1. Пневматические шины являются одним из основных элементов ходовой части автомобиля.
В процессе эксплуатации шины обеспечивают смягчение возникающих при движении автомобиля толчков, ударов, вибрации, передачу тяговых и тормозных сил, сцепление колес автомобиля с дорогой, устойчивость, управляемость и безопасность движения, динамичность и плавность хода, проходимость в различных условиях дорог, а также влияют на расход топлива автомобилем и шумообразование.
Автомобильные шины подразделяются по назначению, способу герметизации, конструкции и форме профиля.
2. В зависимости от назначения различают пневматические шины для легковых и грузовых автомобилей:
- шины легковых автомобилей, выпускаемых по ГОСТ 4754 "Шины пневматические легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости";
- шины грузовых автомобилей, выпускаемых по ГОСТ 5513 "Шины пневматические для грузовых автомобилей, автоприцепов, автобусов и троллейбусов";
- шины грузовых автомобилей с регулируемым давлением воздуха, выпускаемых по ГОСТ 13298 "Шины с регулируемым давлением".
3. По способу герметизации различают камерные и бескамерные пневматические шины:
- камерная шина - пневматическая шина, в которой воздушная полость образуется камерой (рис.1 Приложения 1);
- бескамерная шина - пневматическая шина, в которой воздушная полость образуется покрышкой и ободом колеса: герметизация достигается за счет герметизирующего слоя резины (рис.2 Приложения 1).
4. По конструкции различают диагональные и радиальные шины:
- в диагональных шинах (рис.3а Приложения 1) нити корда каркаса и брекера перекрещиваются в смежных слоях и имеют в средней части беговой дорожки углы наклона нитей корда каркаса и брекера 45-60 град.С; такое расположение нитей корда в каркасе и брекере называется диагональным;
- в радиальных шинах (рис.3б Приложения 1) нити корда во всех слоях каркаса в средней части беговой дорожки имеют угол наклона, близкий к нулю, т.е. нити корда в смежных слоях параллельны друг другу или пересекаются под небольшим углом: такое расположение нитей корда называется меридиональным или рациональным: в брокере этих шин нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом и с нитями корда соприкасающегося слоя каркаса, т.е. расположены диагонально.
Радиальные шины выпускаются трех видов:
- с металлокордом в каркасе и брекере (ЦМК);
- с кордом из синтетических волокон в каркасе и с металлокордом в брекере (комбинированные);
- с кордом из синтетических волокон в каркасе и брокере (текстильные).
5. По форме профиля поперечного сечения (в зависимости от соотношения высоты профиля Н к его ширине В) различают шины:
- обычного профиля - Н/В > 0,89;
- широкопрофильные - Н/В = 0,5-0,9;
- низкопрофильные - Н/В = 0,7-0,88;
- сверхнизкопрофильные - Н/В < 0,7;
- арочные - Н/В = 0,39-0,5.
6. В комплект пневматических шин входят:
а) для камерных шин легковых автомобилей - покрышка, камера с вентилем, снабженным колпачком или колпачком-ключиком;
б) для камерных шин грузовых автомобилей - покрышка, камера с вентилем и ободная лента;
в) для бескамерных шин легковых и грузовых автомобилей - покрышка.
7. Характеристика деталей шин: