Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 августа 2000 года N 01-06/22671


О приказе ГТК России от 16 июня 2000 года N 516

(с изменениями на 4 декабря 2000 года)
____________________________________________________________________
Не действует на основании
приказа ГТК России от 19 августа 2003 года N 901
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     письмом ГТК России от 4 декабря 2000 года N 01-06/35099.
____________________________________________________________________


В связи с поступающими запросами о разъяснении положений приказа ГТК России от 16.06.2000 N 516 "О передаче в суд дел о нарушениях таможенных правил" (далее - приказ), а также по результатам предварительного обобщения практики применения данного приказа сообщаю следующее.

1. При отсутствии необходимости применения взыскания за нарушение таможенных правил в виде конфискации уполномоченное должностное лицо таможенного органа вправе самостоятельно, без направления дела в суд, налагать взыскания в виде штрафа, взыскания стоимости товара или транспортного средства, являющегося непосредственным объектом нарушения таможенных правил (то есть применять такой же дополнительный вид взыскания, как и конфискация).

2. При необходимости применения к лицу взыскания за нарушение таможенных правил в виде конфискации наложение какого-либо взыскания должностным лицом таможенного органа не производится. Дело передается в суд для решения всех вопросов, связанных с ответственностью лица и наложением на него взыскания (совершено ли правонарушение, виновно ли физическое лицо в его совершении, подлежит ли лицо ответственности, отягчающие и смягчающие ответственность обстоятельства, вид и размер взыскания, а также о размере издержек и возложении их на лицо). Это следует, в том числе, и из положений статей 227, 259, 262 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

3. В соответствии со статьей 297 Таможенного кодекса Российской Федерации производство по делу о нарушении таможенных правил ведется в таможенном органе, в зоне деятельности которого обнаружено это правонарушение. По окончании производства должностное лицо, правомочное рассматривать дело, может либо вынести решение, предусмотренное статьей 365 Таможенного кодекса Российской Федерации, либо, при наличии к тому оснований, указанных в пункте 1 приказа, передать дело на рассмотрение суда. Поскольку стадия рассмотрения дела фактически начинается в таможенном органе, должностное лицо которого правомочно рассматривать дело, то и принятие решения по существу .дела, как заключительная стадия, должно производиться в суде по месту нахождения этого таможенного органа.

4. При передаче дела о нарушении таможенных правил в суд не требуется оформление искового заявления. Исковое производство предусмотрено Гражданско-процессуальным кодексом РСФСР для споров, возникающих из гражданских, семейных, трудовых правоотношений (статья 113 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР). Конфискация является взысканием за совершенное административное правонарушение (статья 242 Таможенного кодекса Российской Федерации). Применение взыскания за правонарушение возникает из административно-правовых отношений. Из Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (в частности, статей 194, 226, 236, 255, 258) следует, что рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется на основании материалов такого дела.

5. Предписание пункта 8 приказа от 03.10.2000 N 894 вытекает из следующих норм законов (абзац в редакции письма ГТК России от 4 декабря 2000 года N 01-06/35099, - см. предыдущую редакцию).

Возможность исполнения судебных актов другими органами, помимо органов принудительного исполнения (служб судебных приставов), предусмотрена пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 21.07.97. В свою очередь, статья 380 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает исполнение постановления о конфискации таможенным органом, за исключением случаев принудительного исполнения. То есть, исходя из названных положений законов, при отсутствии необходимости принудительного исполнения решения суда о конфискации товаров и транспортных средств (если имущество, подлежащее конфискации, находится в распоряжении таможенного органа) с точки зрения закона и оперативного исполнения решения суда препятствий для осуществления исполнения решения суда о конфискации товаров (транспортных средств) таможенным органом не имеется.

6. Отказ суда в применении конфискации по делу о нарушении таможенных правил в связи с истечением срока наложения основного взыскания в виде штрафа неправомерен. Статьей 247 Таможенного кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что взыскания, указанные в пунктах 4-6 статьи 242 Кодекса (в том числе конфискация), налагаются независимо от времени совершения или обнаружения нарушения таможенных правил. Аналогичной позиции придерживается Верховный Суд Российской Федерации (письмо от 15.07.96 N 70-Код 96) и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (письмо от 17.06.96 N 5).

7. Дополнительно сообщаю:

-. положения пунктов 2, 4 настоящего письма, равно как и соответствующие положения приказа, применение которых разъясняется данными пунктами письма, следуют, в частности, из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13.01.2000 по жалобам малого предприятия "Кинескоп" и Сочинского пассажирского автотранспортного предприятия N 2 на нарушение конституционных прав и свобод статьей 276 Таможенного кодекса Российской Федерации;

- текст приказа, согласованный в устном порядке с Верховным Судом Российской Федерации, доведен до председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, Московского и Санкт-Петербургского городских судов, суда автономной области, судов автономных округов письмом Верховного Суда Российской Федерации N 1169-5/общ от 04.08.2000, копия письма прилагается;

- отдельные вопросы применения приказа разъяснены таможенным органам письмом ГТК России от 27.06.2000 N 01-25/17380 "О некоторых вопросах применения приказа ГТК России от 16.06.2000 N 516".

Приложение.*

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание "КОДЕКС".

Заместитель председателя
 ГТК России генерал-полковник
 таможенной службы
В.В.Шпагин

     

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро "КОДЕКС"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»