О направлении рекомендаций
____________________________________________________________________
Не действует с 1 июля 2002 года на основании
приказа ГТК России от 17 июля 2002 года N 758
____________________________________________________________________
Направляем для ознакомления и использования в работе рекомендации по рассмотрению постановлений таможенных органов по делам о нарушении таможенных правил в связи с протестом прокурора, жалобой или в порядке контроля.
Просим высказать свои предложения, имея в виду, что с принятием новой редакции Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации рекомендации будут доработаны и утверждены в форме инструкции для обязательного применения в повседневной работе.
При наличии предложений просим направить их в наш адрес.
Начальник Управления контроля соблюдения
законодательства в таможенном деле
полковник таможенной службы
А.В.Константинов
Рекомендации
по рассмотрению постановлений таможенных органов
по делам о нарушении таможенных правил в связи с протестом
прокурора, жалобой или в порядке контроля
1. Настоящими рекомендациями предлагается порядок рассмотрения региональным таможенным управлением постановлений таможенных органов Российской Федерации по делам о нарушении таможенных правил (НТП), а также актов наложения взысканий по упрощенной форме за нарушение таможенных правил в связи с протестом прокурора или жалобой лица, в отношении которого оно вынесено (далее - жалоба), а также рассмотрения постановлений таможенных органов по делам о НТП и проверки актов наложения взыскания в порядке контроля.
2. Рассмотрение постановлений таможенных органов Российской Федерации по делам о нарушении таможенных правил в связи с протестом прокурора или жалобой, а также проверка дел о НТП и актов наложения взысканий по упрощенной форме в порядке контроля осуществляется сотрудниками Отдела контроля за соблюдением законности в производстве по делам о НТП (далее - Отдел) регионального таможенного управления (далее - Управление).
3. Решения от имени Управления по результатам рассмотрения протестов прокуроров и жалоб принимаются начальником Управления или его заместителем. Решения принимаются в письменном виде.
4. Поступающие в Управление протесты прокуроров и жалобы по делам о НТП регистрируются отделом документационного обеспечения Управления и в день их поступления докладываются начальнику Управления или его заместителю, которые после рассмотрения направляют их в Отдел с указанием срока исполнения.
5. Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня ее поступления в таможенный орган.
6. Начальник Отдела, после ознакомления с протестом прокурора или жалобой, определяет исполнителя из числа сотрудников Отдела, которому поручается проверка дела о НТП по протесту прокурора, жалобе или в порядке контроля и подготовка проекта решения.
7. Все поступившие жалобы и протесты прокуроров, а также дела о НТП, проверяемые в порядке контроля, регистрируются в Отделе в журнале учета жалоб (приложение N 1) в день их поступления в Отдел.
8. В трехдневный срок сотрудник Отдела истребует из таможенного органа дело о НТП путем направления письменного запроса по почте или по телефаксу. Запрос дела о НТП подписывается начальником Отдела или его заместителем.
9. Таможенный орган Российской Федерации в 3-дневный срок с момента поступления запроса направляет дело в Управление, а в случае необходимости и срочности с нарочным.
10. Начальник Отдела организует и контролирует порядок рассмотрения сотрудниками Отдела постановлений таможенных органов Российской Федерации, а также проверку дел о НТП и актов по упрощенной форме наложения взыскания в порядке контроля.
11. Сотрудник Отдела проверяет соблюдение в ходе производства по делу и при его рассмотрении норм международного права, законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов ГТК России, а также разрешает следующие вопросы:
а) Соблюдение порядка и срока обжалования:
- наличия по указанному делу решений судебных органов и/или протестов прокуроров;
- наличие документально подтвержденных в установленном законом порядке полномочий у лица, подавшего жалобу;
- наличие или отсутствие уважительных причин пропуска срока обжалования и возможность его восстановления;
- повторность обжалования, а также обжалование в судебный орган и наличие или отсутствие по ним решений;
- наличие или отсутствие оснований для приостановления рассмотрения жалобы;
б) Имело ли место событие таможенного правонарушения:
в) Наличие состава нарушения таможенных правил:
- правильность квалификации правонарушения, соответствие фактических обстоятельств дела объективной стороне вменяемого состава правонарушения;
- правильность определения субъекта ответственности;
- виновность физического или должностного лица;
- правильность определения непосредственного объекта таможенного правонарушения;
- наличие в деле документов в отношении товаров, изъятых в ходе производства по делу в качестве непосредственного объекта таможенного правонарушения, в качестве вещественных доказательств и в счет обеспечения наложения взыскания. В случае реализации указанных товаров наличие документов о реализации;
- дана ли правовая оценка всем имеющимся в деле эпизодам нарушения таможенных правил;
- правильно ли установлен день совершения и обнаружения правонарушения;
- соблюдены ли требования о допустимости и относимости доказательств;
- полнота производства по делу о НТП;
г) Соблюдение процессуальных требований таможенного законодательства в ходе производства по делу о НТП:
- правильность оформления процессуальных действий и документов по ним в ходе производства по делу;
- наличие подписей понятых и других участников процессуальных действий;
- наличие протокола ознакомления лица, привлекаемого к ответственности, с материалами дела о НТП по окончании производства по нему;
- наличие и правильность оформления продления сроков производства по делу о НТП;
- правильность формирования дела;
д) Всесторонность и объективность рассмотрения дела о НТП:
- по всем ли эпизодам правонарушения, в отношении которых было заведено дело о НТП или объединенных в одно производство, вынесено решение;
- соответствует ли решение о наложении взыскания санкции, предусмотренной таможенным законодательством Российской Федерации за данное правонарушение;
- наличие или отсутствие мотивов назначения более мягкой меры воздействия, неприменения дополнительного взыскания или прекращения дела о НТП, а также обстоятельств, отягчающих ответственность;
- решен ли в постановлении вопрос о судьбе изымавшихся в ходе производства по делу товаров и документов, а также в отношении имущества, на которое налагался арест;
- правильность принятия решения о возмещении издержек и наличие в деле документов, подтверждающих их наличие и размер;
- наличие вызова лица, привлекаемого к ответственности, на рассмотрение дела о НТП и своевременность его направления;
е) Наличие или отсутствие оснований к отмене и изменению обжалуемого постановления или прекращения производства по делу;
ж) необходимость привлечения для проверки дела специалистов функциональных подразделений Управления;
з) иные обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия объективного решения.
