УТВЕРЖДЕНО
Министерством путей сообщения
Российской Федерации
от 23.03.98 N ЦСР-543


ПОЛОЖЕНИЕ
о контроле за состоянием охраны труда на федеральном
железнодорожном транспорте

     

     

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет основные направления организации контроля за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте.

1.2. Основными видами контроля за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте являются:

- государственный надзор и контроль;

- ведомственный надзор и контроль;

- трехступенчатый (административно-общественный) контроль;

- общественный контроль.

1.3. Государственный надзор и контроль за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране труда осуществляется федеральной инспекцией при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекцией) и иными федеральными органами надзора в соответствии с положениями о них, утвержденными в установленном порядке.

1.4. Ведомственный надзор и контроль осуществляется ведомственными органами надзора, отделом охраны труда Департамента социальной политики и охраны труда МПС России, руководителями и специалистами по охране труда департаментов и управлений МПС России, руководителями и инженерно-техническими работниками железных дорог и отделений железных дорог в соответствии с настоящим Положением.

1.5. Трехступенчатый контроль осуществляется руководителями и инженерно-техническими работниками предприятий, организаций и учреждений с участием профсоюзной организации на трех последовательных уровнях в соответствии с настоящим Положением.

1.6. Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране труда осуществляется Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей и иными общественными организациями, действующими в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и иными нормативными правовыми актами.

1.7. При ухудшении состояния охраны труда на отдельных предприятиях, в отделениях и в целом на железной дороге по согласованию с соответствующим органом профсоюзной организации могут вводиться особые условия контроля, предусматривающие дополнительные меры по контролю за охраной труда.

1.8. Кроме перечисленных выше основных видов контроля за состоянием охраны труда для отдельных хозяйств и предприятий при необходимости соответствующими руководителями могут устанавливаться и иные формы контроля соблюдения работниками требований безопасности труда на рабочих местах.

1.9. Контроль за выполнением настоящего Положения возлагается на Департамент социальной политики и охраны труда МПС России, соответствующие подразделения департаментов и управлений МПС России, службы (отделы) охраны труда железных дорог, сектора (группы) охраны труда отделений железных дорог.

     

2. Ведомственный надзор и контроль

2.1. Ведомственный надзор и контроль за состоянием охраны труда на железных дорогах осуществляется:

- ведомственными органами надзора и контроля (инспекцией котлонадзора МПС России, энергетическим надзором МПС России, санитарно-эпидемиологической службой МПС России, военизированной охраной МПС России);

- отделом охраны труда Департамента социальной политики и охраны труда МПС России, руководителями и специалистами департаментов и управлений МПС России, службами (отделами) охраны труда железных дорог, службами (отделами) железных дорог, отделами (секторами) охраны труда отделений железных дорог при проведении комплексных и целевых проверок;

- руководителями, специалистами и инженерно-техническими работниками всех уровней при оперативном контроле.

2.2. Надзор и контроль ведомственными органами надзора

2.2.1. Надзор за правильностью изготовления, установки и безопасной эксплуатации объектов котлонадзора на федеральном железнодорожном транспорте осуществляет инспекция котлонадзора в соответствии с Положением об инспекции котлонадзора Министерства путей сообщения Российской Федерации, утвержденным МПС России 25.10.93 N ЦРБ/208.

2.2.2. Надзор за техническим состоянием электроустановок, электрических станций, трансформаторных и тяговых подстанций, электрических сетей, внутренних электропроводок и отдельных токоприемников у потребителей и за обеспечением безопасного обслуживания электрических установок и устройств осуществляется специально назначенными работниками ведомственного надзора хозяйства электрификации и энергоснабжения МПС России в соответствии с Положением о ведомственном энергетическом надзоре на железнодорожном транспорте, утвержденным МПС СССР 03.10.91 N ЦЭ/4870.

2.2.3. Санитарный надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями федерального железнодорожного транспорта санитарно-гигиенических норм и правил осуществляют органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы МПС России в соответствии с Положением о санитарном надзоре на железнодорожном транспорте, утвержденным МПС России 14.05.92 N ЦУВС/6.

2.2.4. Надзор за противопожарным состоянием подвижного состава и железнодорожных объектов, находящихся в полосе отвода железных дорог, осуществляет военизированная охрана МПС России в соответствии с Положением о ведомственном пожарном надзоре на железнодорожном транспорте, утвержденным МПС России 28.07.94 N ЦУО/284.

2.3. Комплексные и целевые проверки

2.3.1. Комплексные и целевые проверки состояния охраны труда на железных дорогах, в отделениях железных дорог, на предприятиях, в организациях и учреждениях федерального железнодорожного транспорта проводятся на основании результатов ежегодных статистических отчетов, анализа производственного травматизма и состояния охраны труда.

2.3.2. Комплексные проверки проводятся с целью всестороннего контроля за состоянием условий и охраны труда на железных дорогах, в службах (отделах) железных дорог и отделениях железных дорог.

2.3.3. Целевые проверки проводятся для контроля за состоянием отдельных вопросов охраны труда, хода выполнения приказов, указаний и распоряжений МПС России и железных дорог, отраслевого тарифного соглашения и коллективных договоров в части охраны труда, а также выполнения намеченных мероприятий по результатам комплексных проверок.

2.3.4. Отдел охраны труда Департамента социальной политики и охраны труда МПС России проводит комплексные и целевые проверки на железных дорогах по планам, утвержденным заместителем министра путей сообщения Российской Федерации, курирующим вопросы охраны труда. Комплексные проверки каждой железной дороги должны проводиться не реже одного раза в пять лет.

Департаменты и управления МПС России проводят целевые проверки хозяйств, предприятий, организаций и учреждений железных дорог по планам, утвержденным руководителями департаментов и начальниками управлений. Целевые проверки хозяйств каждой железной дороги должны проводиться не реже одного раза в пять лет.

Руководители железной дороги проводят комплексные и целевые проверки в отделениях железной дороги, на предприятиях, в организациях и учреждениях по планам, утвержденным начальником железной дороги. Организацию проверок и руководство за их проведением осуществляют службы (отделы) охраны труда железных дорог.

Службы (отделы) железных дорог проводят целевые проверки в соответствующих отделах отделений железных дорог, на подведомственных предприятиях, в организациях и учреждениях по планам, утвержденным заместителями начальника железной дороги.

2.3.5. Для проведения комплексных проверок на соответствующих уровнях создаются комиссии:

- отделом охраны труда Департамента социальной политики и охраны труда МПС России с участием руководителей и специалистов департаментов и управлений МПС России, отвечающих за охрану труда, представителей органов ведомственного надзора, работников служб (отделов) охраны труда железных дорог, работников отраслевых служб железных дорог и других руководителей и специалистов, прошедших проверку знаний по охране труда;

- службой (отделом) охраны труда железной дороги с участием представителей органов ведомственного надзора, работников отраслевых служб, отделов (секторов) охраны труда, отделений железных дорог и других руководителей и специалистов, прошедших проверку знаний по охране труда.

2.3.6. Целевые проверки в зависимости от их объема и характера могут проводиться как комиссиями, так и отдельными руководителями или специалистами, которые прошли проверку знаний по охране труда.

2.3.7. О проведении комплексной проверки не позднее чем за две недели до ее начала, издается указание, в котором должны быть определены объект проверки, состав комиссии и сроки проведения проверки.

2.3.8. Результаты комплексной и целевой проверок, проводимой отделом охраны труда Департамента социальной политики и охраны труда, должны рассматриваться на совещании у руководителя железной дороги.

Результаты целевой проверки, проводимой другими руководителями, специалистами и инженерно-техническими работниками должны рассматриваться на совещании у руководителя службы (отдела) железной дороги.

Результаты комплексной и целевой проверок должны оформляться актом (справкой, предписанием), включающим предложения (рекомендации) по устранению обнаруженных недостатков.

2.3.9. Руководитель проверяемой железной дороги, отделения железной дороги, предприятия, организации, учреждения по результатам комплексной и целевой проверок должен в течение двух недель издать приказ (указание) с мероприятиями по устранению недостатков и сроков их выполнения, и направить перечень разработанных мероприятий в адрес проверяющего.

2.4. Оперативный контроль

2.4.1. Оперативный контроль за состоянием охраны труда должен проводиться руководителями и специалистами департаментов и управлений МПС России, руководителями и инженерно-техническими работниками служб (отделов) железных дорог и отделений железных дорог при выезде на предприятия, структурные подразделения и объекты своего подчинения, а руководителями предприятий, организаций и учреждений - при посещении подчиненных ему подразделений и объектов.

