МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 17 апреля 2000 года N 1122

     

О сертификации качества педагогических
тестовых материалов

(с изменениями на 25 октября 2000 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     приказом Минобразования России от 25 октября 2000 года N 3059.
____________________________________________________________________



С целью повышения качества образования и дальнейшего совершенствования аттестационных тестовых технологий

приказываю:

     

1. Создать Координационный совет Минобразования России по вопросам сертификации качества педагогических тестовых материалов и утвердить его состав (приложения N 1).

2. Утвердить документы, регламентирующие процедуру сертификации качества педагогических тестовых материалов:

2.1 Временное положение о сертификации качества педагогических тестовых материалов, используемых для оценки знаний обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации (приложение N 2).

2.2 Методические указания по подготовке педагогических тестовых материалов к сертификации (приложение N 3).

2.3 Положение о Координационном совете Минобразования России по вопросам сертификации качества педагогических тестовых материалов (приложение N 4).

3. Возложить функцию головного учреждения в системе Минобразования России по сертификации качества педагогических тестовых материалов, используемых для оценки знаний студентов высших и средних специальных учебных заведений, на Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета).

4. Возложить по согласованию с президентом Российской академии образования Н.Д. Никандровым функцию головного учреждения по сертификации качества педагогических тестовых материалов, используемых для оценки знаний обучающихся во всех типах общеобразовательных учреждений и учреждениях начального профессионального образования, на Институт общего среднего образования Российской академии образования.

5. Управлению прогнозирования и развития системы образования (В.М.Зуеву) предусмотреть на 2001 год за счет бюджетного финансирования в рамках системы мероприятий по реализации Федеральной программы развития образования работы Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета) по совершенствованию научно-методического обеспечения системы сертификации качества педагогических тестовых материалов.

6. Управлению образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования (Г.К.Шестакову) совместно с Управлением послевузовского и дополнительного профессионального образования (В.В.Безлепкиным) до 01.08.2000 разработать и утвердить государственные требования, предъявляемые к программам профессиональной переподготовки в области тестирования.

7. Головным учреждениям по сертификации качества педагогических тестовых материалов разработать и представить на утверждение в Координационный совет Минобразования России по вопросам сертификации качества педагогических тестовых материалов до 1 июня 2000 года образцы сертификата качества педагогического тестового материала и свидетельства о прохождении экспертизы сертификации качества педагогических тестовых материалов.

8. Рекомендовать руководителям органов управления образованием различных уровней, ректорам высших учебных заведений, руководителям общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, пользоваться для оценки знаний обучаемых методом тестирования сертифицированными педагогическими тестовыми материалами.

9. Считать утратившим силу приказ Минобразования России от 25.06.97 N 1300.

10. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра В.Д.Шадрикова.

  Министр
 В.М.Филиппов

     

 Приложение N 1
 к приказу Минобразования России
 от 17.04.2000 N 1122

СОСТАВ
Координационного совета Минобразования России
по вопросам сертификации качества педагогических
тестовых материалов  

(с изменениями на 25 октября 2000 года)

1. Селезнева Н.А. (председатель) - директор Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета), д.т.н., профессор

2. Шестаков Г.К. (зам. председателя) - начальник Управления образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования, д.х.н., профессор

3. Дик Ю.И. (зам. председателя) - директор Института общего среднего образования РАО, д.пед.н., член-корреспондент РАО

4. Челышкова М.Б. (ученый секретарь) - заведующая кафедрой педагогических измерений Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета), к.пед.н., доцент

5. Арсеньев Г.В. - заместитель начальника Управления высшего профессионального образования, к.т.н.

