О Программе развития новых форм дошкольного образования в современных социально-экономических условиях

Приложение 1
к письму Минобразования России
от 10.04.2000 N 106/23-16

     
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
новых форм российского дошкольного образования
в современных социально-экономических условиях



Отечественная система дошкольного образования, по признанию специалистов всего мира, является уникальной. Как ни в одной другой стране, в российском детском саду ребенку обеспечиваются не только уход, присмотр, воспитание и обучение, но и питание, медицинское обслуживание. Однако такой многоаспектный спектр услуг требует и значительных затрат. Во многом именно поэтому в новых социально-экономических условиях с каждым годом в стране продолжает увеличиваться общее количество закрывающихся детских садов. Если в доперестроечный период охват детей дошкольным образованием в России составлял 72%, то в настоящее время он снизился до 50%.

Проблема сохранения сети дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ) остается актуальной на протяжении всего периода радикальных социально-политических и экономических преобразований в России. В целях предотвращения ее разрушения были разработаны и приняты директивные документы как федерального, так и регионального уровня, а также соответствующие нормативные правовые акты в субъектах Российской Федерации. Это позволило ослабить негативные тенденции, и закрытие детских садов в настоящее время происходит не такими темпами, как в начале 90-х годов. Однако сеть ДОУ продолжает сокращаться.

Динамика изменения сети дошкольных образовательных
 учреждений и контингента детей в них

  

  

  

  

(тыс.)

  

1994 год

1995 год

1996 год

1997 год

1998 год

Всего дошкольных образовательных учреждений


72,2


68,6


64,2


60,3


56,6

в том числе:

  

  

  

  

  

  

городские поселения

39,3

37,1

34,8

32,8

31,0

  

сельская местность

33,5

31,5

29,4

27,5

25,6

Детей в них

6117,6

5583,6

5100,6

4706,0

4377,4

в том числе:

  

  

  

  

  

  

городские поселения

4722,8

4352,5

4002,5

3721,2

3493,4

  

сельская местность

1394,8

1231,1

1098,1

984,8

884,0

Охват детей общественным

  

  

  

  

  

дошкольным образованием, %

57,4

55,5

54,9

53,8

53,9


Приведенные в таблице статистические данные показывают, что на фоне сокращения ведомственной сети количество муниципальных ДОУ существенно возросло. Это является причиной увеличения соответствующих расходов из местных бюджетов. В современной сложной экономической ситуации руководители регионов предпринимают огромные усилия для обеспечения деятельности детских садов. Однако прогрессирующий рост цен на энергоносители, транспорт, питание, оборудование при незащищенности соответствующих затратных статей приводит к вынужденному закрытию и муниципальных ДОУ.

В то же время фактическое сокращение финансирования системы дошкольного образования по всему объему статей может в ближайшем будущем привести к снижению его качества, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему разрушению системы дошкольного образования в целом. Таким образом, для обеспечения традиционно полного спектра услуг, требующих наличия в ДОУ пищеблока, прачечной и обслуживающего их технического персонала, а также медицинских и педагогических работников, необходимы соответствующие бюджетные ассигнования либо доходы родителей, за счет которых затраты могли бы компенсироваться. Однако при существующих тенденциях общей экономической ситуации очевидно, что в ближайшее время это нереально. Поэтому для сохранения системы дошкольного образования необходимо искать внутренние резервы, которые позволят снизить расходы на ее содержание.

Анализ показывает, что большая часть таких расходов приходится на услуги, непосредственно не связанные с образованием: например, затраты на питание, зарплату персонала, обеспечивающего присмотр за детьми во время их 10-12-часового ежедневного пребывания в детском саду.

В экономически развитых странах Европы и США примерно с 60-70-х годов сложилась система вариативных организационных форм работы с дошкольниками. Это различные центры, игровые группы, в которых дети проводят неполный день, а их питание обеспечивают родители.

В России нормативно-правовая основа подобных разнообразных форм дошкольного образования была разработана еще в середине 90-х годов. Так, в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 677) допускается "функционирование дошкольного образовательного учреждения (группы) в дневное, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми дошкольного образовательного учреждения" (п.21). В соответствии с п.5 ст.18 Закона Российской Федерации "Об образовании" органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. Однако эта норма создания новых, в том числе менее затратных, форм дошкольного образования остается в полной мере невостребованной. Это происходит по целому ряду причин. Среди них недостаточная инициативность местных администраций, насущная потребность в специальных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, необходимость соответствующего программно-методического обеспечения и др.