12. По результатам проверки дела о НТП исполнителем готовится проект решения, который согласовывается начальником Отдела, а в его отсутствие заместителем начальника Отдела, после чего докладывается начальнику Управления или его заместителю.
13. Решение в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 4, 5 части первой статьи 373 ТК России, принимается путем вынесения постановления (приложение N 2).
14. О принятом решении направляется письменное сообщение прокурору, принесшему протест, либо лицу, подавшему жалобу, а в случаях принятия указанных решений в порядке контроля за соблюдением должностными лицами таможенных органов Российской Федерации законности при производстве по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении - лицу, в отношении которого вынесено постановление по делу о нарушении таможенных правил с указанием даты и номера принятого решения.
15. В случае временного отсутствия сотрудника Отдела (болезнь, командировка и т.п.) рассмотрение протеста прокурора, жалобы, проверка дела о НТП или акта по упрощенной форме наложения взысканий в порядке контроля начальником Отдела поручается другому сотруднику Отдела, о чем в журнале учета жалоб Отдела делается соответствующая отметка.
16. Протест прокурора подлежит рассмотрению в течение десяти дней со дня его поступления в Управление.
17. При рассмотрении протеста прокурора на постановление таможенного органа о привлечении лица к ответственности за таможенное правонарушение сотрудник Отдела контроля обязан:
- проверить наличие дела о НТП, постановление по которому опротестовывается прокурором;
- ознакомиться с доводами, изложенными в протесте, с материалами дела о НТП и проверить обоснованность принесения протеста;
- рассмотреть вопросы, предусмотренные в п.11 настоящей Инструкции.
18. В случае отсутствия дела о НТП в адрес прокурора должно быть направлено сообщение о необходимости его истребования и невозможности рассмотрения в установленные сроки протеста по данному делу о НТП.
19. По результатам рассмотрения протеста прокурора готовится сообщение прокурору и лицу, в отношении которого было вынесено постановление таможенного органа, и дело возвращается в таможенный орган.
20. В удовлетворении протеста отказывается в случае:
- наличия по тому же факту судебного решения, оставившего в силе постановление таможенного органа;
- если основания принесения протеста не подтверждаются фактическими обстоятельствами правонарушения и доказательствами по делу.
21. Жалоба на постановление таможенного органа Российской Федерации по делу о нарушении таможенных правил, а также дело о НТП в порядке контроля рассматриваются в течение месяца со дня их поступления в Управление, а не требующих дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней со дня их поступления.
22. Срок рассмотрения жалобы может быть в порядке исключения продлен начальником Управления или его заместителем, но не более чем до трех месяцев, о чем в письменной форме сообщается лицу, подавшему жалобу.
23. Продление срока рассмотрения жалобы оформляется постановлением (приложение N 3) и подписывается начальником Управления. В постановлении указываются причины продления срока рассмотрения жалобы и дата, до которой срок рассмотрения продлевается. Постановление о продлении срока рассмотрения жалобы выносится в трехдневный срок до даты истечения срока рассмотрения жалобы. Постановление о продлении срока рассмотрения приобщается к жалобе.
24. Рассмотрение жалобы приостанавливается:
- если материалы дела о нарушении таможенных правил, постановление по которому обжаловано, истребованы органами предварительного следствия в связи с возбуждением или расследованием уголовного дела;
- если материалы дела о нарушении таможенных правил в порядке надзора рассматриваются прокурором.
25. При установлении одного из указанных обстоятельств, сотрудник Отдела, рассматривающий жалобу, в течение суток выносит постановление о приостановлении рассмотрения жалобы (приложение N 4), о чем в трехдневный срок в письменной форме сообщается лицу, подавшему жалобу.
26. Рассмотрение жалобы возобновляется постановлением сотрудника Отдела (приложение N 5), рассматривающим жалобу, не позднее следующего дня после того, как отпали основания для приостановления.
27. Срок рассмотрения жалобы в случае возобновления рассмотрения исчисляется с момента поступления жалобы в таможенный орган, за исключением периода приостановления ее рассмотрения.
28. При ознакомлении с жалобой подлежат разрешению вопросы, предусмотренные в п.11 настоящей инструкции.
29. В случае отмены постановления таможенного органа по делу о НТП или изменения меры взыскания решение Управления оформляется в форме постановления (приложение N 2), которое подписывается начальником Управления или его заместителем в соответствии с распределением обязанностей.
30. О принятом решении в трехдневный срок направляется письменное сообщение лицу, подавшему жалобу, а в случае проверки дела о нарушении таможенных правил или акта о наложении взыскания по упрощенной форме в порядке контроля за соблюдением законности - лицу, в отношении которого вынесено постановление по делу о нарушении таможенных правил или составлен акт.
31. При принятии решения по жалобе, поступившей из ГТК России в порядке ст.ст.370, 371 ТК России, копия решения по жалобе направляется в ГТК России.