ПРАВИЛА
эксплуатации автомобильных шин
____________________________________________________________________
Утратили силу с 1 февраля 2004 года на основании
распоряжения Минтранса России от 21 января 2004 года N АК-9-р
____________________________________________________________________
Введены в действие с 01.07.97
Настоящие "Правила эксплуатации автомобильных шин"* являются основным документом, регламентирующим обслуживание и эксплуатацию шин на территории Российской Федерации.
_______________
* В дальнейшем - Правила.
Выполнение Правил является обязательным для всех владельцев автотранспортных средств.
Ответственность за невыполнение Правил в части безопасности дорожного движения устанавливается действующим законодательством.
Настоящие Правила разработаны взамен действующих "Правил эксплуатации автомобильных шин", изданных издательством "Химия" в 1983 году. С момента их выхода изменились многие нормативные правовые документы, введены в действие Законы Российской Федерации "О безопасности дорожного движения", "О защите прав потребителей", а также новые "Правила дорожного движения", появилось большое количество новых конструкций автомобилей и шин с новыми техническими характеристиками, накоплен большой опыт эксплуатации автомобильных шин.
Настоящие Правила разработаны в соответствии с действующими отечественными и зарубежными нормативными и техническими документами (ГОСТ, ТУ, Правилами ЕЭК ООН и др.)
Правила не распространяются на шины, предназначенные для большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин.
1. Пневматические шины являются одним из основных элементов ходовой части автомобиля.
В процессе эксплуатации шины обеспечивают смягчение возникающих при движении автомобиля толчков, ударов, вибрации, передачу тяговых и тормозных сил, сцепление колес автомобиля с дорогой, устойчивость, управляемость и безопасность движения, динамичность и плавность хода, проходимость в различных условиях дорог, а также влияют на расход топлива автомобилем и шумообразование.
Автомобильные шины подразделяются по назначению, способу герметизации, конструкции и форме профиля.
2. В зависимости от назначения различают пневматические шины для легковых и грузовых автомобилей:
- шины легковых автомобилей, выпускаемых по ГОСТ 4754 "Шины пневматические легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости";
- шины грузовых автомобилей, выпускаемых по ГОСТ 5513 "Шины пневматические для грузовых автомобилей, автоприцепов, автобусов и троллейбусов";
- шины грузовых автомобилей с регулируемым давлением воздуха, выпускаемых по ГОСТ 13298 "Шины с регулируемым давлением".
3. По способу герметизации различают камерные и бескамерные пневматические шины:
- камерная шина - пневматическая шина, в которой воздушная полость образуется камерой (рис.1 Приложения 1);
- бескамерная шина - пневматическая шина, в которой воздушная полость образуется покрышкой и ободом колеса: герметизация достигается за счет герметизирующего слоя резины (рис.2 Приложения 1).
4. По конструкции различают диагональные и радиальные шины:
- в диагональных шинах (рис.3а Приложения 1) нити корда каркаса и брекера перекрещиваются в смежных слоях и имеют в средней части беговой дорожки углы наклона нитей корда каркаса и брекера 45-60 град.С; такое расположение нитей корда в каркасе и брекере называется диагональным;
- в радиальных шинах (рис.3б Приложения 1) нити корда во всех слоях каркаса в средней части беговой дорожки имеют угол наклона, близкий к нулю, т.е. нити корда в смежных слоях параллельны друг другу или пересекаются под небольшим углом: такое расположение нитей корда называется меридиональным или рациональным: в брокере этих шин нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом и с нитями корда соприкасающегося слоя каркаса, т.е. расположены диагонально.
Радиальные шины выпускаются трех видов:
- с металлокордом в каркасе и брекере (ЦМК);
- с кордом из синтетических волокон в каркасе и с металлокордом в брекере (комбинированные);
- с кордом из синтетических волокон в каркасе и брокере (текстильные).
5. По форме профиля поперечного сечения (в зависимости от соотношения высоты профиля Н к его ширине В) различают шины:
- обычного профиля - Н/В > 0,89;
- широкопрофильные - Н/В = 0,5-0,9;
- низкопрофильные - Н/В = 0,7-0,88;
- сверхнизкопрофильные - Н/В < 0,7;
- арочные - Н/В = 0,39-0,5.
6. В комплект пневматических шин входят:
а) для камерных шин легковых автомобилей - покрышка, камера с вентилем, снабженным колпачком или колпачком-ключиком;
б) для камерных шин грузовых автомобилей - покрышка, камера с вентилем и ободная лента;
в) для бескамерных шин легковых и грузовых автомобилей - покрышка.
7. Характеристика деталей шин:
а) покрышка - горообразная оболочка пневматической шины, непосредственно воспринимающая усилия, действующие при эксплуатации;
б) камера - герметичная торообразная эластичная оболочка, заполняемая воздухом или газом;
в) вентиль камеры или бескамерные шины - обратный воздушный клапан, предназначенный для наполнения, удержания, выпуска воздуха и обеспечения контроля внутреннего давления в шине;
г) ободная лента - профилированное эластичное резиновое кольцо, располагаемое между бортами покрышки, камерой и ободом колеса. Ободная лента применяется в камерных шинах грузовых автомобилей в целях предохранения камер от повреждений.