6. Анурин В.О. - председатель Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России, к.ф-м.н., доцент

7. Андреев С.С. - заместитель начальника учебно-методического управления Новгородского государственного университета, к.т.н., доцент

8. Бородулин И.Н. - проректор по учебной работе, заместитель председателя совета учебно-методических объединений по образованию в области электроники и прикладной математики, к.т.н., доцент

9. Бухаров А.В. - директор негосударственного образовательного учреждения "Учебный центр ОАО "Газпром", к.г-м.н., доцент

10. Бархатова Т.А. - начальник информационно-методического отдела Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России

Васильев Владимир Иванович - заместитель директора Международного центра тестового контроля и приема экзаменов Всемирного технологического университета, доктор технических наук, профессор (дополнительно включен приказом Минобразования России от 25 октября 2000 года N 3059)

11. Григорьев С.Г. - начальник управления информатизации Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, д.т.н., профессор

12. Дьяконов И.А. - директор Головного центра тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку Минобразования России, к.ф-м.н., доцент

Звонников Виктор Иванович - заместитель директора Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета), кандидат экономических наук, доцент (дополнительно включен приказом Минобразования России от 25 октября 2000 года N 3059)

13. Ковалева Г.С. - заведующая Центром оценки качества образования Института общего среднего образования Российской академии образования, к.пед.н.

14. Краснокутская Л.А. - ведущий сотрудник Центра оценки качества образования Института общего среднего образования Российской академии образования, к.ф-мат.н.

15. Куклин В.Ж. - заместитель директора Научно-информационного центра государственной аккредитации Минобразования России, к.т.н., доцент

16. Леонтьева М.Р. - руководитель Департамента общего среднего образования, к.пед.н.

17. Лежнина Е.И. - заместитель директора по научно-методической работе Московского областного медицинского колледжа

18. Логинова О.Б. - проректор Московского института повышения квалификации работников образования, к.пед.н.

19. Максимов Н.И. - председатель Координационного совета УМО и НМС, к.т.н., профессор

Нардюжев Виктор Иванович - доцент Обнинского института атомной энергетики, кандидат технических наук (дополнительно включен приказом Минобразования России от 25 октября 2000 года N 3059)

Нечаев Николай Николаевич - проректор Московского государственного лингвистического университета, академик РАО, доктор психологических наук, профессор (дополнительно включен приказом Минобразования России от 25 октября 2000 года N 3059)

20. Собин О.А. - руководитель Экспериментального центра переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров при Московской государственной геологоразведочной академии, к.т.н., профессор

21. Татур А.О. - руководитель Центра педагогических измерений Московского института повышения квалификации работников образования, к.ф-м.н.

22. Хлебников В.А. - и.о. директора Центра тестирования Министерства образования Российской Федерации, к.т.н., доцент

23. Шмелев А.Г. - профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, д.пс.н.

24. Ярошенко Н.Г. - заместитель начальника Управления среднего профессионального образования, к.пед.н.

     

 Приложение N 2
 к приказу Минобразования России
 от 17.04.2000 N 1122

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о сертификации качества педагогических тестовых материалов, используемых для оценки знаний обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации



Общие положения

     

1. Настоящее Временное положение определяет цель, предмет, содержание и организацию процедуры сертификации качества педагогических тестовых материалов (далее - ПТМ), используемых для оценки знаний обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации.

2. Цель сертификации - повышение качества образования путем совершенствования ПТМ, применяемых для оценки знаний обучающихся методом тестирования в учебных заведениях Российской Федерации. При этом решаются две задачи: первая - выявление и фиксация достигнутого уровня качества сертифицируемых ПТМ, вторая - разработка рекомендаций, определяющих методику совершенствования ПТМ.

3. Предметом и содержанием сертификации является установление степени соответствия характеристик ПТМ действующим на момент сертификации требованиям к их качеству. Требования утверждаются Координационным советом Минобразования России по вопросам сертификации качества ПТМ (далее - Координационный совет). Требования подлежат обновлению не реже одного раза в три года.

4. Основными принципами сертификации являются научная обоснованность, объективность, конфиденциальность, систематическая отчетность. Принцип научной обоснованности регламентирует использование в процессе сертификации современного научного аппарата. Принцип объективности предполагает экспертизу качества тестов по единой методике. Принцип конфиденциальности предписывает неразглашение содержательной части ПТМ, представленных на экспертизу, и результатов экспертизы внешним пользователям.

