МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 25 сентября 2000 года N 2750
В соответствии с приказом Минобразования России от 28.10.1999 N 659, распоряжением Минобразования России от 11.08.2000 N 899-43 и решением Научно-технического совета Минобразования России от 12.07.2000
приказываю:
1. Объявить конкурс по программе "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования" на 2001-2002 гг. (далее-Программа) согласно приложению N 1.
2. Организатору конкурса по Программе - Государственному научно-исследовательскому учреждению "Институт информатизации образования" (Ваграменко Я.А.):
обеспечить условия для приема и систему регистрации поступивших на конкурс заявок;
определить порядок передачи поступивших на конкурс заявок экспертным комиссиям по подпрограммам.
3. Ректорам высших учебных заведений, директорам научно-исследовательских институтов и других организаций, подведомственных Минобразованию России, направить организатору конкурса оформленные в установленном порядке заявки на участие в конкурсе.
4. Управляющему комитету Программы (Полякову А.А.) по представлению решений экспертных комиссий (приложение N 2) провести конкурс заявок и в срок до 20 ноября 2000 года подготовить и представить на утверждение руководящему совету Программы протокол о результатах конкурса.
5. Исполнительной дирекции по Программе - Государственному научно-исследовательскому институту системной интеграции (Кузнецову Ю.М.):
провести комплекс мероприятий по организации конкурса;
обеспечить Министерство образования Российской Федерации - заказчика работ и победителей конкурса информацией о результатах конкурса;
обеспечить исполнение работ, принятых к реализации по результатам конкурса.
6. Считать утратившим силу приложение N 1, п.1. и п. 5 приказа Минобразования России от 28.10.1999 N 659.
7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Виноградова Б.А.
Министр
В.М.Филиппов
Приложение N 1
к приказу Минобразования России
от 25.09.2000 N 2750
ПРОГРАММА
“Научное, научно-методическое, материально-техническое и
информационное обеспечение системы образования”
на 2001-2002 годы
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
СВОДНЫЙ СПИСОК ПРОЕКТНЫХ ЗАДАНИЙ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ПРОЕКТОВ
N | Подпрограммы, разделы |
I. | Научное и научно-методическое обеспечение функционирования системы образования |
1. | Научно-методическое обеспечение содержания образования на всех уровнях
|
1. Разработка подходов к обновлению содержания дошкольного и общего среднего (полного) образования. | |
2. Создание технологий испытания и апробации нового содержания образования. | |
3. Создание нормативного плана организации системы учебно-методических средств (включая сетевые учебники и средства телекоммуникаций) для общего среднего (полного) образования. | |
4. Разработка учебно-методического обеспечения в сфере гуманитарного образования (области: “Филология” в том числе родные языки и “Обществознание”). | |
5. Разработка учебно-методического обеспечения в сфере естественнонаучного образования (области: “Математика”, “Естествознание”, “Информатика”). | |
6. Разработка учебно-методического обеспечения в сфере обеспечения здоровья и безопасности учащихся (области: “Физическая культура”, “Основы безопасности жизнедеятельности”). | |
7. Разработка концептуальных основ и технологического инструментария современной педагогики. | |
8. Разработка содержания, процедуры, организационного и технологического инструментария научно-педагогической экспертизы содержания и технологии образования. | |
2. | Нормативно-правовое, учебно-методическое и кадровое обеспечение сельской школы |
1. Разработка новых технологий подготовки педагогов для сельской школы. | |
2. Создание моделей сельской школы как центра социально-культурного развития села. | |
3. Разработка содержания образования для сельской школы. | |
4. Разработка новых методов управления развитием сельской школы и принципов, сроков и порядка оптимизации сети малокомплектных сельских школ. | |
5. Создание вариативных моделей применения наглядно-методических средств обучения в сельской школе. | |
6. Создание технологий целевой поддержки различных категорий детей в сельских школах. | |
7. Создание организационно-технологических средств усиления мотивации и учебной самостоятельности сельских школьников. | |
8. Создание системы научно-методического информирования сельских образовательных учреждений. | |
3. | Научно-методическое обеспечение развития содержания, деятельности и форм организации в системе дополнительного образования |
1. Разработка и систематизация содержания и технологий дополнительного образования. | |
2. Разработка программ и технологического инструментария исследовательской, проектной и социальной деятельности детей, подростков и молодёжи. | |
