Совет глав государств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Одобрить Концепцию взаимодействия государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью (прилагается).
2. Поручить Исполнительному Секретариату Содружества согласовать замечания и предложения государств - участников Содружества Независимых Государств и внести Протокол к Концепции взаимодействия государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью на рассмотрение очередного заседания Совета глав государств Содружества Независимых Государств.
3. Настоящее Решение вступает в силу со дня его подписания.
Совершено в городе Москве 2 апреля 1999 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
За Азербайджанскую Республику
Г.Алиев
За Республику Армения
Р.Кочарян
За Республику Беларусь
А.Лукашенко
За Грузию
Э.Шеварднадзе
За Республику Казахстан
Н.Назарбаев
За Кыргызскую Республику
А.Акаев
За Российскую Федерацию
Б.Ельцин
За Республику Таджикистан
Э.Рахмонов
За Республику Узбекистан
И.Каримов
За Украину
Л.Кучма
________________
Решение не подписано Республикой Молдова, Туркменистаном.
Одобрена Решением Совета глав
государств Содружества Независимых
Государств о Концепции взаимодействия
государств - участников Содружества
Независимых Государств в борьбе
с преступностью
от 2 апреля 1999 года
Государства - участники Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), учитывая, что:
преступность в государствах - участниках СНГ все более приобретает транснациональный характер и реально противодействует проводимым социально-экономическим реформам, посягает на безопасность государств - участников СНГ, подрывает веру граждан в способность государственных структур обеспечить соблюдение их прав и свобод;
единое криминальное пространство на территориях государств - участников СНГ продолжает сохраняться, а наиболее опасные виды преступных проявлений и тенденции преступности являются во многом схожими;
консолидируясь на территориальном, межрегиональном и международном уровнях, преступные сообщества активно используют территории государств - участников СНГ для наркобизнеса, легализации преступных доходов, разграбления национальных богатств, иной криминальной экспансии;
задачи, функции, полномочия правоохранительных и других государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, при некоторых различиях, в основном совпадают;
эффективная борьба с преступностью может быть обеспечена на основе тесного взаимодействия государств - участников СНГ,
принимают настоящую Концепцию взаимодействия государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью (далее - Концепция).
I. Общие положения
1. Целью настоящей Концепции является расширение и укрепление сотрудничества и взаимодействия государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью.
2. Настоящая Концепция определяет принципы, задачи, основные направления, формы и систему обеспечения взаимодействия государств - участников СНГ в борьбе с преступностью через определяемые ими компетентные органы, такие, как прокуратура, органы внутренних дел, органы безопасности и специальные службы, налоговая полиция (служба), таможенная служба, органы охраны государственной границы и другие государственные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, а также через уставные органы и органы отраслевого сотрудничества СНГ, созданные для координации и взаимодействия в борьбе с преступностью (Координационный совет генеральных прокуроров, Совет министров внутренних дел, Совет руководителей органов безопасности и специальных служб, Совет руководителей таможенных служб, Совет командующих Пограничными войсками, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ и другие).
3. Положения Концепции могут использоваться при разработке правовой базы сотрудничества и взаимодействия государств - участников СНГ в борьбе с преступностью, заключении двусторонних и многосторонних соглашений и договоров.
II. Принципы, задачи и основные направления взаимодействия
1. Взаимодействие государств - участников СНГ в борьбе с преступностью осуществляется на основе принципов:
уважения суверенитета государств и неукоснительного соблюдения их национального законодательства, норм и принципов международного права;
укрепления доверия между компетентными органами государств - участников СНГ;
приоритета защиты прав и свобод человека;
равноправия сторон.
2. Задачей взаимодействия государств - участников СНГ в борьбе с преступностью является повышение эффективности работы компетентных органов по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, розыску преступников, возмещению причиненного преступлениями ущерба, исполнению наказаний, совершенствованию международно-правовых норм и национального законодательства, а также их согласованная деятельность в борьбе, прежде всего, с:
терроризмом, бандитизмом, захватом заложников;
"заказными" и серийньми убийствами;
похищениями и торговлей людьми, органами или тканями человека для трансплантации;
наемничеством, незаконным производством или распространением оружия массового поражения, нападениями на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой, и другими преступлениями против мира и безопасности человечества;
незаконным пересечением государственной границы государств - участников СНГ террористическими группами и другими преступными элементами;
незаконной миграцией;
фальшивомонетничеством, контрабандой, легализацией средств и имущества, приобретенных незаконным путем, налоговыми и другими преступлениями в экономике, наносящими ущерб государствам - участникам СНГ;
преступлениями, связанными с незаконным производством и оборотом оружия, радиоактивных материалов, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, взрывных устройств;
незаконным производством и оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
преступлениями в сфере интеллектуальной собственности;
преступлениями в сфере компьютерной информации;
взяточничеством, коммерческим подкупом в области межгосударственных, экономических и других отношений государств - участников СНГ;
нарушениями законодательства об охране окружающей среды, загрязнением вод, атмосферы, морской среды и другими экологическими преступлениями, затрагивающими интересы государств - участников СНГ;
преступлениями против безопасности движения и эксплуатации транспорта, наносящими ущерб государствам - участникам СНГ;
преступлениями, совершаемыми против лиц из состава коллективных миротворческих сил;
нелегальным алкогольным, антикварным, игорным бизнесом, а также порнографией и проституцией;
любыми преступлениями, совершаемыми преступниками-"гастролерами", действующими на территориях государств - участников СНГ, либо лицами, имеющими транснациональные преступные связи;
нелегальным автомобильным бизнесом и иными преступными посягательствами на автотранспортные средства.
3. Приоритетное значение приобретают совместные усилия в борьбе с организованной и транснациональной преступностью, которая представляет особую угрозу безопасности государствам - участникам СНГ. Эта угроза несет опасность:
а) в социальной сфере:
вовлечения в преступную деятельность все большего числа людей и прежде всего молодежи;
создания в обществе атмосферы страха, неуверенности и социальной напряженности;
возрастающего вреда, причиняемого экологическими преступлениями, фальсифицированием продуктов, алкогольных и других напитков;
б) в экономической сфере:
глобальной криминализации экономических отношений и упрочения позиций криминального капитала;
роста теневой экономики, подрывающей социально-экономические основы государств - участников СНГ;
снижения уровня международного доверия к усилиям государств - участников СНГ в инвестиционной политике, внешнеэкономической, кредитно-финансовой деятельности и других сферах экономики;
в) в политической сфере:
вторжения криминальных структур, располагающих крупными капиталами, в политическую жизнь, лоббирования своих интересов во властных структурах, в том числе путем формирования выгодного им общественного мнения через подконтрольные средства массовой информации, принятия законодательных и иных нормативных актов, создающих благоприятные условия для их деятельности;
подкупа государственных служащих;
провоцирования межнациональных конфликтов и политических скандалов, физического устранения неугодных лиц.
4. Основными направлениями взаимодействия компетентных органов государств - участников СНГ, а также уставных органов и органов отраслевого сотрудничества СНГ, созданных по взаимному согласию для координации и взаимодействия в борьбе с преступностью, являются:
совместный анализ состояния, структуры, динамики и последствий транснациональной преступности, результатов работы по выявлению, предупреждению, раскрытию, расследованию преступлений, исполнению наказаний;
выполнение, в пределах своей компетенции, совместных программ борьбы с преступностью, ее отдельными видами;
совместные следственные, оперативно-розыскные действия и другие мероприятия по конкретным делам и материалам о преступлениях, борьба с которыми требует скоординированных усилий;
обобщение практики исполнения межгосударственных договоров, принятых в рамках СНГ;
подготовка информации о борьбе с преступностью Совету глав государств, другим органам СНГ, а также органам государственной власти государств - участников СНГ;
разработка предложений по совершенствованию правового регулирования совместной деятельности государств - участников СНГ в борьбе с преступностью, в том числе по вопросам передачи уголовного преследования;
изучение и оценка эффективности совместных усилий компетентных органов государств - участников СНГ в борьбе с преступностью, распространение опыта в этой области;
создание правовой основы упрощенного порядка выдачи лиц, совершивших преступления;
сотрудничество в области защиты прав потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса;
согласованная разработка рекомендаций для использования в национальном законодательстве с учетом специфики правовых систем государств - участников СНГ;
профессиональная подготовка и переподготовка кадров государств - участников СНГ;
разработка, изготовление, производство и поставка для нужд компетентных органов государств - участников СНГ криминалистической техники и специальных средств.
III. Основные формы взаимодействия
1. Основными формами взаимодействия компетентных органов государств - участников СНГ в борьбе с преступностью признаются:
а) осуществление совместных следственных, оперативно-розыскных действий и иных мероприятий на территориях государств - участников СНГ;
б) оказание содействия работникам компетентных органов одного государства работниками компетентных органов другого государства в пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, розыске преступников. Это содействие выражается в форме предоставления другой стороне транспортных средств, криминалистической техники, связи, оргтехники, необходимой оперативной информации, организации работы переводчиков, экспертов, осуществления иных конкретных мероприятий;
в) обмен информацией и опытом работы компетентных органов по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, проведение совместных семинаров, учений, сборов, консультаций и совещаний;
г) выполнение запросов и просьб, поступающих от компетентных органов других государств - участников СНГ;