О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению
(с изменениями на 9 декабря 1996 года)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
приказа Минздрава России от 24 августа 2020 года N 889
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минздрава России от 9 декабря 1996 года N 402.
____________________________________________________________________
За последние годы в соответствии с решением XXVI съезда КПСС и постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.09.77 N 870 "О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения" и от 19.08.82 N 773 "О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения", постановлением Совета Министров СССР от 05.11.76 N 916 "О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению" органами здравоохранения проведена определенная работа по расширению сети стоматологических учреждений, особенно поликлиник; улучшено обеспечение стоматологической сети оборудованием, инструментами, материалами; увеличена подготовка стоматологических кадров.
С 1975 года число стоматологических поликлиник возросло в 1,6 раза (с 984 в 1975 году до 1523 в 1983 году), в том числе детских - в 2 раза (с 111 в 1975 году до 217 в 1983 году), что позволило увеличить количество обслуживаемых больных и повысить качество их лечения. Число посещений в стоматологические учреждения системы Минздрава СССР за эти годы увеличилось на 22,8% (с 292,9 млн. в 1975 году до 359,7 млн. в 1983 году).
Число врачей стоматологического профиля в стране возросло на 12,8%, а зубных техников - на 33,4%. Это позволило увеличить обеспеченность врачами стоматологического профиля на 10 тыс. населения до 4,3 по сравнению с 4,0 в 1975 году.
Внедряется участковый метод обслуживания населения стоматологической помощью. Несколько улучшилось оказание зубопротезной помощи населению, шире стали применяться для изготовления зубных протезов фарфор и металлокерамика. Созданы централизованные зуботехнические лаборатории, благодаря чему широко внедряются в практику централизованное литье зубных протезов. Ежегодно увеличивается число лиц, получивших зубные протезы (с 5,5 млн. в 1975 году до 6,8 млн. в 1983 году).
Дальнейшее развитие получила стационарная стоматологическая помощь. Число стоматологических коек в системе Минздрава СССР увеличилось на 33,8% (с 6,8 тыс. в 1975 году до 9,1 тыс. в 1983 году).
Расширяются научные исследования по проблеме обезболивания в стоматологии, осуществляется исследование по изменению системы нормирования работы врача-стоматолога с целью более эффективного использования этих специалистов, завершена разработка и проверена на практике, в порядке эксперимента, " Комплексная система профилактики стоматологических заболеваний".
За последние годы полностью удовлетворяется потребность стоматологической сети в универсальных стоматологических установках, креслах, борах твердосплавных и некоторых других изделиях медицинской техники.
Вместе с тем состояние и уровень оказания стоматологической помощи в ряде республик, краев и областей продолжает оставаться неудовлетворительным (Казахская, Туркменская, Киргизская, Грузинская ССР; Чувашская, Татарская, Северо-Осетинская АССР; Новгородская, Черновицкая, Одесская, Гродненская области и др.).
В ряде стоматологических учреждений система организации и качество оказания стоматологической помощи населению продолжает отставать от достижений медицинской науки и возможностей практики.
Не выполнено постановление Совета Министров СССР N 916 от 05.11.76 "О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению" по организации стоматологических поликлиник для взрослых в Белорусской ССР, Узбекской ССР, Латвийской ССР и Таджикской ССР.
Министерства здравоохранения ряда союзных республик не уделяли должного внимания развитию стоматологической помощи детскому населению. До сих пор не открыто ни одной детской стоматологической поликлиники в Литовской ССР, Эстонской ССР. Крайне мало детских поликлиник в Туркменской ССР и Таджикской ССР.
Неудовлетворительно выполняется план организации хозрасчетных стоматологических поликлиник. Из запланированных 54 построено только 19.
Серьезные недостатки еще имеются в профилактике кариеса зубов и заболеваний пародонта, в результате в большинстве республик имеет место высокий уровень их распространенности.
Вместе с тем, как показали результаты эксперимента по внедрению комплексной программы профилактики стоматологических заболеваний, имеется реальная возможность значительно снизить интенсивность кариеса зубов и заболеваний пародонта среди детей, подростков и беременных женщин. Это достигается путем обучения населения санитарно-гигиеническим навыкам по уходу за полостью рта, применением и соблюдением рационального режима питания и использованием средств индивидуальной профилактики.
