5. Учебная работа является важнейшей составной частью образовательной деятельности училища.
Обучение, воспитание и развитие обучающихся осуществляются в ходе учебных занятий, внеклассных и общественных мероприятий, выполнения обучающимися правил поведения и соблюдения внутреннего порядка, установленного в училище, текущего контроля успеваемости и качества подготовки обучающихся, а также государственной (итоговой) аттестации выпускников.
6. Основу образовательного процесса составляет учебная и воспитательная работа с обучающимися под руководством преподавателей и офицеров (прапорщиков, мичманов) рот, осуществляемая в течение всего срока обучения в училище.
Образовательный процесс в училище организуется и проводится на учебных занятиях в классах (оркестровых студиях), учебных кабинетах, лабораториях, на практических полевых занятиях в стационарном учебном лагере (в ходе морской практики), в спортивных залах, на факультативных и кружковых занятиях, индивидуальных консультациях, внеклассных мероприятиях, в ходе самостоятельной подготовки по предметам обучения.
7. Основной формой образовательного процесса в училище являются учебные занятия в составе взводов (в нахимовских военно-морских училищах - классов (далее именуются - взводы), в военно-музыкальном училище - индивидуальные занятия) согласно расписанию занятий (абзац в редакции, введенной в действие с 27 сентября 2009 года приказом Минобороны России от 16 мая 2009 года N 409, - см. предыдущую редакцию).
Продолжительность учебного занятия - 45 минут.
Все зачисленные в училище обучающиеся сводятся в роты согласно штату. Роты имеют постоянную нумерацию на весь период обучения. Предельная численность взводов - не более 25 человек. Состав взводов и рот определяется приказом начальника училища.
За каждым взводом (для проведения индивидуальных занятий - за каждым обучающимся) закрепляются преподаватели, которые обучают, как правило, со дня приема обучающихся в училище до их выпуска.
Учебные занятия в училищах проводятся в составе взвода (группы). При проведении занятий по иностранным языкам, основам информатики и вычислительной техники (в военно-музыкальных училищах, кроме того, - по музыкальной литературе, музыкальному народному творчеству, сольфеджио, элементарной теории музыки, гармонии, анализу музыкальных произведений, инструментоведению, истории русской военной музыки, методике обучения игре на духовых и ударных музыкальных инструментах), во время практических занятий по автомобильной подготовке, физике и химии взводы делятся на две учебные группы, а при изучении восточных языков - на три группы (в соответствии с требованиями программы обучения), в составе камерного ансамбля - на 7-8 подгрупп (абзац в редакции, введенной в действие с 27 сентября 2009 года приказом Минобороны России от 16 мая 2009 года N 409, - см. предыдущую редакцию).
Обучение игре на духовых и ударных музыкальных инструментах, фортепиано, дирижированию, инструментовке и чтению партитур проводится индивидуально.
8. Занятия по предметам военной (военно-морской, специальной) подготовки проводят офицеры-воспитатели, командиры рот и преподаватели военной (военно-морской, специальной) подготовки.
Для проведения занятий по военной подготовке во взводе в качестве помощников руководителя занятий могут привлекаться офицеры-воспитатели других взводов данной роты и помощники офицеров-воспитателей.
Офицеры-воспитатели могут привлекаться в качестве руководителей и помощников руководителей занятий при проведении уроков по физической подготовке, а помощники офицеров-воспитателей - в качестве помощников руководителей занятий.
В военно-музыкальных училищах командиры рот привлекаются к проведению занятий по специальным музыкальным дисциплинам (абзац в редакции, введенной в действие с 27 сентября 2009 года приказом Минобороны России от 16 мая 2009 года N 409, - см. предыдущую редакцию).
9. Самостоятельная подготовка обучающихся является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам, экзаменам.
Самостоятельная подготовка обучающихся проводится в установленное распорядком дня время под руководством офицера-воспитателя, а в его отсутствие - помощника офицера-воспитателя (заместителя командира взвода из числа обучающихся).
В руководстве самостоятельной подготовкой, особенно на первом курсе, должны принимать участие преподаватели в целях научить обучающихся наиболее рациональным приемам выполнения заданий, привития им навыков самостоятельной работы.
На самостоятельную подготовку выделяются три учебных часа продолжительностью 50 минут каждый с 10-минутным перерывом между ними.
Организация и проведение самостоятельной подготовки периодически контролируется учебным отделом (отделением), командирами рот, методистом учебного отдела (отделения), старшими преподавателями предметно-методических комиссий, которые изучают и обобщают лучший опыт работы офицеров-воспитателей и доводят его до всех офицеров на ротных педагогических совещаниях. Результаты контроля заносятся в журнал контроля занятий (приложение N 1 к настоящей Инструкции).
Результаты контроля анализируются в училище не реже одного раза в месяц.
10. Внеклассные занятия проводятся согласно отдельному расписанию. Предложения в расписание проведения индивидуальных и групповых занятий обсуждаются на заседании ротного педагогического совещания в начале каждой учебной четверти.
11. По окончании второго полугодия с обучающимися (кроме выпускного курса) в соответствии с учебным планом проводятся практические полевые занятия (морская практика) в стационарном учебном лагере.
12. В военно-музыкальном училище с обучающимися первого, второго и третьего курсов в течение трех недель проводится учебная практика в стационарном учебном лагере.
13. На период проведения учебных занятий в стационарном учебном лагере в училище разрабатывается план, а в ротах - расписание занятий на неделю.
14. Обучающиеся первого курса училища по профилю Военно-Морского Флота в течение двух недель проходят ознакомительную практику на кораблях Военно-Морского Флота и две-четыре недели занимаются в стационарном учебном лагере училища, а обучающиеся второго курса в течение двух-четырех недель проходят практику на учебных кораблях Военно-Морского Флота и две-четыре недели занимаются в стационарном учебном лагере.
15. Практические полевые занятия (практика на учебных кораблях) завершаются зачетом с выставлением оценок по предметам военной (морской) подготовки согласно требованиям программы обучения. Зачеты принимаются офицерами рот под контролем учебного отдела (отделения).
16. После сдачи зачетов по военной (морской) подготовке издается приказ начальника училища о переводе обучающихся на следующий курс.
Переводиться могут только те обучающиеся, которые по всем предметам учебного плана имеют годовые положительные оценки.