Генеральная Конференция Международной Организации Труда,
созванная в Женеве Административным Советом Международного Бюро Труда и собравшаяся 17 июня 1964 года на свою сорок восьмую сессию,
постановив принять ряд предложений о пособиях при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, что является пятым пунктом повестки дня сессии,
решив придать этим предложениям форму международной конвенции,
принимает сего восьмого дня июля месяца тысяча девятьсот шестьдесят четвертого года нижеследующую Конвенцию, которая будет именоваться Конвенцией 1964 года о пособиях в случаях производственного травматизма:
Статья 1
В целях настоящей Конвенции:
а) термин "законодательство" означает законы и постановления, а также правила в области социального обеспечения;
b) термин "установленный" означает определенный законодательством страны или на основании законодательства страны;
с) термин "промышленное предприятие" охватывает все предприятия, относящиеся к следующим отраслям экономической деятельности: добывающая промышленность; обрабатывающая промышленность; строительство; электроэнергия, газ, водоснабжение и санитарное обслуживание; транспорт, склады и службы связи;
d) термин "на иждивении" относится к предполагаемому состоянию зависимости, существующему в установленных случаях;
е) термин "ребенок, находящийся на иждивении" охватывает:
i) ребенка моложе возраста окончания обязательного школьного образования, или моложе пятнадцати лет, в зависимости от того, какой возраст выше;
ii) на условиях, установленных национальным законодательством, ребенка моложе установленного возраста, но выше указанного в абзаце i), который проходит курс ученичества или продолжает свое учение, или же страдает хроническим заболеванием, или является инвалидом, что не позволяет ему заниматься какой-либо профессиональной деятельностью; однако требования Конвенции будут считаться выполненными, если национальное законодательство определяет этот термин просто как охватывающий любого ребенка моложе возраста, который значительно старше, чем тот, который указан в абзаце i).
Статья 2
1. Член Организации, экономика и медицинские службы которого недостаточно развиты, может путем приложения к своему документу о ратификации мотивированного заявления воспользоваться правом на временные исключения, предусмотренные в следующих статьях: статья 5, статья 9 (подпункт b пункта 3), статья 12, статья 15 (пункт 2) и статья 18 (пункт 3).
2. Любой Член Организации, сделавший заявление в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, сообщает в своих докладах о применении настоящей Конвенции, представляемых в соответствии со статьей 22 Устава Международной Организации Труда, по каждому исключению, которым он воспользовался;
а) либо, что причины для этого продолжают существовать;
b) либо, что с определенной даты он отказывается от права пользоваться данным исключением.
Статья 3
1. Любой Член Организации, ратифицирующий настоящую Конвенцию, может путем приложения к документу о ратификации заявления исключить из сферы применения Конвенции:
а) моряков, включая морских рыбаков;
b) государственных служащих;
когда эти категории защищены специальными системами, которые обеспечивают в общей сложности пособия, по крайней мере равные тем, которые предусматриваются настоящей Конвенцией.
2. Когда находится в силе заявление, предусмотренное в пункте 1 настоящей статьи, Член Организации может исключить лиц, принадлежащих к категории или категориям, исключенным из сферы применения Конвенции, из числа трудящихся при подсчете процентной доли трудящихся в соответствии с подпунктом d пункта 2 статьи 4 и со статьей 5.
3. Любой Член Организации, сделавший заявление в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, может в дальнейшем известить Генерального Директора Международного Бюро Труда о принятии им на себя обязательств, вытекающих из настоящей Конвенции, в отношении той категории или тех категорий лиц, которые были им исключены в момент ратификации.
Статья 4
1. Законодательство страны о пособиях по случаю производственного травматизма охватывает всех работающих по найму (включая учеников) в частном и общественном секторах, в том числе работающих в кооперативах, а в случае смерти кормильца семьи, установленные категории получателей пособий.