3. Создание вариативных моделей организации безопасной и перспективной общественной жизни детей и подростков. | |
4. Разработка содержания и технологий педагогической подготовки в сфере дополнительного образования. | |
5. Разработка программ дополнительного образования детей и взрослых, в том числе, в сфере русского языка. | |
4. | Создание условий для наиболее полной реализации способностей и интересов учащихся |
1. Разработка новых форм обучения, альтернативных классно-урочной системе и кружковой работе. | |
2. Создание моделей работы с детьми различных категорий, в том числе из социально уязвимых семей. | |
3. Разработка новых образовательных технологий, направленных на реализацию интересов детей и индивидуальных особенностей развития. | |
4. Разработка систем профессиональной ориентации учащихся. | |
5. Разработка образовательных программ на основе исследовательской и проектной деятельности обучаемых. | |
5. | Создание нормативно-правовых, программно-методических, материально-технических условий детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и лицам с ограниченными возможностями здоровья для получения общего и профессионального образования |
1. Разработка научно-методического и программного обеспечения для лиц со специальными нуждами и ограниченными возможностями здоровья. | |
2. Создание системы раннего выявления детей со специальными нуждами и организация совместной работы с их семьями. | |
3. Разработка системы и технологии мониторинга детей со специальными нуждами. | |
4. Создание программно-методического обеспечения реабилитации детей с разными типами зависимости и с девиантным поведением. | |
5. Разработка нормативно-правового обеспечения, межведомственных программ социальной защищенности и реализации прав детей со специальными нуждами. | |
6. Создание системы обучения детей из семей переселенцев, гарантирующей освоение ими в образовательных учреждениях русского языка как государственного. | |
6. | Научно-методическое обеспечение развития воспитания в системе образования |
1. Разработка социальных стандартов и нормативов потребностей детей в социо-культурном пространстве. | |
2. Разработка моделей и систем воспитания на всех уровнях образования. | |
3. Разработка моделей и систем воспитания и социально-педагогической работы по месту жительства и в семье (домашнее воспитание). | |
4. Создание системы кадрового и информационного обеспечения социально-педагогической и воспитательной работы. | |
5. Разработка образовательных методов правового и гражданского воспитания детей и подростков. | |
6. Разработка нормативно-правового обеспечения социально-педагогической работы. | |
7. Разработка содержания и моделей педагогической интеграции образовательного учреждения и семьи. | |
8. Создание системы научно-методического сопровождения домашнего воспитания. | |
7. | Научное проектирование государственного образовательного стандарта |
1. Разработка стандартов различных ступеней образования нового поколения и технологий введения их в действие. | |
2. Разработка методов систематизации и оценки образовательных программ всех уровней и форм образования. | |
3. Разработка стандартов образования на основе проектов обновления содержания образования. | |
4. Разработка и исследование кодификаторов направлений и специальностей в высшем и среднем профессиональном образовании. | |
5. Разработка тарифно-квалификационных характеристик выпускников высших и средних специальных учебных заведений по направлениям и специальностям. | |
6. Разработка информационно-аналитической системы для подготовки федеральных требований к содержанию образования государственных образовательных стандартов. | |
8. | Научно-методическое сопровождение государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ разных уровней и ступеней образования |
1. Создание систем оценки и стандартизации качества образования на разных ступенях образования. | |
2. Разработка содержания и методического обеспечения новых образовательных областей и стандартов нового поколения. | |
3. Разработка технологий тестирования образовательных программ всех уровней. | |
4. Разработка информационных систем по анализу, оценке и сопровождению государственных образовательных стандартов и образовательных программ, в том числе в области педагогического образования. | |
5. Разработка систем анализа эффективности стандартов нового поколения и нового учебно-методического обеспечения. | |
9. | Научно-методические основы функционирования Инженерного и технического образования |
1. Разработка вариативных моделей организации учебного процесса в области инженерного и технического образования. | |
2. Создание методов и систем анализа и разработки сквозных образовательных программ инженерного и технического образования. | |
3. Разработка вариативных направлений обновления содержания инженерного и технического образования. | |
4. Создание системы подготовки кадров и повышения качества педагогической работы в учреждениях профессионального образования. | |
5. Разработка нормативно-правового и научно-методического обеспечения преподавания интегративных социально-экономических дисциплин. | |
10. | Научные и научно-методические основы совершенствования педагогического образования |
1. Разработка инновационных методов педагогического образования и их нормативно-правового и научно-методического обеспечения. | |
2. Разработка содержания и технологий образования в сфере подготовки универсальных (многопредметных) педагогов и специалистов по образованию взрослых. | |
3. Создание учебно-методических средств повышения эффективности педагогического образования. | |
4. Создание систем оценки и сопровождения стандартов педагогического образования. | |
5. Разработка новых моделей процессов профессионализации и воспитания в педагогических вузах. | |
6. Разработка нормативно-содержательных требований к педагогической специализации “Технолог учебного процесса”. | |
11. | Разработка современной структуры дисциплин обществоведческого и социально-гуманитарного циклов и их содержания, научной и учебно-методической литературы |
1. Разработка комплексной системы оценки качества учебно-методического обеспечения и литературы. | |
2. Разработка современной структуры и новых моделей общего гуманитарного образования (иностранный язык, историческое образование, филологическое образование и др.). | |
3. Создание общероссийской образовательной сети педагогической поддержки обучения русскому и славянским языкам. | |
4. Разработка систем диверсификации преподавания и учебно-методического обеспечения в сфере экономики и права. | |
5. Разработка программ социально-гуманитарного обеспечения ремесленных производств. | |
12. | Обновление педагогических технологий, создание условий, обеспечивающих вариативность образования и развитие различных форм его получения |
1. Разработка новых образовательных технологий в целях интеграции в мировое образовательное пространство. | |
2. Создание новых педагогических систем и технологий, в том числе систем контроля качества образования, в сфере дошкольного, общего среднего, профессионального и дополнительного образования. | |
3. Создание типовых моделей разработки личных образовательных программ детей и взрослых. | |
4. Методология и технология разработки интернет-учебников. | |
5. Разработка методов создания образовательных сред. | |
6. Создание системы оценки наукоемких образовательных технологий и программ. | |
7. Разработка научно-педагогических критериев оценки образовательных систем и технологий. | |
8. Создание системы мониторинга и экспертизы содержания и технологий образования. | |
13. | Оценка качества образования, разработка средств и технологий тестирования |
1. Создание моделей управления качеством образования в общем и профессиональном образовании. | |
2. Создание концепции системы федерального тестирования. | |
3. Разработка новых технологий оценки и мониторинга качества образования, организационных и содержательных аспектов государственной итоговой аттестации в общем среднем и профессиональном образовании. | |
4. Создание системы сертификации оценочных средств и технологий. | |
5. Разработка технологий оценки качества образования нового поколения. | |
6. Создание технологий тестирования учащихся и выпускников, ориентированных на измерение динамики характеристик качества образования и учёт истории достижений учащихся. | |
14. | Сохранение, поддержка и развитие сети образовательных учреждений и обеспечение ее функционирования в соответствии с потребностями населения, в том числе за счет малокомплектных учреждений, в районах Крайнего Севера, Дальнего Востока, Сибири |
1. Разработка вариативных моделей образовательных комплексов на основе образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. | |
2. Создание систем анализа в образовательных услугах населения. | |
3. Разработка вариативных моделей местных образовательных сетей и центров культурно-образовательного развития. | |
4. Разработка механизмов взаимодействия образовательных организаций и местных предприятий. | |
5. Создание моделей институализации среднего профессионального образования в малых городах. | |
15. | Научно-методическое обеспечение реформирования экономики образования |
1. Научно-методическое обеспечение реформирования экономики образования. | |
2. Разработка и развитие новых экономических форм в системе образования. | |
3. Разработка нормативов обеспечения жизнедеятельности систем образования и образовательных организаций всех уровней образования. | |