8. В зависимости от назначения автомобильные шины имеют следующие типы рисунка протектора (Приложение 2):
а) дорожный рисунок протектора, состоящий из ребер, расчлененных щелевидными прорезями. Шины с дорожным рисунком протектора (рис.4) предназначены для эксплуатации преимущественно на дорогах с усовершенствованным капитальным покрытием (I, II, III категорий)*;
_______________
* Типы дорожных покрытий и категорий дорог установлены в соответствии с требованиями СНиП 2.05.02-85.
б) универсальный рисунок протектора (рис.5), состоящий из шашек или ребер в центральной зоне беговой дорожки и грунтозацепов по ее краям. Шины с универсальным рисунком протектора предназначены для эксплуатации на дорогах преимущественно с усовершенствованным облегченным покрытием (III и IV категорий) и переходных дорогах (IV и V категорий);
в) рисунок протектора повышенной проходимости (рис. 6), состоящий из высоких грунтозацепов, расчлененных широкими выемками. Шины с рисунком протектора повышенной проходимости предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья и на мягких грунтах*;
г) направленный рисунок протектора (рис. 7) - не симметричный относительно плоскости*;
_______________
* На боковине шины имеется знак направления вращения колеса в виде стрелки.
д) зимний рисунок протектора (рис.8) - имеет выступы с острыми кромками. Шины с зимним рисунком протектора предназначены для эксплуатации на заснеженных и обледенелых дорогах (преимущественно используются с шипами противоскольжения).
9. На каждой покрышке и бескамерной шине, изготовленных по ГОСТ 4754 и ГОСТ 5513, наносится следующая маркировка:
а) обозначение шины - условное обозначение ее основных размеров и конструкции каркаса. Шины, выпускаемые по ГОСТ 4754, могут иметь миллиметровое, дюймовое или смешанное обозначение, а шины, выпускаемые по ГОСТ 5513, должны иметь дюймовое обозначение.
Для шин радиальной конструкции ставится буквенный индекс - R. Для шин диагональной конструкции буквенный индекс не ставится.
б) индексы несущей способности нагрузок для одинарных и сдвоенных колес - условное обозначение прочности каркаса, определяющее максимально допустимую нагрузку на шину (Приложение 3); ранее обозначалась норма слойности "НС" или "PR" для шин грузовых автомобилей, а для легковых - индекс грузоподъемности;
в) индекс категории скорости - условное обозначение максимально допустимой скорости (Приложение 4);
г) индекс давления "РSI" - указание испытательного давления только для шин, предназначенных для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости с индексом "С" в обозначении, а также для шин грузовых автомобилей (Приложение 5);
д) знак официального утверждения "Е" с номером страны, выдавшей сертификат соответствия Правилам N 30 и N 54 ЕЭК ООН;
е) страна-изготовитель на английском языке;
ж) товарный знак и (или) наименование фирмы-изготовителя шины (Приложение 6);
з) торговая марка (модель шины) - условное обозначение разработчика шины и порядковый номер разработки, вариант разработки;
и) обозначение стандарта (без года утверждения);
к) порядковый номер шины;
л) дата изготовления, состоящая из трех цифр, из которых две первые указывают неделю, последняя - последнюю цифру года изготовления;
м) штамп технического контроля;
н) надпись "Radial" для радиальных шин;
о) знак направления вращения (стрелка) на покрышках с направленным рисунком протектора;
п) надпись "Tubeless" - для бескамерных шин;
р) надпись "Steel" - для шин с металлокордом в брекере;
с) надпись " All steel " - для цельнометаллокордных шин;
т) надпись "Regroovable" - для шин, на которых имеется возможность углубления рисунка протектора нарезкой;
у) надпись "Reinforced " - для усиленных шин, выпускаемых по ГОСТ 4754;
ф) надпись "Север" - для морозостойких шин;
х) буква "Т" на шинах радиальной конструкции с текстильным брекером и каркасом;
ц) знак "M+S" или "M-S" для шин с зимним рисунком протектора;
ш) надпись "All seasons" - для всесезонных шин, выпускаемых по ГОСТ 4754;
щ) балансировочная метка, только для шин, выпускаемых по ГОСТ 4754 (кроме шин 6,50-16С и 215/90-15С) - обозначающая самое легкое место покрышки или бескамерной шины в виде круга диаметром 5-10 мм над закраиной обода, с которой должен совмещаться вентиль;
э) буквы "NWI", "V" или другой символ, указывающий место расположения индикаторов износа в плечевой зоне проектора;
ю) национальный знак соответствия при сертификации шины;
я) буква "C" - после обозначения основных размеров и конструкции каркаса только для шин легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости.