Статус документа
Статус документа

Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом (с изменениями на 20 июня 2002 года)

1.1. Назначение и область применения

1.1.1. Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом устанавливают общие требования по:

изготовлению, ремонту и эксплуатации подвижного состава для этих перевозок;

подготовке опасных грузов к перевозкам;

пригодности тары и упаковки, используемой для перевозки опасных грузов;

организации перевозочного процесса на магистральном и промышленном железнодорожном транспорте;

организации контроля за перевозкой опасных грузов.

Правила направлены на охрану жизни и здоровья людей, защиту окружающей среды и обеспечение сохранности материальных ценностей при перевозке опасных грузов.

1.1.2. Настоящие Правила распространяются на перевозки опасных грузов и являются обязательными для грузоотправителей, грузополучателей, работников магистрального и промышленного железнодорожного транспорта, участвующих в процессе перевозки опасных грузов, осуществляющих сопровождение и (или) охрану их в пути следования; ими должны руководствоваться все предприятия и организации (независимо от форм собственности), занимающиеся изготовлением, техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава и контейнеров для перевозки опасных грузов, а также транспортно-экспедиционным обслуживанием грузоотправителей и грузополучателей.

1.1.3. Правила не распространяются:

а) на технологические перевозки опасных грузов внутри территорий предприятий и организаций, применяющих их, осуществляющих их производство, обработку, хранение или уничтожение;

б) на перевозки радиоактивных веществ;

в) на специальные перевозки опасных грузов, которые регламентируются постановлениями Правительства России или по его поручению компетентным органом.

1.1.4. Организация перевозок опасных грузов на магистральном и промышленном железнодорожном транспорте, изготовление, ремонт и эксплуатация вагонов и контейнеров для их перевозки должны осуществляться в соответствии с настоящими Правилами, а также нормативно-технической документацией по обеспечению безопасности перевозок опасных грузов, утвержденной МПС России по согласованию с Госгортехнадзором России.

________________

Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 и от 20.05.2004 N 649 функции Федерального горного и промышленного надзора России (Госгортехнадзора России) переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзору). Функции Министерства путей сообщения Российской Федерации (МПС России) по нормативно-правовому регулированию переданы Министерству транспорта Российской Федерации (Минтрансу России). (Примеч. изд.)


Изменения и дополнения в нормативно-технической документации, касающиеся безопасности перевозки опасных грузов, производятся по согласованию с Госгортехнадзором России.

1.1.5. Котлы вагонов-цистерн и спецконтейнеры, в которых опасные грузы транспортируются при температуре до 50°С под давлением свыше 0,07 МПа (0,7 кгс/см) или выгрузка из которых осуществляется путем повышения давления более 0,07 МПа (0,7 кгс/см), должны отвечать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.   

________________

Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ 10-115-96), утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 18.04.1995 N 20, утратили силу на основании приказа Ростехнадзора от 10.08.2006 N 760. Действуют Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ 03-576-03), утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.2003 N 91. (Примеч. изд.)

1.1.6. При перевозках сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов (класс 2 в соответствии с ГОСТ 19433-88) должны выполняться требования настоящих Правил, Правил перевозок грузов, а также нормативно-технической документации, касающейся техники безопасности при эксплуатации цистерн, производстве слива, налива и перевозке конкретных опасных грузов этого класса.

________________

Нормативные правовые акты, утвержденные МПС России до 2003 г. и составлявшие Правила перевозок грузов, большей частью утратили силу. Действуют соответствующие нормативные правовые акты, утвержденные МПС России в 2003 г. (Примеч. изд.)

1.1.7. Содержание сооружений, устройств, подвижного состава, организация движения поездов должны отвечать требованиям правил и инструкций, утвержденных МПС России.

1.1.8. Нормы загрузки опасных грузов, выбор типа подвижного состава для их перевозки, определение пригодности его для этих целей в техническом и коммерческом отношении, крепление грузов в вагонах должны соответствовать требованиям Устава железных дорог, Правил перевозок грузов, другой нормативно-технической документации по вопросам перевозок опасных грузов.

________________

Устав железных дорог Союза ССР, утвержденный постановлением Совмина СССР от 06.04.1964 N 270, фактически не применяется. Действует Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". (Примеч. изд.)

1.1.9. Руководящие работники, специалисты предприятий и организаций магистрального и промышленного железнодорожного транспорта независимо от форм собственности, причастные к перевозкам опасных грузов, а также занятые изготовлением и ремонтом вагонов и контейнеров для их перевозки, должны сдавать экзамены на знание настоящих Правил не реже 1 раза в три года.

Персонал, обслуживающий перевозки опасных грузов, должен пройти обучение и сдать экзамены по вопросам перевозок опасных грузов, по кругу своих обязанностей.