Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 25 мая 2000 года N 15Ц

     

Об утверждении Правил обслуживания железнодорожных подъездных путей

____________________________________________________________________
Утратил силу с 30 июня 2003 года на основании
приказа МПС России от 18 июня 2003 года N 26
____________________________________________________________________

В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации"

приказываю:

Утвердить прилагаемые Правила обслуживания железнодорожных подъездных путей.

Министр
Н.Е.Аксененко



Зарегистрировано

Министерством юстиции

Российской Федерации

15 августа 2000 года,

регистрационный N 2355

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом МПС России
от 25 мая 2000 года N 15Ц

     

Правила обслуживания железнодорожных подъездных путей

     

I. Общие положения

1.1. Железнодорожные подъездные пути примыкают к железнодорожным путям общего пользования и предназначены для обслуживания определенных грузоотправителей и грузополучателей.

1.2. Железнодорожные подъездные пути могут принадлежать организациям, физическим лицам (далее - владелец железнодорожного подъездного пути) или железным дорогам.

Принадлежность железнодорожных подъездных путей определяет обязанности владельцев железнодорожных подъездных путей и железных дорог по их техническому содержанию и текущему ремонту.

Организации, физические лица, в том числе контрагенты, использующие железнодорожные подъездные пути, принадлежащие железной дороге, именуются в дальнейшем - пользователи железнодорожных подъездных путей.

1.3. Железнодорожный подъездной путь имеет границу с железнодорожными путями общего пользования. Граница железнодорожного подъездного пути отмечается знаком "Граница железнодорожного подъездного пути". Место установки такого знака определяется железной дорогой.

1.4. Железнодорожные подъездные пути могут быть открыты для постоянной или временной эксплуатации.

В соответствии со статьей 54 Федерального закона "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации , 1998, N 2, ст.218) (далее -Транспортный устав) открытие для постоянной эксплуатации построенного железнодорожного подъездного пути и подача на такой путь железнодорожного подвижного состава допускаются после принятия в эксплуатацию данного пути комиссией, в состав которой входит представитель железной дороги, и установления железной дорогой по согласованию с владельцем данного пути порядка его обслуживания.

1.5. На каждый железнодорожный подъездной путь его владельцем совместно с железной дорогой по окончании строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном подъездном пути (далее - Инструкция). Инструкция подписывается начальником железнодорожной станции (далее - станция), владельцем железнодорожного подъездного пути и утверждается начальником железной дороги. В данной Инструкции следует указывать весовую норму и длину составов (поездов), допускаемых к обращению на железнодорожном подъездном пути, максимально допустимую скорость движения, тип локомотива, порядок маневровых передвижений, положение стрелочных переводов, наличие и расположение сигналов, нормы закрепления вагонов и другие условия, связанные с обеспечением безопасности движения поездов.

Указанная Инструкция пересматривается при изменении технического оснащения железнодорожного подъездного пути и технологии его работы.

1.6. В соответствии со статьей 57 Транспортного устава работники, работа которых связана с движением поездов и маневровой работой, проходят проверку знаний правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, инструкций по движению поездов и маневровой работе и сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, а работники, ответственные за погрузку, крепление и выгрузку грузов, проходят проверку знаний технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе.

Работники, не прошедшие указанную проверку знаний, к работе не допускаются.

1.7. Каждый железнодорожный подъездной путь должен иметь технический паспорт, план и продольный профиль, чертежи искусственных сооружений. В техническом паспорте указываются технические характеристики рельсов, шпал, балласта, земляного полотна, искусственных сооружений, весовых приборов, обустройств и механизмов, предназначенных для погрузки, выгрузки, очистки, промывки вагонов, маневровых устройств, лебедок, промышленных станций, горок, полугорок, вытяжных путей, устройств сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) и связи, используемых при поездной и маневровой работе и других обустройств и механизмов. Указанная в настоящем пункте документация предъявляется железной дороге по ее требованию при принятии железнодорожного подъездного пути в эксплуатацию. После ввода в эксплуатацию новых объектов или их закрытия владелец железнодорожного подъездного пути вносит в технический паспорт соответствующие изменения и один экземпляр технического паспорта передает железной дороге, сообщая ей о всех внесенных в паспорт изменениях с приложением соответствующих документов. Железная дорога вносит изменения в техническо-распорядительный акт (ТРА) станции примыкания, составляет приложение к нему - ведомость железнодорожного подъездного пути.

1.8. Железная дорога с согласия владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути может в соответствии с договором за плату использовать, в том числе для проведения маневровых работ и временного размещения вагонов, принадлежащий ему или используемый им железнодорожный подъездной путь.

1.9. Железные дороги могут передавать организациям, физическим лицам по их просьбе в аренду железнодорожные пути общего пользования, которые после передачи в аренду по условиям их обслуживания приравниваются к железнодорожным подъездным путям. Передача таких путей в аренду оформляется договором аренды между железной дорогой и организацией, физическим лицом. На основании этого договора между ними заключается договор, связанный с подачей и уборкой вагонов.

Текущее техническое содержание железнодорожного пути общего пользования, сданного в аренду, производится силами и средствами железной дороги по договору за счет арендатора.