При этом необходимо отметить появление в последнее время так называемых групп развития и групп подготовки к школе, которые чаще всего ориентированы на решение достаточно узкого круга образовательных задач и не обеспечивают поддержки основных линий психического развития дошкольников. Более того, зачастую единственной целью работы этих групп становится подготовка детей к школе, а забота о полноценном проживании ребенком такого важнейшего периода своего развития, как дошкольное детство, остается за границами внимания педагогов. Это обстоятельство, в свою очередь, превращает образовательный процесс в "натаскивание" и муштру, нанося порой откровенный вред ребенку.

Очевидно, что систематическая и целенаправленная работа с детьми имеет ряд преимуществ перед "группами развития", которые ограничиваются обучением детей чтению, счету и подготовкой к письму. Полноценная подготовка ребенка к школе предполагает решение широкого круга задач, связанных с укреплением их здоровья, эмоционально-личностным, познавательным и художественным развитием. И это становится возможным при кратковременном, но систематическом пребывании детей в ДОУ в процессе общения, занятий и игр со сверстниками.

Таким образом, организация новых, экономически целесообразных форм дошкольного образования является не только возможным, но и перспективным способом сохранения и развития сети ДОУ. Это позволит сэкономить бюджетные средства, снизить родительскую плату и вместе с тем сделать услуги ДОУ более доступными для населения. Вариативность форм обучения и воспитания будет способствовать увеличению количества детей, которые смогут получить качественное образование на базе ДОУ, что имеет существенное значение для построения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Новые формы обучения и воспитания детей ни в коей мере не следует рассматривать как альтернативу уже имеющимся. Значительную часть родителей устраивает режим работы ДОУ полный день и круглосуточный. Принципиально важно, что и при сокращении времени пребывания детей в ДОУ должно обеспечиваться их развитие по всем основным направлениям (познавательное, художественно-эстетическое, социально-эмоциональное, физическое) в соответствии с государственным стандартом дошкольного образования. Контроль качества образования в этом случае может осуществляться в процессе аттестации. Для распространения новых форм организации дошкольного образования необходимо решить целый ряд проблем.

Так, проблемы программно-методического обеспечения деятельности вариативных форм дошкольного образования связаны с особым отбором его содержания. В каждом случае необходимо учитывать следующие условия: возраст детей, время их пребывания в ДОУ, соответствие содержания обучения государственному стандарту дошкольного образования. При существующем разнообразии программ и сокращении времени пребывания детей в детском саду отбор такого содержания является особой задачей.

Кроме того, при посещении детьми детского сада, например, 2-3 раза в неделю к процессу обучения могут более активно подключаться родители. Это означает, что в соответствии с программой, по которой будут работать педагоги, нужен отбор того содержания и доступных родителям методических приемов, которые они смогут использовать в домашних условиях.

Важным является и разработка содержания работы с родителями и детьми по следующим двум взаимосвязанным направлениям:

ДОУ и семья - единое пространство детского развития;

ДОУ как центр по формированию социокультурной среды для ребенка-дошкольника в микрорайоне.

Очевидно, что работа с детьми и родителями может охватывать широкий круг проблем обучения и развития детей от 0 до 7 лет, например индивидуальные и специальные занятия, организация семинаров на базе ДОУ и т.д. Целесообразно организовать методическую, диагностическую, консультативную помощь родителям со стороны социальных педагогов (координаторов по работе с родителями).

Вопросы, как и в какой форме проводить работу с родителями, в свою очередь связаны с блоком организационных проблем, которые касаются определения моделей различных форм обучения детей. Они включают время пребывания детей в ДОУ, штатное расписание работы ДОУ, сетку занятий. При этом каждая модель должна предполагать вариативность использования в зависимости от региональной специфики, возможностей педагогического коллектива, наличия в дошкольном учреждении свободных площадей, пожелания родителей и др.

Работа ДОУ с детьми может быть организована по-разному. Во-первых, дети могут быть включены в состав недоукомплектованных групп и принимать участие в занятиях, играх и прогулке, а перед обедом родители будут забирать их домой.

Во-вторых, для этих детей могут быть созданы специальные группы кратковременного пребывания, в которых с ними будет проводиться полноценная образовательная работа. В одном помещении ДОУ может быть организована работа трех таких групп, например, с 9 до 11, с 11 до 13 и с 15 до 17 часов. При включении таких детей в недоукомплектованные группы на них должна быть оформлена медицинская карта и представлена справка от участкового врача. Порядок приема детей в группы кратковременного пребывания впоследствии будет определяться на основе согласованных требований органов управления образованием с органами здравоохранения.

В некоторых случаях обучение целесообразно организовать для разновозрастной группы детей. По желанию родителей в сетку занятий дополнительно могут быть включены занятия по иностранному языку, ритмике, плаванию, т.е. дополнительные услуги.