4. Разработка инвестиционных подходов к организации государственного и негосударственного образования и привлечения внебюджетных средств. | |
5. Создание системы планирования государственного заказа на подготовку кадров по различным специальностям. | |
6. Разработка новых нормативов социального обеспечения работников образования. | |
7. Разработка методов и схем нормативного финансирования. | |
16. | Создание законодательной и нормативной базы, обеспечивающей реформирование, функционирование и развитие системы образования |
1. Разработка нормативно-правового, управленческого и научно-методического обеспечения создания образовательных округов. | |
2. Разработка нормативного и правового обеспечения содержания и организации образовательного процесса на различных уровнях образования, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья. | |
3. Создание методическо-информационной системы в сфере образовательного права. | |
4. Создание новых положений и иных документов по обеспечению развития всех типов образования и образовательных учреждений. | |
5. Создание нормативно-правового обеспечения социального положения работников образования, учащихся и студентов, образовательных организаций. | |
6. Разработка нормативной базы и табелей (перечней) необходимого оборудования для охраны окружающей среды, экспертизы труда, санитарно-гигиенического обеспечения образовательных организаций. | |
7. Научное обоснование и разработка правовых документов по охране материнства в студенческой семье. | |
17. | Управление образованием: |
1. Научно-методическое обеспечение оптимизации управления и координации работы федеральных и региональных систем образования. | |
2. Формирование и развитие кадрового потенциала системы образования Российской Федерации. | |
3. Создание механизмов сотрудничества с научно-педагогическими кадрами за рубежом и подготовки кадров для международного сотрудничества. | |
4. Разработка системы управленческого резервирования как основы долгосрочной кадровой политики. | |
5. Создание технологий лицензирования, аттестации и аккредитации нового поколения. | |
6. Разработка систем оценки качества подготовки управленческих и научно-педагогических кадров. | |
7. Создание программ повышения квалификации и переподготовки преподавателей технических вузов и ссузов. | |
II. | Научное и научно-методическое обеспечение индустрии образования |
1. | Учебная техника; приборы и оборудование учебно-научного назначения |
1. Создание типовых комплектов оборудования для естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин: 1.1. Для высшего профессионального образования: теория машин и механизмов; электротехника и основы электроники; технические измерения; материаловедение; электрические измерения неэлектрических величин; концепции современного естествознания; промышленная безопасность и экология; система автоматического управления технологическими объектами; детали машин. 1.2. Для начального и среднего профессионального образования: общетехнические измерения; информационно-измерительная техника; сопротивление материалов; механика жидкости и газа; теплотехника (теплопередача, термодинамика); прикладная механика; материаловедение; электрорадиоизмерения; безопасность жизнедеятельности, экология, охрана окружающей среды. 2. Создание типовых комплектов оборудования для профилирующих дисциплин специальностей высшего профессионального образования: радиотехника; триботехника; электроника и микроэлектроника; автомобили и автомобильное хозяйство; электрооборудование автомобилей и тракторов; биотехнические системы и медицинские аппараты и системы; информационно-измерительная техника и технологии; метрология и метрологическое обеспечение. 3. Разработка типовых комплектов оборудования для профилирующих дисциплин среднего профессионального образования - подготовки специалистов по: радиотехнике; электронике; микроэлектронике; гидропневмоавтоматике; гидравлическим машинам; оптическим и оптико-электронным приборам; резанию металлов. 4. Создание учебных комплексов и тренажеров для начального профессионального образования по ремонту сложной бытовой и компьютеризированной техники; по ремонту и эксплуатации автомобилей; по металлообработке. 5. Разработка комплектов учебного оборудования, наглядных и технических средств обучения для общего среднего образования по предметам программных областей базисного учебного плана. 6. Создание учебного оборудования для коррекции недостатков опорно-двигательного аппарата детей и подростков. 7. Разработка специализированного и типового оборудования и приборов учебно-научного назначения для проведения химико-аналитических, биотехнологических, теплофизических исследований. 8. Создание контрольно-измерительных приборов и оборудования учебно-научного назначения для аналитических лабораторий. | |
2.
| Центры коллективного пользования на основе информационной инфраструктуры сферы образования |
1. Создание экспериментальных межшкольных учебно-методических центров коллективного пользования (городского и сельского типа) для апробации в учебном процессе новых средств обучения и образовательных технологий. 2. Разработка экспериментальных учебно-производственных центров коллективного пользования начального и среднего профессионального образования для апробации в учебном процессе новых средств обучения и образовательных технологий. 3. Создание экспериментальных учебно-научных центров коллективного пользования высшего профессионального образования для разработки методик, приборов и оборудования учебно-научного назначения. 4. Разработка технических решений по сетевому удаленному доступу к уникальному оборудованию. | |
3.
| Научно-методические вопросы социального обеспечения и жизнедеятельности обучающихся, воспитанников |
1. Научное обеспечение формирования и развития системы наблюдений за состоянием здоровья обучающихся на фоне интенсивного использования компьютерных средств обучения и контроля. 2. Научно-методическое обоснование разработки информационных систем для сбора, хранения и анализа данных о здоровье обучающихся, прогнозирования динамики заболеваемости, а также принятия решений по коррекции режима их труда и отдыха и реализации лечебно-профилактических мероприятий. | |
3. Разработка нормативной документации и создание мобильной лаборатории по анализу экологического состояния рабочих и учебных мест в учебных заведениях. | |
4. Мониторинг и комплексная оценка состояния и эффективности функционирования социально-бытовой сферы образовательных учреждений всех уровней образования (общежитий, медицинских учреждений, учреждений отдыха и досуга, спортивных баз, комплексов и лагерей, предприятий общественного питания). | |
5. Разработка типового проекта оснащения и функционирования центров содействия укреплению здоровья учащихся, воспитанников образовательных учреждений. | |
6. Разработка технических средств для обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности образовательного учреждения. | |
7. Разработка системы охраны и контроля доступа для образовательных учреждений. | |
4. | Система управления качеством образования. Корпоративные сети |
1. Создание отраслевой системы психолого-педагогической и социальной экспертизы игрушек, компьютерных и электронных игр, игровых сооружений для детей. 2. Разработка отраслевой системы сертификации и аттестации “Учебная техника и продукция учебно-научного назначения”. 3. Создание отраслевой системы сертификации и обеспечения качества образовательных услуг. 4. Разработка среднесрочной стратегии развития автоматизированных информационных систем образовательных учреждений. 5. Развитие и поддержка интегрированной автоматизированной информационной системы сферы образования как базы для управления отраслью. 6. Создание типовой информационно-аналитической системы управления образовательными учреждениями и ее интеграция с автоматизированной информационной системой Минобразования России. 7. Создание единой информационной среды формирования, организации, проведения, анализа результатов и использования НИР и ОКР, осуществляемых в системе образования. 8. Создание методической, информационной и технологической среды для обеспечения и контроля качества научно-технических, производственных и образовательных услуг системы образования. | |
5. | Развитие материально-технической базы подпрограммы “Научное и научно-методическое обеспечение индустрии образования” |
1. Разработка федеральных требований к нормативной базе удельных показателей, определяющих функциональную и технологическую структуру образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования для их материально-технического оснащения. 2. Разработка федерального классификатора учебной техники и продукции учебно-научного назначения. 3. Анализ современного состояния материально-технического оснащения образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. 4. Разработка новых конструктивно-технологических решений и контрольно-измерительных приборов в целях обеспечения эффективного энергосбережения. | |
6. | Системы и комплексы поддержки учебного процесса и научных исследований |
1. Создание системы оптимизации использования ресурсов, стратегического планирования и контроля использования бюджетных и внебюджетных средств. | |
2. Комплексный анализ и научно-методическое обоснование номенклатуры автоматизированных лабораторных практикумов удаленного доступа по группам инженерных дисциплин. | |
3. Разработка и апробация методологии использования технологий коллективной работы распределенных групп пользователей (технологий GroupWare) в научной и учебной деятельности. | |