1.10. Владельцы или пользователи железнодорожных подъездных путей обеспечивают освещение данных путей в пределах занимаемой ими территории и фронтов погрузки, выгрузки грузов, а также проводят очистку железнодорожных подъездных путей от мусора и снега.

     

II. Организация работы по заключению договоров, связанных с
эксплуатацией железнодорожных подъездных путей, и договоров,
связанных с подачей и уборкой вагонов

2.1. В зависимости от принадлежности железнодорожных подъездных путей заключаются следующие виды договоров, связанных с обслуживанием таких путей:

с владельцем железнодорожного подъездного пути - договор, связанный с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути (далее - договор об эксплуатации железнодорожного подъездного пути);

с пользователем железнодорожного подъездного пути или с контрагентом при обслуживании его локомотивом, принадлежащим организации железнодорожного транспорта, - договор, связанный с подачей и уборкой вагонов (далее - договор о подаче и уборке вагонов).

Формы примерного договора, связанного с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути, договора, связанного с подачей и уборкой вагонов, приведены в приложениях 1 и 2 к настоящим Правилам.

2.2. В соответствии со статьей 61 Транспортного устава договоры об эксплуатации железнодорожного подъездного пути и договоры о подаче и уборке вагонов разрабатываются с учетом технологии работы станции примыкания и технологии работы железнодорожного подъездного пути, а в соответствующих случаях - с учетом единых технологических процессов.

Необходимость разработки единого технологического процесса работы железнодорожного подъездного пути и станции примыкания определяется железной дорогой и владельцем железнодорожного подъездного пути. При разработке такого единого технологического процесса могут быть использованы методические рекомендации по разработке единых технологических процессов работы железнодорожных подъездных путей и железнодорожных станций примыкания, утверждаемые МПС России.

2.3. При наличии у одного владельца или пользователя нескольких железнодорожных подъездных путей с отдельными примыканиями к станции (нескольким станциям) договор об эксплуатации железнодорожного подъездного пути или договор о подаче и уборке вагонов заключается, как правило, отдельно на каждый железнодорожный подъездной путь примыкания. По согласованию железной дороги и владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути может заключаться один договор.

2.4. В соответствии со статьей 61 Транспортного устава договорами об эксплуатации железнодорожных подъездных путей и договорами о подаче и уборке вагонов устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов.

При расчете технологических сроков оборота вагонов могут быть использованы методические рекомендации по определению технологического времени на выполнение погрузочно-разгрузочных операций с грузовыми вагонами, утверждаемые МПС России.

2.5. Согласно статье 63 Транспортного устава отношения между контрагентом и владельцем железнодорожного подъездного пути регулируются заключенным между ними договором.

При обслуживании контрагента локомотивом, принадлежащим организации железнодорожного транспорта, между контрагентом и железной дорогой заключается договор о подаче и уборке вагонов. Заключение такого договора возможно при согласии владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути на пропуск вагонов контрагента по своим путям.

2.6. В соответствии со статьей 67 Транспортного устава договоры об эксплуатации железнодорожного подъездного пути и договоры о подаче и уборке вагонов заключаются сроком на пять лет.

В случае изменения технического оснащения, технологии работы станции или железнодорожного подъездного пути в договоры вносятся изменения, дополнения, которые оформляются дополнительными соглашениями, или заключаются новые договоры. Проекты изменений и дополнений в такие договоры разрабатываются одной из сторон и рассматриваются в порядке и сроки, указанные в пункте 2.13 настоящих Правил.

2.7. В случае изменения владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути между новым владельцем или пользователем и железной дорогой заключается договор об эксплуатации железнодорожного подъездного пути или договор о подаче и уборке вагонов.

2.8. Железная дорога совместно с владельцем или пользователем железнодорожного подъездного пути не позднее чем за три месяца до истечения срока действия договора об эксплуатации железнодорожного подъездного пути или договора о подаче и уборке вагонов приступает к разработке проекта нового договора.

2.9. До заключения договора об эксплуатации железнодорожного подъездного пути или договора о подаче и уборке вагонов владелец железнодорожного подъездного пути представляет железной дороге документы, подтверждающие права на железнодорожный подъездной путь, а начальник железной дороги назначает уполномоченного представителя для разработки указанных договоров,

2.10. Договоры об эксплуатации железнодорожного подъездного пути и договоры о подаче и уборке вагонов заключаются с учетом данных технического паспорта железнодорожного подъездного пути, плана железнодорожного подъездного пути, его продольного профиля и чертежей искусственных сооружений.

2.11. Перед заключением договора об эксплуатации железнодорожного подъездного пути или договора о подаче и уборке вагонов и определения его условий железная дорога совместно с владельцем или пользователем железнодорожного подъездного пути производит обследование железнодорожного подъездного пути и его технической оснащенности. Результаты обследования оформляются актом обследования железнодорожного подъездного пути (приложение 3 к настоящим Правилам).