Однако стоматологические учреждения явно недостаточно обеспечиваются средствами индивидуальной профилактики. Большинство министерств здравоохранения союзных республик представляют заниженные заявки на фторлак и витафтор. Местные органы здравоохранения не принимают должных мер по контролю за работой фтораторных установок на водопроводных станциях.
Серьезные недостатки имеются в организации и проведении санации полости рта у детей. Несмотря на некоторое увеличение количества санированных взрослых и детей по сравнению с 1975 годом, объем и качество санации полости рта продолжает оставаться неудовлетворительным. В 1982 году санировано только 76,9 млн. человек, в то время как в санации полости рта нуждается значительно больше. Еще недостаточно применяется для пломбирования жевательных зубов серебряная амальгама, пломбы из которой составляют всего около 3,5% от общего числа наложенных пломб, в то время как серебряная амальгама является наиболее эффективным пломбировочным материалом для пломбирования жевательных зубов. Пломбы из серебряной амальгамы сохраняются в течение 8-10 лет, тогда как пломбы из других материалов - от 1,5 до 3 лет. Это приводит к тому, что зубы от неоднократной обработки подвергаются разрушению, особенно у детей. В результате, кроме нанесения психологической травмы больным, особенно детям, при применении на жевательных зубах пломб из силикатных материалов требуется втрое больше затрат времени врачей-стоматологов. Как установлено проверкой, в некоторых стоматологических поликлиниках имеются запасы серебряной амальгамы, превышающие их потребность, в то же время во многих других поликлиниках ее не хватает. Это свидетельствует о том, что органы здравоохранения некоторых республик, краев и областей продолжают невнимательно относиться к этому разделу работы и не установили должного контроля за работой стоматологических учреждений. Особенно неудовлетворительно организована эта работа в Туркменской, Таджикской и Армянской союзных республиках.
Наряду с указанным выше, одной из причин недостаточного объема и низкого уровня санации полости рта среди населения, особенно детей и подростков, является недостаточное количество мелкого инструментария, пломбировочных материалов, в том числе серебряной амальгамы, и их нерациональное использование, а также прекращение снабжения стоматологических поликлиник медной амальгамой в связи со снятием ее с производства.
Серьезные недостатки имеются в проведении научных исследований по некоторым важным проблемам, как кариес зубов и заболевания пародонта; недостаточно разрабатывается проблема обезболивания в стоматологии и вопросы протезирования.
Центральным научно-исследовательским институтом стоматологии Министерства здравоохранения СССР медленно разрабатываются и внедряются в практику методы массовой и индивидуальной профилактики заболеваний зубов и пародонта.
В значительной мере недостатки в организации и качестве оказания стоматологической помощи населению являются следствием недостаточного внимания, отсутствия должного контроля и низкого уровня руководства стоматологической службой со стороны министерств здравоохранения союзных республик и местных органов здравоохранения. Особенно мало внимания этому важному разделу здравоохранения уделяется в Казахской, Туркменской, Таджикской, Киргизской и Грузинской союзных республиках; в Татарской, Чувашской и Северо-Осетинской автономных республиках; в Тюменской, Читинской и Иркутской областях РСФСР; в Одесской и Харьковской областях Украинской ССР.
Несмотря на увеличение в последние годы числа больных с острыми одонтогенными воспалительными заболеваниями челюстно-лицевой области, не во всех республиканских, краевых и областных больницах организованы стоматологические хирургические стационары.
Требуется принятие срочных мер по улучшению оказания помощи больным, нуждающимся в сложном челюстно-лицевом протезировании.
Недостаточно внедряется в практику стоматологических учреждений разработанная система поэтапной медицинской реабилитации больных с воспалительными заболеваниями и травмой челюстно-лицевой области. За последнее время ослаблена роль Центрального научно-исследовательского института стоматологии как головного учреждения по проблемам стоматологии. Снизилась его активность по организационно-методическому руководству стоматологической службой в стране. Недостаточно уделяется внимания изучению передового опыта работы стоматологических учреждений и внедрению в практику новых методов и средств профилактики и лечения стоматологических заболеваний и протезирования зубов.
В целях дальнейшего улучшения стоматологической помощи населению
приказываю:
1. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, руководителям краевыми, областными и другими органами здравоохранения:
1.1. До 15 ноября 1984 года разработать комплексные планы мероприятий по устранению отмеченных недостатков, совершенствованию работы стоматологических поликлиник, отделений и кабинетов и повышению уровня оказания стоматологической помощи населению.
1.2. Обеспечить дальнейшее развитие сети стоматологических поликлиник, отделений и кабинетов, обратив особое внимание на организацию стоматологических поликлиник, и прежде всего детских.
1.3. В течение 1984-1986 годов укомплектовать стоматологические поликлиники, отделения и кабинеты врачами и средним медицинским персоналом в соответствии с установленными штатными нормативами и обеспечить систематическое повышение их профессиональной квалификации.
1.4. При необходимости вносить в Министерство здравоохранения СССР предложения об установлении для республики (края, области) дифференцированных нормативов потребности во врачах стоматологического профиля на перспективный период до 1990-1995 годов.
1.5. Принять неотложные меры к оснащению стоматологических поликлиник, отделений и кабинетов, а также зуботехнических лабораторий средствами медицинской техники, инструментами и материалами в соответствии с "Временными нормами расхода по основным видам стоматологических материалов, медикаментов и инструментов на одну должность врача стоматологического профиля и зубного техника в год" (Приложение N 1). Обеспечить экономное расходование инструментов и материалов, эффективное использование имеющейся медицинской техники.
1.6. Принять меры по улучшению организации работы стоматологических поликлиник, отделений и кабинетов и эффективному использованию стоматологической сети. С этой целью:
1.6.1. Организовать работу стоматологических поликлиник, отделений и кабинетов, как правило, в две смены, обратив особое внимание на оказание стоматологической помощи населению в субботние, воскресные и праздничные дни.
1.6.2. К 1986 году завершить организацию круглосуточной стоматологической помощи по экстренным показаниям во всех городах и сельских районных центрах.
1.6.3. В 1984-1986 годах осуществить переход работы всех стоматологических поликлиник и стоматологических отделений на участковый принцип обслуживания.
1.6.4. В 1984-1986 годах обеспечить организацию стоматологических кабинетов (входящих в состав стоматологических поликлиник или стоматологических отделений территориальных поликлиник) на всех промышленных предприятиях с числом работающих 1500 и выше и во всех высших и средних учебных заведениях с числом учащихся 800 и более.
1.6.5. Завершить к 1986 году организацию стоматологических кабинетов во всех действующих и открыть кабинеты во вновь организуемых амбулаториях, размещенных в сельской местности.
1.7. С 1 января 1985 года обеспечить внедрение комплексной программы профилактики кариеса зубов и заболеваний пародонта среди населения.
1.7.1. При реализации "Комплексной программы профилактики заболеваний зубов и пародонта" широко использовать Дома санитарного просвещения и средства массовой пропаганды для санитарно-гигиенического воспитания населения в области стоматологии, а также обеспечить использование массовых и индивидуальных средств профилактики. С этой целью:
- принять неотложные меры к бесперебойной работе имеющихся фтораторных установок на водопроводных станциях;
- определить потребность и представить до 15 ноября 1984 года заявки в Министерство здравоохранения СССР на 1985 год и последующие годы (до 1990 года включительно) на фтористый лак, таблетки с содержанием фтористых соединений и другие индивидуальные средства профилактики кариеса зубов, серебряную и медную амальгаму.
1.7.2. Привлечь к осуществлению мер комплексной профилактики стоматологических заболеваний медицинских сестер дошкольных учреждений и средний медицинский персонал городских поликлиник, амбулаторий, медсанчастей, фельдшерско-акушерских пунктов и других учреждений здравоохранения. Указанных медицинских работников в течение 1984-1985 годов обучить методам и приемам по применению мер комплексной профилактики стоматологических заболеваний.
1.7.3. При осуществлении мер комплексной профилактики заболеваний зубов и пародонта широко использовать систему диспансеризации населения и ежегодно проводимые массовые профилактические осмотры отдельных групп населения.
1.8. Обеспечить плановую санацию полости рта детям, подросткам и взрослому населению на основе данных состояния зубов и пародонта, выявляемых при проведении диспансеризации населения и периодических медицинских осмотров. В этих целях:
1.8.1. Обратить особое внимание на санацию полости рта в полном объеме и высокого качества у детей дошкольного возраста, учащихся общеобразовательных школ, учащихся профессионально-технических училищ, работающих подростков, учащихся техникумов, студентов ВУЗов, беременных женщин, рабочих производств с вредными условиями труда.
1.8.2. Установить действенный контроль за санацией полости рта юношей, подлежащих призыву на военную службу, и обеспечить 100% санацию полости рта у них.
