ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2000 года N 52
Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр социальной помощи семье и детям"
(с изменениями на 24 ноября 2008 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
приказа Минздравсоцразвития России от 23 марта 2012 года N 251
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Минтруда России от 26 марта 2001 года N 28;
приказом Минздравсоцразвития России от 24 ноября 2008 года N 665 (вступил в силу с 1 декабря 2008 года).
____________________________________________________________________
В целях реализации Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст.4872) и Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст.3177), а также дальнейшего совершенствования системы социального обслуживания семьи и детей Министерство труда и социального развития Российской Федерации
постановляет:
Утвердить Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр социальной помощи семье и детям" согласно приложению.
Министр труда и
социального развития
Российской Федерации
А.Починок
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр социальной помощи семье и детям"
(с изменениями на 24 ноября 2008 года)
1.1. Государственное (муниципальное) учреждение "Центр социальной помощи семье и детям" (далее - Центр) рекомендуется создавать в целях оказания семьям, детям и отдельным гражданам (далее - граждане), попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.
1.2. Учредителем Центра (далее - учредитель) может выступать орган социальной защиты населения соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципальный орган социальной защиты населения на основании решения, принимаемого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Учредитель оказывает Центру организационно-методическую и практическую помощь.
Деятельность Центра осуществляется на территории, определяемой его учредителем.
1.3. На основании положений статей 51, 52 и 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3301) Центр как юридическое лицо осуществляет свою деятельность на основании устава Центра (далее - устав), утвержденного учредителем и зарегистрированного в органах юстиции в установленном порядке.
Центр считается созданным как юридическое лицо с момента государственной регистрации его устава.
1.4. Центр создается, реорганизуется и ликвидируется учредителем, а его структурные подразделения создаются, реорганизуются и ликвидируются решением директора Центра по согласованию с учредителем.
1.5. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года N 1063-р "О социальных нормативах и нормах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 29, ст.3504) Центр создается из расчета одно учреждение на 50 тыс. жителей, проживающих в городе (районе). При наличии в городе (районе) менее 50 тыс. жителей создается один Центр.
1.6. Центр организуется и содержится за счет средств, предусмотренных бюджетом соответствующего субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, а также за счет доходов от хозяйственной деятельности Центра и других внебюджетных поступлений.
1.7. Центр является юридическим лицом, имеет свои банковские счета, печать, штампы и бланки с наименованием Центра.
1.8. Центр имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму (государственное или муниципальное учреждение) и характер осуществляемой им деятельности.
1.9. Структурные подразделения Центра размещаются в специально предназначенном здании (зданиях) или помещениях, выделенных в зданиях административного или жилого фонда. Помещения Центра должны быть обеспечены всеми видами коммунально-бытового благоустройства, оснащены телефонной связью и отвечать санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, а также требованиям охраны труда.
1.10. Центр вправе открыть филиалы, расположенные вне места его нахождения, осуществляющие все его функции или их часть. Филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Филиал Центра организует свою работу от имени Центра по доверенности, выдаваемой директором Центра.
При создании филиала вносятся соответствующие дополнения и изменения в действующий устав с последующей его перерегистрацией.
1.11. Центр, а также его филиалы не могут быть приватизированы или перепрофилированы на иные виды деятельности, а закрепленное за Центром на праве оперативного управления имущество не может сдаваться в аренду или отдаваться в залог.
1.12. Для оказания помощи в деятельности администрации Центра может создаваться попечительский (общественный) совет. Совет действует на основании положения, разрабатываемого в соответствии с Рекомендациями по созданию и организации деятельности попечительских (общественных) советов при учреждениях социальной защиты населения, утвержденными постановлением Минтруда России от 29 октября 1998 года N 44. Решения совета носят рекомендательный характер.
1.13. Осуществление отдельных видов деятельности, требующих специального разрешения в соответствии с действующим законодательством, производится на основании лицензии.
1.14. Контроль за деятельностью Центра осуществляется учредителем, органом социальной защиты населения соответствующего субъекта Российской Федерации, а также органами здравоохранения, госсанэпиднадзора, образования, финансов, налоговой службы и госторгинспекцией в пределах их компетенции.
2.1. Деятельность Центра направлена на социальное обслуживание граждан, реализацию прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействие стабильности семьи как социального института, на улучшение социально-экономических условий жизни граждан, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизацию связей семьи с обществом и государством, установление гармоничных внутрисемейных отношений, в связи с чем Центр осуществляет:
мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия семьи и детей;
выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке;
определение и периодическое предоставление (постоянно, временно, на разовой основе) конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, социально-психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг;
поддержку семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;
социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;
социальную реабилитацию детей с ограниченными умственными и физическими возможностями;
оказание помощи гражданам, перенесшим психофизическое насилие;
участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;
участие в привлечении государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, миграционной службы и т.п.), а также общественных и религиозных организаций и объединений (ветеранских, инвалидных, комитетов Общества Красного Креста, ассоциаций многодетных, неполных семей и т.п.) к решению вопросов оказания социальной помощи гражданам и координацию их деятельности в этом направлении;
внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости семьи и детей в социальной поддержке и местных социально-экономических условий;
проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников Центра, увеличению объема предоставляемых социальных услуг и улучшению их качества.
2.2. Направления деятельности Центра могут корректироваться в зависимости от социально-демографической и экономической ситуаций в регионе, национальных традиций, нуждаемости населения в конкретных видах социальной поддержки и других факторов.
3.1. Центр возглавляет директор Центра, назначаемый учредителем.
Штатное расписание утверждается директором Центра по согласованию с учредителем в пределах средств, выделение которых предусмотрено на эти цели соответствующим бюджетом.
Штатное расписание Центра рекомендуется составлять в соответствии с Примерным штатным расписанием, предусмотренным приложением к настоящим Методическим рекомендациям.
3.2. Структурные подразделения Центра возглавляют заведующие, утверждаемые директором Центра.
Директор Центра исходя из производственной необходимости и по согласованию с учредителем может в пределах установленного фонда заработной платы вводить в штат Центра должности, не предусмотренные штатным расписанием, или вводить дополнительные должности за счет ассигнований, выделенных из соответствующего бюджета на эти цели.
3.3. Управление Центром осуществляется в соответствии с действующим законодательством и уставом и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются попечительский (общественный) совет Центра, общее собрание и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления Центра и их компетенция определяются уставом.
3.4. Непосредственное руководство Центром осуществляет директор, прошедший соответствующую аттестацию.
Директор Центра несет ответственность за свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, уставом, функциональными обязанностями, предусмотренными соответствующими тарифно-квалификационными характеристиками, и трудовым договором (контрактом).
3.5. Директор Центра имеет право:
действовать без доверенности от имени Центра, представлять его интересы в органах государственной власти и организациях различных форм собственности;
распоряжаться от имени Центра его имуществом в пределах, установленных договором о закреплении имущества;
открывать банковские счета Центра;
выдавать доверенности отдельным работникам Центра на совершение ими действий от имени Центра;
утверждать структуру, смету расходов и штатное расписание Центра в пределах выделенных ассигнований;
заключать договоры с организациями различных форм собственности;
заключать с работниками трудовые договоры (контракты);
заключать коллективный договор, если решение о его заключении принято трудовым коллективом;
издавать приказы, распоряжения и утверждать инструкции по вопросам, входящим в компетенцию Центра, обязательные для всех работников Центра;
устанавливать форму, систему и размеры оплаты труда работников Центра в соответствии с действующим законодательством и утвержденной сметой расходов;
направлять часть внебюджетных средств на стимулирование труда работников Центра и их социальную защиту;
утверждать правила внутреннего распорядка;
обеспечивать организацию труда работников Центра и повышение их квалификации.
3.6. Директор Центра обязан:
отвечать за нарушение договорных, кредитных, расчетных обязательств, правил хозяйствования, установленных действующим законодательством;
организовывать ведение бухгалтерского и статистического учета и отчетности в соответствии с действующими в Российской Федерации положениями о них;
обеспечивать рациональное использование оборудования, инвентаря и материалов;
соблюдать сроки капитального и текущего ремонта зданий, сооружений, коммуникаций и оборудования, осуществлять мероприятия по благоустройству и озеленению территории;
обеспечивать и контролировать соблюдение правил и норм охраны труда, противопожарной безопасности, санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического режима.
3.7. Отношения между работниками и администрацией Центра регулируются трудовыми договорами (контрактами), условия которых не могут противоречить действующему законодательству о труде.
3.8. Работники Центра имеют право:
участвовать в управлении Центром в порядке, определяемом его уставом;
повышать квалификацию в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в учреждениях повышения квалификации, а также на курсах, семинарах, проводимых государственными и общественными организациями.
Работники Центра могут проходить медицинское обследование за счет средств учредителя Центра, если имеется материальная возможность.
3.9. Работники Центра пользуются правами и льготами в порядке, установленном действующим законодательством, а также дополнительными льготами, предоставляемыми субъектами Российской Федерации.
3.10. Работникам Центра, исполнение служебных обязанностей которых связано с использованием общественного транспорта, могут выдаваться проездные билеты.
3.11. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников Центра устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт в редакции, введенной в действие с 1 декабря 2008 года приказом Минздравсоцразвития России от 24 ноября 2008 года N 665, - см. предыдущую редакцию).