2.12. Акт обследования железнодорожного подъездного пути подписывается начальником станции, инспектором по подъездным путям и владельцем или пользователем железнодорожного подъездного пути. При необходимости к обследованию железнодорожного подъездного пути привлекаются ревизор по безопасности движения, дорожный мастер дистанции пути и другие причастные работники железной дороги. Обследование железнодорожного подъездного пути возглавляют начальник станции и уполномоченный представитель владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути.

Владелец или пользователь железнодорожного подъездного пути, участвующий в обследовании, подписывает акт обследования железнодорожного подъездного пути, а в случае несогласия с данными, внесенными в акт, подписывает его и письменно излагает в нем либо на отдельном листе, прикладываемом к акту обследования железнодорожного подъездного пути, свое мотивированное мнение.

Акт обследования железнодорожного подъездного пути составляется в трех экземплярах, один из которых остается у владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути, второй - в делах станции, третий передается в управление железной дороги.

По требованию железной дороги к предназначенным для нее экземплярам акта обследования железнодорожного подъездного пути владельцем или пользователем железнодорожного подъездного пути прикладывается план железнодорожного подъездного пути с нанесенными на нем местами погрузки и выгрузки и с указанием специализации железнодорожных путей и складских площадей.

2.13. Разработка договора об эксплуатации железнодорожного подъездного пути или договора о подаче и уборке вагонов производится в следующем порядке.

Проекты договоров об эксплуатации железнодорожного подъездного пути или договора о подаче и уборке вагонов разрабатываются отделением железной дороги, а при его отсутствии - службой грузовой и коммерческой работы железной дороги.

Указанные проекты договоров подписываются начальником железной дороги или по его поручению начальником станции. При подписании проекта договора начальником станции в проекте договора делается ссылка на поручение с указанием даты и номера соответствующего документа.

Два экземпляра подписанного проекта договора железная дорога направляет на подпись владельцу или пользователю железнодорожного подъездного пути, который подписывает проект полученного договора и возвращает его железной дороге в месячный срок. Указанный срок исчисляется: при пересылке проекта договора с нарочным - с даты расписки адресата в получении договора с указанием должности и фамилии принявшего его лица; при пересылке по почте с уведомлением - с даты получения адресатом проекта договора, указанной в уведомлении. Если при подписании проекта договора у владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути возникнут возражения по его условиям, то наряду с подписанием проекта договора он составляет протокол разногласий и два его экземпляра вместе с подписанным проектом договора направляет железной дороге. Наличие разногласий оговаривается в проекте договора.

Железная дорога в течение месяца с даты получения протокола разногласий обязана рассмотреть его. О дате рассмотрения разногласий железная дорога должна заблаговременно известить владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути.

В соответствии со статьей 67 Транспортного устава разногласия по договору об эксплуатации железнодорожного подъездного пути и по договору о подаче и уборке вагонов рассматриваются и разрешаются начальником железной дороги и владельцем или пользователем железнодорожного подъездного пути.

При недостижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. По вопросам обеспечения безопасности движения и сохранности железнодорожного подвижного состава решения принимает начальник железной дороги.

При непредставлении железной дорогой за один месяц до окончания срока действия договора проекта нового договора владелец или пользователь железнодорожного подъездного пути имеет право направить железной дороге свой проект договора. Порядок и сроки рассмотрения данного проекта договора аналогичны порядку и срокам, установленным настоящим пунктом при направлении проекта договора железной дорогой.

В случае невозврата одной из сторон подписанного проекта договора в месячный срок заключение договора в обязательном порядке осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

До разрешения спорных вопросов все отношения сторон регулируются ранее заключенным договором об эксплуатации железнодорожного подъездного пути или договором о подаче и уборке вагонов.

2.14. Железная дорога заключает договор об эксплуатации железнодорожного подъездного пути с владельцем железнодорожного подъездного пути, выполняющим транспортное обслуживание контрагентов своим локомотивом по отдельному договору между ними, при наличии у такого владельца железнодорожного подъездного пути доверенности от контрагентов на получение вагонов в адрес этих контрагентов и выполнение транспортно-экспедиционных операций.

2.15. Взаимоотношения с морскими и речными портами при перевозках грузов, кроме перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, регулируются договорами об эксплуатации железнодорожного подъездного пути или договорами о подаче и уборке вагонов.

2.16. Подача вагонов на железнодорожные подъездные пути в период их строительства допускается на условиях договора, заключаемого между железной дорогой и организацией, осуществляющей строительство, или организацией, для которой строится железнодорожный подъездной путь.

Данный договор может быть подписан при наличии заключения ревизора по безопасности движения о возможности подачи вагонов на этот железнодорожный подъездной путь и соответствующей инструкции, регламентирующей порядок и условия передвижения локомотивов и вагонов на строящимся железнодорожном подъездном пути.

2.17. Случаи повреждения на железнодорожном подъездном пути вагонов федерального железнодорожного транспорта оформляются актом формы ВУ-25М, который подписывается уполномоченными представителями железной дороги и владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути.

2.18. Взаимоотношения между железной дорогой примыкания и организацией, осуществляющей строительство или финансирование строящейся железнодорожной линии, регулируются заключенным между ними договором.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»