1.8.3. Обязать главных врачей стоматологических поликлиник областного подчинения установить четкие графики проведения плановой санации полости рта подростков, обеспечить увеличение объема помощи за одно посещение.
1.8.4. Принять меры к обеспечению стоматологических учреждений необходимыми пломбировочными материалами (серебряная амальгама, синтетические пломбировочные материалы). При пломбировании жевательных зубов у детей запретить изготовление постоянных пломб из фосфат-цемента, а также фосфат-цемента с серебросодержащими опилками, предназначенными для изготовления амальгамовых пломб. В целях повышения качества лечебной помощи при проведении плановой санации населения принять меры к преимущественному использованию для пломбирования жевательных зубов серебряной амальгамы и галлодента, а при удовлетворении заявок на медную амальгаму применять для этой цели преимущественно ее.
1.8.5. В течение 1984 года проверить состояние и уровень оказания анестезиологической помощи больным в стоматологических поликлиниках, отделениях, кабинетах и принять меры к внедрению в практику современных методов местного и общего обезболивания при стоматологических манипуляциях. Запретить проведение болезненных стоматологических вмешательств и в первую очередь при пульпитах, острых периодонтитах, развившихся заболеваниях пародонта, обработке витальных зубов под фарфоровые коронки и т.д. без проведения соответствующей анестезии и по показаниям - премедикации. Установить, что показанием для проведения общей анестезии является невозможность оказания стоматологической помощи под местным обезболиванием.
1.8.6. Учитывая, что общее обезболивание в стоматологической практике требует особо тщательного обследования больных и высокого уровня подготовки врачей-анестезиологов, считать целесообразным централизовать оказание анестезиологической помощи в крупных стоматологических поликлиниках.
1.8.7. Обеспечить стоматологические учреждения местными анестетиками и другими лекарственными средствами для проведения премедикации и обезболивания.
1.9. Обеспечить повышение качества оказания хирургических видов стоматологической помощи в условиях амбулаторно-поликлинических учреждений и стационаров, для чего:
1.9.1. До 1 марта 1985 года проверить качество оказания хирургической помощи во всех стоматологических учреждениях и на основании анализа принять меры по устранению выявленных недостатков.
1.9.2. Лечение больных с переломами костей лица и распространенными воспалительными процессами обязательно проводить в условиях стационара с последующей передачей их на лечение в поликлиники.
1.9.3. При организации больниц скорой медицинской помощи предусматривать организацию стоматологических отделений неотложной стоматологической помощи.
1.9.4. Организовать детские стоматологические отделения в структуре крупных детских больниц.
1.9.5. Обязать главных врачей стоматологических поликлиник республиканского, краевого, областного подчинения выделять врачей для оказания ортопедической помощи стационарным стоматологическим больным по проведению сложного челюстно-лицевого протезирования.
1.10. Осуществить мероприятия, направленные на расширение объема и повышение качества ортопедической стоматологической помощи населению. Для чего:
1.10.1. Продолжить организацию крупных ортопедических отделений и зуботехнических лабораторий, оснащенных современным технологическим оборудованием и укомплектованных высококвалифицированными кадрами, в городских стоматологических поликлиниках.
1.10.2. В течение 1984-1985 годов обеспечить полный переход на изготовление зубных протезов методом индивидуального литья с использованием высокочастотных установок и централизовать эту работу в одной из поликлиник.
1.10.3. Обратить особое внимание и обеспечить строгий контроль за организацией ортопедической помощи сельскому населению за счет укрепления зубопротезных отделений ЦРБ, выделения для зубопротезных кабинетов в участковых больницах и амбулаториях, расположенных в сельской местности, оборудованных помещений для оказания ортопедической помощи населению, в том числе врачами-стоматологами стоматологических поликлиник и ЦРБ.
1.10.4. В целях предупреждения и оперативного разрешения жалоб со стороны пациентов создать из числа высококвалифицированных специалистов при стоматологических поликлиниках областного подчинения и крупных городских стоматологических поликлиниках комиссию по оценке качества изготовления протезов. Заключение и рекомендации комиссии считать обязательным к исполнению их в поликлиниках (отделениях), где изготавливались зубные протезы.
1.10.5. Совместно с представителями пробирного надзора на местах постоянно осуществлять проверки работы ортопедических отделений и кабинетов по использованию драгоценных металлов для протезирования зубов и принять необходимые меры, исключающие нарушения порядка его расходования.
1.11. Повысить уровень руководства стоматологической службой в республиканском, краевом и областном звеньях. С этой целью: