ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2000 года N 76
Об утверждении Межотраслевых норм времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспорта и складские работы
Министерство труда и социального развития Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить Межотраслевые нормы времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспорта и складские работы, разработанные Центральным бюро нормативов по труду Минтруда России при участии научных и нормативно-исследовательских организаций отраслей экономики.
2. Установить, что утвержденные настоящим постановлением Межотраслевые нормы времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспорта и складские работы рекомендуются для нормирования труда рабочих, занятых на погрузочно-разгрузочных и складских работах, установления нормированных заданий, планирования численности рабочих в организациях отраслей экономики независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм.
3. Центральному бюро нормативов по труду Минтруда России обеспечить издание необходимого количества указанных Межотраслевых норм времени в соответствии с заявками организаций.
Министр труда и социального развития
Российской Федерации
А.Починок
МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ НОРМЫ ВРЕМЕНИ
на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспорта и складские работы
Межотраслевые нормы времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспорта и складские работы утверждены постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2000 года N 76.
Нормы времени разработаны Центральным бюро нормативов по труду Министерства труда и социального развития Российской Федерации при участии научных и нормативно-исследовательских организаций различных отраслей экономики.
Межотраслевые нормы содержат нормы времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспорта и складские работы, выполняемые механизированным способом, а также вручную без применения или с применением простейших приспособлений на следующие категории грузов: тарно-упаковочные и штучные, мясные, хлебобулочные изделия, тяжеловесные грузы, металлы и металлические изделия, лесоматериалы, огнеупорные грузы, навалочные, зерновые и др.
Нормы времени дифференцированы в зависимости от способов и средств выполнения погрузочно-разгрузочных работ, массы одного места груза, расстояния перемещения груза, высоты подъема груза, вида упаковки, численности состава исполнителей и других факторов.
Нормы времени предназначены для нормирования труда рабочих, выполняющих погрузочно-разгрузочные и складские работы, для установления нормированных заданий, комплексных норм при бригадной форме организации труда, а также планирования численности рабочих.
1.1. Межотраслевые нормы времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспорта и складские работы рекомендуются для применения в организациях различных отраслей экономики независимо от их организационно-правовых форм, ведомственной принадлежности и форм собственности.
1.2. Нормы настоящего сборника предназначены для нормирования труда рабочих, выполняющих погрузочно-разгрузочные работы для установления нормированных заданий, комплексных норм при бригадной форме организации труда, а также планирования численности рабочих.
1.3. В основу разработки норм положены:
"Единые нормы выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы", изд. 1987 года;
Изменения и дополнения к Единым нормам выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР и Секретариатом ВЦСПС от 17 июля 1990 года N 289/12-13;
фотохронометражные наблюдения;
технические характеристики погрузочно-разгрузочных машин и механизмов, подвижного состава;
результаты анализа организации труда и мероприятия по ее совершенствованию;
технические расчеты.
1.4. В сборнике предусмотрены нормы на группы грузов следующих категорий:
Тарно-упаковочные и штучные грузы:
грузы в мешках, кулях, пакетах, к которым относятся различные грузы (в мешках или пакетах джутовых, льняных, бумажных (одно- и трехслойных), полиэтиленовых и др.), грузы в кипах, грузы в ящиках (в деревянных, металлических, фанерных, пластмассовых, картонных), в коробках (коробах), решетках, сетках, связках, а также грузы без упаковки (в том числе штучные грузы - толь, рубероид, шифер, битум, кирпич, паркет, клепка, дощечки, планки в пачках и связках) массой одного места до 250 кг, за исключением металлов и лесоматериалов;
катно-бочковые грузы (в металлических, деревянных и фанерных бочках, барабанах, бухтах, рулонах (бумага), на катушках) массой одного места до 500 кг.
Мясные грузы:
мясо мороженое, охлажденное в тушах, полутушах и четвертинах.
Хлебобулочные изделия:
хлеб печеный всякий, булочные и мелкоштучные изделия, уложенные в специальные лотки
Тяжеловесные грузы:
грузы в упаковке и без упаковки (в том числе машины, контейнеры, железобетонные изделия и др.) массой одного места более 250 кг, за исключением металлов и лесоматериалов;
катно-бочковые грузы (в металлических, деревянных и фанерных бочках, барабанах, бухтах, рулонах (бумага), на катушках) массой одного места более 500 кг.
Металлы и металлические изделия:
металлы всякие (в том числе металлолом) и металлические изделия, перевозимые без упаковки и в металлической упаковке (тонколистовой металл в пачках и др.), независимо от массы одного места, за исключением тяжеловесных станин, машин и станков, относящихся к тяжеловесным грузам.
Лесоматериалы:
лесоматериалы круглые всех пород любого диаметра, шпалы, брусья, дрова, рудничная стойка, пропсы, балансы, пиломатериалы всех размеров, изделия из дерева - детали домов, фанера, паркет, клепка, планки, дощечка россыпью.
Огнеупорные грузы:
все виды изделий из огнеупорных материалов - шамотные, динасовые, магнезитовые, хромомагнезитовые, высокоглинистые и другие, предназначенные для кладки металлургических и нагревательных печей.
Зерновые грузы россыпью:
тяжеловесное зерно - рожь, пшеница, просо, кукуруза в зерне, горох, бобы, вика, фасоль, соя, чечевица, нут, чина, лен, горчица, рапс, рыжик, кунжут;
легковесное зерно - гречиха, овес, ячмень, рис необрушенный, клещевина; подсолнечное и хлопковое семя, отходы, отруби, комбикорм, шрот; кукуруза в початках.
Овощные грузы россыпью:
картофель, свекла, морковь, лук репчатый, капуста кочанная, репа, редька, арбузы, дыни, тыква и т.п.
Навалочные грузы:
различные сыпучие материалы, перевозимые без упаковки (навалом, насыпью), - уголь, песок, гравий, галька, кокс, руда и др.
1.5. Нормы времени предусматривают следующие варианты погрузочно-разгрузочных работ: железнодорожный подвижной состав - склад, склад - железнодорожный подвижной состав; железнодорожный подвижной состав - автотранспорт, автотранспорт - железнодорожный подвижной состав, железнодорожный подвижной состав - железнодорожный подвижной состав, автотранспорт - склад, склад - автотранспорт.
К складским операциям относятся: перемещение, перекладка, взвешивание, а также прочие операции с грузом, не связанные с погрузкой или выгрузкой из подвижного состава и выполняемые в складских помещениях и на территории грузового двора, станции, хлебоприемного пункта, в холодильниках и т.п.
1.6. Нормы времени () на погрузку, выгрузку и перемещение грузов установлены на тонну с учетом массы тары (упаковки), за исключением отдельных грузов, единицы измерения которых указаны в таблицах сборника.
1.7. Нормы времени установлены для механизаторов в часах; для грузчиков, стропальщиков, насыпщиков цемента - в человеко-часах на единицу измерения (т; шт; м и т.п.).
1.8. Нормами учтено время на подготовительно-заключительные работы, обслуживание рабочего места, технологические перерывы, предусмотренные технологией погрузки-выгрузки грузов, отдых и личные надобности.
Нормами предусмотрены и отдельно не оплачиваются:
подкатка и откатка груженого и порожнего железнодорожного подвижного состава по фронту погрузки (выгрузки, сортировки), перегрузки на расстояние до 15 м с расцепкой вагонов;
подъезд (отъезд) автотранспорта к месту погрузки (выгрузки) груза;
накладка и снятие закруток с дверей вагона, контейнера; открывание и закрывание дверей вагонов, контейнеров, люков вагонов и полувагонов, бортов железнодорожных платформ и автотранспорта, дверей камер холодильников; крепление (без заготовки крепления) и раскрепление грузов на железнодорожном подвижном составе и автотранспорте, бортов железнодорожных платформ и автотранспорта; дополнительное крепление люков, крытых вагонов при перевозке грузов, кроме навалочных; подбивка клиньев и установка готовых стоек в гнездах и скобах подвижного состава; укладка прокладок между рядами груза, снятие и уборка их после выгрузки в места хранения; очистка подвижного состава (за исключением очистки после перевозки грузов, требующих дополнительной обработки и промывки подвижного состава); установка (снятие) реек, решеток и стеллажей;
установка (снятие) и крепление хлебных щитов и других дверных заграждений с перемещением их при погрузке (выгрузке) на расстояние до 50 м с укладкой в штабель;
подноска (подвозка) инструмента, инвентаря и простейших приспособлений (тележек, тачек, мостиков, лестниц, аншпугов, слег, стеллажей и т.п.), реквизита (стоек, подкладок, прокладок и т.п.) к месту работы и относка (отвозка) их после работы к месту хранения на расстояние до 50 м;
подноска (подвозка) брезента к месту укрытия грузов (к бунтам), местам погрузки (выгрузки) на подвижной состав и т.п. и относка (отвозка) его к месту хранения на расстояние до 50 м;
укрытие и раскрытие грузов брезентом на подвижном составе, подноска и подстилка брезента при погрузке (выгрузке) зерна и других грузов, а также его свертывание и относка;
подноска (подвозка) порожних поддонов к месту погрузки (выгрузки) в пределах фронта работы в процессе выполнения погрузочно-разгрузочных работ, очистка снега с контейнеров перед погрузкой груза;
сепарирование грузов - отделение одной партии груза от другой на складе и в подвижном составе;
экипировка погрузочно-разгрузочных машин (снабжение водой, смазочными материалами, топливом и т.п.);
смена грузозахватных приспособлений на механизмах (кроме грейферов);
смена спецодежды, респираторов и т.п., обработка лица и рук защитной пастой при выполнении работ с грузами, контакт с которыми может неблагоприятно воздействовать на организм человека;
передвижка и установка транспортеров, самоподавателей, вагонопогрузчиков, вагоноразгрузчиков и других несамоходных погрузочно-разгрузочных машин в пределах одного склада или рабочей зоны на расстояние до 10 м;
кантовка катно-бочковых грузов, установка на упоры и крепление на месте складирования;
взвешивание мяса в процессе погрузки (и выгрузки) на врезных и подвесных весах;
передвижка товарных весов в пределах отделения или секции склада при взвешивании грузов;
перемещение грузов внутри железнодорожного вагона или автомобиля, разравнивание навалочных, зерновых грузов россыпью в подвижном составе;
подкатка вручную прицепных тележек к аккумуляторным тележкам на расстояние до 5 м;
установка автокранов на аутригеры;
уборка своего рабочего места после окончания работы;
очистка габарита пути при разгрузке навалочных грузов;
укладка тарно-штучных грузов на высоту не выше 1,6 м.
1.9. Нормами времени на выгрузку грузов из полувагонов с повышенных путей и эстакад не учтены работы по закрыванию люков после выгрузки грузов. На закрывание каждого люка полувагона устанавливается норма времени 0,025 чел.-ч.
1.10. При погрузке (выгрузке) грузов в полиэтиленовых мешках нормы времени увеличиваются на 10%.
1.11. Нормы времени рассчитаны на перемещение грузов с применением простейших приспособлений или вручную по горизонтали на расстояние до:
тарно-упаковочных и штучных грузов - 20 м;