затраты. Данные расходы учитываются на счетах учета производственных затрат вне зависимости от их принадлежности к перечню, установленному Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (абзац дополнительно включен приказом МНС России от 28 апреля 2001 года N БГ-3-07/138);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»