2. Любой Член Организации может предусмотреть такие исключения, которые он считает необходимыми, в отношении:
а) лиц, занятость которых носит случайный характер и которые не связаны с деятельностью их предпринимателя;
b) надомников;
с) членов семьи предпринимателя, живущих в его доме, в отношении их работы на него;
d) других категорий работающих по найму, число которых не превышает 10 процентов всех трудящихся, не считая тех, которые исключены на основании подпунктов а-с.
Статья 5
Когда находится в силе заявление, предусмотренное в статье 2, применение законодательства страны о пособиях в случаях производственного травматизма может быть ограничено установленными категориями трудящихся по найму, представляющими в целом по крайней мере 75 процентов всех трудящихся промышленных предприятий, а в случае смерти кормильца семьи, установленными категориями получателей.
Статья 6
Охватываемые Конвенцией случаи включают следующие случаи, когда они являются результатом производственного травматизма:
а) болезненное состояние;
b) нетрудоспособность, вызванную таким состоянием и влекущую за собой определяемую законодательством страны утрату заработка;
с) полную потерю трудоспособности или ее частичную потерю сверх установленной степени, когда предполагается, что такая полная или частичная потеря будет постоянной, или соответствующую степень потери физической полноценности;
d) потерю средств существования в результате смерти кормильца семьи установленными категориями получателей.
Статья 7
1. Каждый Член Организации устанавливает определение термина "несчастный случай на производстве", включая условия, при которых несчастный случай в пути считается несчастным случаем на производстве, и указывает такое определение в своих докладах о применении настоящей Конвенции, представляемых в соответствии со статьей 22 Устава Международной Организации Труда.
2. Когда несчастный случай в пути охватывается системами социального обеспечения, отличными от системы обеспечения в случае производственного травматизма, и эти системы предусматривают в отношении несчастных случаев в пути пособия, которые в общей сложности по крайней мере равны пособиям, предусмотренным в настоящей Конвенции, нет необходимости включать положение о несчастном случае в пути в определение несчастного случая на производстве.
Статья 8
Каждый Член Организации:
а) устанавливает перечень заболеваний, содержащий по крайней мере заболевания, перечисленные в таблице 1, приложенной к настоящей Конвенции, которые будут рассматриваться как профессиональные заболевания при установленных условиях; или
b) включает в свое законодательство общее определение профессиональных заболеваний, которое будет достаточно широким, чтобы охватить по крайней мере заболевания, перечисленные в таблице 1, приложенной к настоящей Конвенции; или
с) устанавливает перечень заболеваний в соответствии с подпунктом а, дополненный общим определением профессиональных заболеваний или другими положениями, устанавливающими профессиональный характер заболеваний, не вошедших в перечень или проявляющихся при условиях, отличных от установленных.
Статья 9
1. Каждый Член Организации в установленных условиях предоставляет подлежащим обеспечению лицам следующие пособия:
а) медицинское обслуживание и аналогичную помощь при болезненном состоянии;
b) денежные пособия в отношении случаев, указанных в подпунктах b, с и d статьи 6.
2. Право на получение пособий не может быть обусловлено продолжительностью трудового или страхового стажа или уплатой страховых взносов; однако в отношении профессиональных заболеваний может быть установлен период подверженности вредному воздействию.
3. Пособия выплачиваются в течение всего страхового случая; однако в отношении потери трудоспособности денежное пособие может не выплачиваться в течение трех первых дней:
а) когда к моменту вступления в силу настоящей Конвенции законодательством Члена Организации предусмотрен срок ожидания при условии, что Член Организации включает в свой доклад о применении этой Конвенции, представляемый согласно статье 22 Устава Международной Организации Труда, заявление о том, что все еще существуют основания для использования этого положения; или
b) когда находится в силе заявление, представляемое на основании статьи 2.
Статья 10
1. Медицинское обслуживание и аналогичная помощь включают:
а) общую врачебную помощь и помощь, оказываемую специалистами стационарным и амбулаторным больным, включая визиты на дому;
b) зубоврачебную помощь;
с) помощь медицинских сестер на дому или в больницах и в других лечебных заведениях;
d) содержание в больницах, в домах для выздоравливающих, санаториях или других лечебных заведениях;
е) зубоврачебные, фармацевтические и другие медицинские и ортопедические средства, включая протезные приспособления, их ремонт и нормальную замену, и очки;
f) помощь специалистов другой профессии, которая в законном порядке признана смежной с медицинской, под наблюдением врача или дантиста;
g) когда это возможно, проведение следующих видов лечения на месте работы:
i) неотложная помощь лицам, пострадавшим от серьезного несчастного случая;
ii) проведение курса лечения тех лиц, которые получили незначительные травмы, не повлекшие за собой прекращения работы.
2. Пособия, выплачиваемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, предоставляются, с использованием всех подходящих средств, с целью сохранения, восстановления или, когда это невозможно, улучшения здоровья пострадавшего лица, а также его трудоспособности и способности самостоятельно удовлетворять свои личные потребности.
Статья 11
1. Любой Член Организации, обеспечивающий медицинское обслуживание или аналогичную помощь через общую систему здравоохранения или систему медицинского обслуживания всех работающих по найму, может предусмотреть в своем законодательстве, что такая помощь предоставляется лицам, пострадавшим от производственного травматизма, на таких же условиях, как и другим лицам, имеющим право на нее, при условии, что правила ее предоставления таковы, что исключаются неблагоприятные для заинтересованных лиц последствия.
2. Любой Член Организации, обеспечивающий медицинское обслуживание и аналогичную помощь путем возмещения расходов пострадавшего лица, может предусмотреть в своем законодательстве специальные правила в отношении тех случаев, когда объем, продолжительность или стоимость оказания такой помощи превышают разумные пределы, при условии, что эти правила не будут противоречить цели, изложенной в пункте 2 статьи 10, и будут таковы, что будут исключаться неблагоприятные последствия для заинтересованных лиц.
Статья 12
Когда находится в силе заявление, предусмотренное в статье 2, медицинское обслуживание и аналогичная помощь включают по крайней мере:
а) общую врачебную помощь, включая визиты на дому;
b) помощь, оказываемую специалистами стационарным или амбулаторным больным, и такую помощь специалистов, которая может оказываться вне больницы;
с) отпуск наиболее необходимых медикаментов по рецепту врача или другого квалифицированного специалиста;
d) госпитализацию при необходимости; и
е) по мере возможности, оказание неотложной помощи на месте работы пострадавшим от несчастного случая на производстве.
Статья 13
В случае временной нетрудоспособности или нетрудоспособности на начальной стадии, денежные пособия выплачиваются периодически и размер их устанавливается в соответствии с положениями либо статьи 19, либо 20.
Статья 14
1. В отношении потери способности зарабатывать, когда предполагается, что такая потеря будет постоянной, или в отношении соответствующей потери физической полноценности, денежные пособия выплачиваются во всех случаях, когда по окончании периода, в течение которого пособия выплачиваются в соответствии со статьей 13, трудящийся продолжает страдать от такой потери в превышающей установленный уровень степени.
2. В случае полной потери способности зарабатывать, когда предполагается, что такая потеря будет постоянной, или соответствующей потери физической полноценности, пособие выплачивается периодически и его размер устанавливается в соответствии с положениями либо статьи 19, либо статьи 20.
3. В случае существенной частичной потери способности зарабатывать, превышающей установленную степень, когда предполагается, что такая потеря будет постоянной, или соответствующей потери физической полноценности, пособие выплачивается периодически и соответствует справедливой доле той выплаты, которая предусматривается в пункте 2 настоящей статьи.
4. В случае частичной потери способности зарабатывать, которая не является существенной, но которая превышает установленную степень, упомянутую в пункте 1 настоящей статьи, когда предполагается, что такая потеря будет постоянной, или соответствующей потери физической полноценности, пособие может выплачиваться в виде единовременной суммы.