ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 января 2001 года N 01-06/499
О конфискации имущества
____________________________________________________________________
Не действует с 1 июля 2002 года на основании
приказа ГТК России от 17 июля 2002 года N 758
____________________________________________________________________
С целью разъяснения отдельных возникающих в деятельности таможенных органов вопросов о конфискации имущества в административном порядке до издания приказа ГТК России от 16 июня 2000 года N 516 "О передаче в суд дел о нарушениях таможенных правил" сообщаем следующее.
20 мая 1997 года по делу о проверке конституционности пунктов 4 и 6 статьи 242 и статьи 280 Таможенного кодекса Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации было вынесено постановление, согласно которому не подвергалось сомнению с точки зрения конституционности право таможенных и других административных органов на основе закона выносить решение о конфискации имущества как меры административной ответственности за совершенное правонарушение при сохранении последующего судебного контроля за обоснованностью и законностью этого решения. Данным постановлением по сути было определено, что административными органами (в том числе и таможенными) взыскание в виде конфискации может применяться самостоятельно как особая мера административно-правового характера, сходная по своей правовой природе с превентивными процессуальными мерами (изъятие, арест), определяемая характером публично-правовых отношений и не являющаяся самодостаточной, а потому обеспечиваемая для частного собственника гарантией последующего судебного контроля, при этом решение административного органа о наложении взыскания в виде конфискации вступает в силу только после истечения срока обжалования его в суд либо вступления решения суда по жалобе правонарушителя в законную силу.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 1998 года по делу о проверке конституционности статьи 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 85 и статьи 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях была признана неконституционной статья 266 Таможенного кодекса Российской Федерации. Однако неконституционной была признана лишь одна статья Таможенного кодекса, применение конфискации имущества административным органом было указано как одно из оснований данного решения наряду с несоразмерностью предусмотренного этой статьей взыскания указанному в ней деянию.
В то же время сохраняло юридическую силу упомянутое решение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 мая 1997 года, более общее по содержанию и касающееся принципиальной возможности наложения взыскания в виде конфискации административными органами.
Таким образом, таможенные органы должны были самостоятельно налагать взыскание в виде конфискации по делам о нарушениях таможенных правил, за исключением дел по статье 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, руководствуясь при этом положениями Таможенного кодекса Российской Федерации и обоими указанными постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 13 января 2000 года по жалобам малого предприятия "Кинескоп" и Сочинского пассажирского автотранспортного предприятия N 2 на нарушение конституционных прав и свобод статьей 276 Таможенного кодекса Российской Федерации, было дано толкование общего соответствующего Конституции Российской Федерации судебного порядка применения конфискации имущества в качестве санкции за совершение правонарушения. Указанное определение было опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации" 27 марта 2000 года и в "Российской газете" 6 апреля 2000 года. Согласно статье 80 Федерального конституционного закона от 12 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" решение Конституционного Суда подлежит исполнению немедленно после его опубликования. Таким образом, правоприменительные органы (в том числе и таможенные) не могли реально руководствоваться им до 27 марта 2000 года. Помимо этого в указанном законодательном акте не определено, что действие принятого Конституционным Судом решения распространяется на правоотношения, возникшие до его принятия, то есть упомянутое определение от 13 января 2000 года не имеет обратной силы, в силу чего рассмотренные до его опубликования дела не подлежат пересмотру.
Кроме этого следует учитывать, что решениями Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости конфискации имущества лиц иными, нежели суды, органами или должностными лицами не определялся процессуальный порядок передачи дел о нарушениях таможенных правил в суды для наложения взыскания в виде конфискации. Действующим законодательством указанный вопрос также не урегулирован. В силу неурегулированности данного вопроса дела о нарушениях таможенных правил не принимались судами к рассмотрению и рассматривать их по существу могли лишь таможенные органы в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Российской Федерации. Порядок передачи дел о нарушениях таможенных правил в суд в целях реализации положений Конституции Российской Федерации, предусматривающих судебное рассмотрение дел о применении взыскания в виде конфискации, был установлен приказом ГТК России от 16 июня 2000 года N 516, в связи с чем и передача таких дел для судебного рассмотрения могла реально осуществляться только после его принятия. Приказ ГТК России от 16 июня 2000 года N 516 в связи с отказом Минюстом России в его государственной регистрации был отменен приказом ГТК России от 3 октября 2000 года N 893. В тот же день ГТК России был издан приказ N 894, содержащий положения, по сути аналогичные нормам приказа от 16 июня 2000 года N 516. Приказ от 3 октября 2000 года N 894 возвращен Минюстом России в ГТК России с указанием об отсутствии необходимости в его государственной регистрации в связи с тем, что данный приказ "носит внутриведомственный, организационный характер и новых правовых норм не содержит". Таким образом, в настоящее время порядок передачи дел о нарушениях таможенных правил в суды регулируется приказом ГТК России от 3 октября 2000 года N 894.
Учитывая изложенное, не усматриваем оснований для отмены вынесенных до издания приказа ГТК России от 16 июня 2000 года N 516 постановлений таможенных органов по делам о нарушениях таможенных правил, в соответствии с которыми к лицам применялось взыскание в виде конфискации, в связи с применением конфискации товаров (транспортных средств) таможенными органами, а не судами. Исполнение указанных постановлений о конфискации товаров (транспортных средств) следует производить в порядке, предусмотренном статьей 380 Таможенного кодекса Российской Федерации.
В случае принятия судебными органами решений об отмене вышеуказанных постановлений таможенных органов по обозначенным основаниям следует предпринимать все меры по обжалованию в установленном порядке таких решений с учетом позиции, изложенной в настоящем письме, вплоть до высших судебных инстанций.
Статс-секретарь -
заместитель председателя ГТК России
генерал-лейтенант таможенной службы
Ю.Ф.Азаров
Текст документа сверен по:
рассылка