4. Разработка, создание и организация тиражирования типового набора функциональных модулей для автоматизированных учебных лабораторий политехнического профиля в базовых образовательных учреждениях и центрах новых информационных технологий. | |
5. Создание интернет-экспозиции по учебному оборудованию, автоматизированным лабораториям и практикумам удаленного доступа по уровням образования. | |
7. | Создание электронных библиотек и средств обучения |
1. Разработка общесистемных и квалификационных требований к электронным средствам обучения для различных уровней и видов образования, методик распределенной экспертизы учебных электронных изданий, их внедрения, информационной и методической поддержки. 2. Разработка типовых автоматизированных информационно-библиотечных систем для образовательных учреждений (школ, средних специальных и высших учебных заведений) и их апробация. 3. Создание инструментальных интеллектуальных средств и систем автоматизированной разработки мультимедийных виртуальных лабораторных стендов и тренажерно-обучающих комплексов по уровням образования. 4. Создание федерального комплекта электронных учебников по дисциплинам общего среднего (полного) образования. 5. Разработка комплекса электронных средств поддержки обучения по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам для системы высшего образования. 6. Создание мультимедийных учебно-методических комплексов и тренажерно-обучающих систем по естественнонаучным и техническим дисциплинам. 7. Создание тематических баз данных по уровням, видам и направлениям развития системы образования. | |
III. | Научные основы федерально-региональной политики в области образования |
1. | Разработка научно-методического сопровождения региональной политики Минобразования России. Совершенствование механизма и структур управления системой образования на федеральном, региональном и местном уровнях |
| 1. Разработка научно-методического сопровождения федерально-региональной политики Минобразования России в целях совершенствования управления системой образования на федеральном, региональном и местном уровнях. |
| 2. Разработка методов и технологий повышения качества профессионального образования, включая послевузовское и дополнительное профессиональное образование в регионах. |
| 3. Создание сети федеральных и экспериментальных площадок и инновационной системы развития образования на основе эффективного использования региональных учреждений образования. |
| 4. Разработка моделей и механизмов создания и развития университетских комплексов как социокультурных центров и их взаимодействия с межрегиональными образовательно-промышленными группами. |
| 5. Разработка систем научно-методического сопровождения и организации баз данных в сфере межрегионального сотрудничества. |
| 6. Разработка механизмов реализации Федеральной программы развития образования, в том числе привлечения в сферу образования внебюджетных средств. |
| 7. Научно-методическое обеспечение национально-региональной и культурной компоненты в образовательных школах. |
2. | Научное обеспечение формирования и развития системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки специалистов |
| 1. Разработка единой системы новых профессий в среднесрочной и долгосрочной перспективах в целях прогнозирования рынков труда. |
| |
| 2. Создание региональных стандартов новых специальностей, профессий и разработка систем научно-методического обеспечения их реализации. |
| 3. Создание региональных систем обеспечения перспективной занятости и устойчивого трудоустройства выпускников профессионального образования. |
| 4. Разработка моделей маркетинга образовательных услуг и сбора статистической информации. |
3. | Кадастровая оценка территорий и земель, закрепленных за образовательными учреждениями |
| 1. Разработка ведомственного кадастра и систем сбора данных и информации на федеральном, региональном и местном уровнях. |
| 2. Разработка систем управления земельными ресурсами и недвижимостью учреждений и организаций, подведомственных Минобразованию России. |
| 3. Разработка нормативно-методической базы кадастровой оценки. |
| 4. Разработка логических структур и классификаторов для автоматизированных информационных систем. |
4. | Научно-методическая разработка системы энергосбережения в образовательных учреждениях |
| 1. Разработка комплексных показателей эффективности эксплуатации систем энергосбережения в образовании. |
| 2. Создание новых технологий и методов энергосбережения. |
| 3. Разработка систем учебно-методического обеспечения и технологий педагогического образования в сфере энергоэффективности и энергосбережения. |
| 4. Разработка нормативно-правового обеспечения в сфере энергосбережения. |