УТВЕРЖДАЮ
Заместитель министра образования
Российской Федерации
В.Шадриков
7 июля 2000 года
ТРЕБОВАНИЯ
к минимальной оснащенности и минимальной
обеспеченности образовательного процесса высших
учебных заведений, реализующих основные
образовательные программы магистерской подготовки
В целях обеспечения качества подготовки магистров, руководствуясь ст.28 Федерального закона "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ, ст.6 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и пп.67 п.4 Положения о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года N 258, в соответствии с решением коллегии Минобразования России от 28 декабря 1999 года N 25 "О состоянии и перспективах развития магистратуры в России" и на основании приказа Минобразования России от 22 февраля 2000 года N 532 п.2, утверждаю настоящие требования к условиям осуществления образовательной деятельности высшими учебными заведениями, реализующими программы магистерской подготовки.
Магистерская подготовка открывается приказами Минобразования России о лицензировании по направлениям подготовки бакалавров и магистров, утвержденным приказом Минобразования России от 2 марта 2000 года N 686, с указанием кодов и наименований магистерских программ, входящих в аннотированный перечень магистерских программ. Аннотированные перечни магистерских программ установлены государственными образовательными стандартами подготовки магистров по соответствующему направлению и могут быть изменены и дополнены в установленном порядке. Направление подготовки магистров вносится в приложение к лицензии вуза.
1. Общие требования к высшему учебному заведению
1.1. Наличие государственной аккредитации по соответствующему направлению подготовки бакалавров.
1.2. Соответствие профиля подготовки магистров тематике научных исследований вуза.
Руководители магистерских программ и руководители студентов-магистрантов должны иметь публикации в отечественных и (или) зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов и пр. по профилю магистерской подготовки.
1.3. Наличие в вузе специальностей аспирантуры, соответствующих профилю магистерской подготовки.
1.4. Наличие изданных учебных и (или) учебно-методических материалов, подготовленных руководителями магистерских программ и руководителями студентов-магистрантов.
2. Требования к минимальной оснащенности высших учебных
заведений и оборудованию учебных помещений
2.1. Наличие необходимой учебно-материальной базы, обеспечивающей проведение теоретического обучения, лабораторных практикумов, научно-исследовательской работы студентов, а также подготовку выпускной квалификационной работы, предусмотренных государственными образовательными стандартами и примерными учебными планами специализированной подготовки магистров.
2.2. Наличие договоров между вузом и предприятиями, учреждениями или организациями, в соответствии с которыми указанные предприятия, учреждения или организации предоставляют места для прохождения практики студентов, если это предусмотрено государственными образовательными стандартами.
3. Требования к образовательному цензу педагогических
работников и укомплектованности штатов
3.1. Научное руководство магистерской программой должно осуществляться штатным* профессором, доктором наук соответствующего профиля, имеющим стаж работы в вузах не менее трех лет.
________________
* Под штатным преподавателем понимаются лица из числа профессорско-преподавательского состава, для которых лицензируемое учреждение является основным местом работы при выполнении полной учебной нагрузки.
3.2. Непосредственное руководство студентами-магистрантами осуществляется научными руководителями, имеющими ученую степень и (или) ученое звание. Одновременно руководство может осуществляться не более чем пятью студентами-магистрантами.
Руководители студентов-магистрантов должны преподавать дисциплины, включенные в программу специализированной подготовки магистров.
3.3. Реализация образовательной программы подготовки магистров должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и соответствующую квалификацию, ведущими научно-исследовательскую и научно-методическую работу по профилю магистерской программы.
3.4. Преподаватели, имеющие ученую степень и ученое звание, должны составлять не менее 70% от общей численности профессорско-преподавательского состава, обеспечивающего программу специализированной подготовки магистров.
3.5. Преподаватели с ученой степенью доктора наук и (или) ученым званием профессора, привлекаемые к образовательному процессу по основной образовательной программе, должны составлять не менее 20%. При этом общее число штатных преподавателей - докторов наук, профессоров соответствующего профиля по циклам общепрофессиональных и специальных дисциплин, входящих в заключительную двухлетнюю программу специализированной подготовки магистров, должно составлять не менее трех.
Должности, на которые привлекаются доктора наук, профессора, могут замещаться штатными совместителями*, выполняющими в сумме полную учебную нагрузку.
________________
* Под штатными совместителями понимаются лица из числа профессорско-преподавательского состава, для которых лицензируемое учреждение не является основным местом работы, но в котором они выполняют часть учебной нагрузки (не менее 0,25 ставки), прошедшие конкурсный отбор и утвержденные в должности приказом руководителя вуза на основе заключенного контракта сроком не менее 3 лет.
4. Требования к методическому и информационному обеспечению