Процедура сертификации

5. Процедура сертификации качества ПТМ состоит из двух последовательных этапов. Первый этап - экспертиза ПТМ, включающая оценку качества содержания, правильности форм заданий и статистических характеристик ПТМ. Второй этап - сертификация. ПТМ, прошедшим экспертизу и удовлетворяющим утвержденным требованиям к их качеству, выдается сертификат качества ПТМ (в дальнейшем - сертификат). Образец бланка сертификата разрабатывается головными учреждениями по сертификации качества ПТМ и утверждается Координационным советом.

6. Сертификат дает право на использование ПТМ с целью оценки знаний обучающихся. Сертификат снабжается бланком с паспортными данными ПТМ, содержащими информацию о характеристиках ПТМ, и имеет регистрационный номер, совпадающий с регистрационным номером ПТМ. Бланк сертификата изготовляется на бумаге с водяными знаками.

7. При неполном соответствии характеристик ПТМ требованиям качества выдается свидетельство о прохождении процедуры сертификации. Свидетельство удостоверяет факт прохождения процедуры сертификации и содержит рекомендации по доработке ПТМ. Образец свидетельства и содержание рекомендаций по доработке ПТМ разрабатываются головными учреждениями по сертификации качества ПТМ и утверждаются Координационным советом. Бланк свидетельства изготовляется на бумаге с водяными знаками.

Требования к организации проведения сертификации

     

8. Сертификация проводится на базе головных учреждений: Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета) и Института общего среднего образования Российской академии образования (далее - головные учреждения).

9. Сертификация ПТМ проводится по желанию авторов тестов или по заявкам учебных заведений на договорной основе. Стоимость затрат на проведение сертификации определяется типовой сметой расходов, утверждаемой Координационным советом.

10. Средства, перечисляемые заказчиками, поступают на счета головных учреждений по сертификации качества ПТМ и расходуются на оплату труда экспертов, организацию процесса сертификации, на развитие и совершенствование методического и материально-технического оснащения процедуры сертификации.

11. Сертификация проводится на основании договора, заключаемого между заказчиками работ и головными учреждениями. Договор может предусматривать оказание заказчику дополнительных услуг по доработке ПТМ. Объем последних определяет сертифицирующая организация в тех случаях, когда ПТМ требуют доработки для доведения их качества до уровня требований сертификации.

12. С целью проведения самой процедуры сертификации на базе головных учреждений создаются экспертные группы. Состав экспертных групп утверждается Минобразованием России по представлению головных учреждений. В состав экспертов не должны входить представители учебного заведения, заказавшего проведение работ по сертификации.

13. Работа экспертных групп осуществляется по специальным методикам, одобренным Координационным советом и утвержденным Минобразованием России.

14. Оформление результатов сертификации и выдача сертификата проводятся в порядке, утвержденном Координационным советом, и в соответствии с описанной выше процедурой сертификации.

15. Ежегодные отчеты о результатах сертификации (в аннотированной форме) передаются головными учреждениями в Координационный совет.

16. Сертифицированные ПТМ помещаются с согласия заказчика-(автора) в информационные базы головных учреждений для создания Федерального фонда ПТМ (банка тестов). Головные организации не обладают правом передачи ПТМ без согласия авторов.

17. Сертификат дает право на использование ПТМ для оценки знаний обучающихся методом тестирования только в соответствии с паспортными данными ПТМ. При любых изменениях, приводящих к нарушению паспортных данных ПТМ, зафиксированных в процессе сертификации ПТМ, сертификат утрачивает силу.

18. При возникновении конфликтных ситуаций, связанных с заключениями экспертов, заказчики работ обладают правом обращаться в Координационный совет с целью назначения дополнительной экспертизы. Перечень документов и материалов, необходимых для выполнения сертификации

19. Для проведения экспертизы качества содержания сертифицируемых ПТМ заказчик работ должен представить следующее:

I. Для тестирования, проводимого на бумажных носителях:

1) общие данные о тесте;

2) тексты всех разработанных вариантов тестов в распечатанном виде, готовом для предъявления тестируемым;

3) спецификацию теста;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»