2.4.2. Основными задачами оперативного контроля являются выявление нарушений руководителями и специалистами своих должностных обязанностей по охране труда, нормативов участия в работе по охране труда руководящих работников железнодорожного транспорта, а также соблюдения требований безопасности на рабочих местах и условий труда работников.

2.4.3. Результаты оперативной проверки должны быть оформлены актом (справкой), один экземпляр которого передается руководителю проверяемого предприятия, организации, учреждения для устранения выявленные недостатков, а второй экземпляр представляется руководителю, организовавшему проверку для принятия соответствующих мер.

3. Трехступенчатый контроль

3.1. Трехступенчатый контроль является основной формой контроля администрации предприятия за состоянием охраны труда на рабочих местах в подчиненных подразделениях, а также соблюдением всеми должностными лицами и работниками Кодекса законов о труде Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, системы стандартов безопасности труда, норм, правил, инструкций и иных нормативных правовых актов по охране труда.

3.2. Основная задача трехступенчатого контроля состоит в организации выполнения всего комплекса мероприятий по охране труда, определении ответственных за своевременную проверку состояния охраны труда и устранении недостатков, выявленных на трех последовательных уровнях.

3.3. Результаты трехступенчатого контроля должны отражаться в журнале трехступенчатого контроля, который должен вестись в подразделениях предприятия (цех, участок, околоток и другие). Форма журнала трехступенчатого контроля приведена в приложении к настоящему Положению.

3.4. Ответственными за организацию и проведение трехступенчатого контроля в зависимости от структуры предприятия являются:

- на первой ступени - непосредственный руководитель работ (мастер, бригадир, старший по группе, дежурный по станции и другие);

- на второй ступени - руководитель подразделения предприятия (начальник цеха, старший мастер (мастер) участка, околотка и другие);

- на третьей ступени - руководитель предприятия (депо, станции, дистанции и другие).

3.5. Конкретный порядок проведения трехступенчатого контроля на предприятиях железных дорог может быть установлен стандартом железной дороги, стандартом предприятия железной дороги, разработанными в соответствии с настоящим Положением и рекомендациями соответствующих департаментов и управлений МПС России, применительно к местным условиям, особенностям организационной структуры, специфики и характера работ.

3.6. Первая ступень контроля

3.6.1. Первая ступень контроля должна проводиться ежедневно непосредственным руководителем работ (мастером, бригадиром, старшим по группе, дежурным по станции и др.) как в начале рабочего дня (смены), так и в течение всей работы.

3.6.2. В начале рабочего дня (смены) необходимо проверять:

- выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;

- состояние и правильность организации рабочих мест, наличие и расположение необходимого исправного инструмента и приспособлений;

- состояние проходов и проездов;

- безопасность производственного оборудования, грузоподъемных и транспортных средств, других машин и механизмов;

- наличие оградительных и предохранительных устройств;

- исправность вентиляции, освещения и средств индивидуальной и коллективной защиты;

- правильность складирования материалов, заготовок, приспособлений;

- наличие у работников удостоверений, нарядов-допусков на выполнение работ с повышенной опасностью и других документов;

- наличие первичных средств пожаротушения.

3.6.3. В течение рабочего дня (смены) необходимо контролировать:

- соблюдение работниками требований инструкций по охране труда;

- наличие, исправность и правильность использования работниками средств индивидуальной защиты;

- соблюдение работниками правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;

- соблюдение работниками правил эксплуатации грузоподъемных кранов, сосудов, работающих под давлением;

- соблюдение других правил безопасности специфичных для работ на данном участке.

3.6.4. Устранение нарушений должно проводиться немедленно после их выявления под надзором непосредственного руководителя работ.

Если нарушения, выявленные на первой ступени, не могут быть устранены силами бригады, группы, непосредственный руководитель работ (мастер, бригадир, старший по группе, дежурный по станции и др.) обязан доложить об этом руководителю подразделения предприятия (начальнику цеха, старшему мастеру (мастеру) участка, околотка), который совместно с непосредственным руководителем работ должен наметить мероприятия по устранению нарушений, определить сроки, лиц, ответственных за их исполнение, и сделать запись в журнале трухступенчатого контроля, который ведется и хранится после его окончания в течение одного года в подразделении предприятия (цехе, участке, околотке).

3.6.5. Записи в журнал трехступенчатого контроля о выявленных нарушениях на первой ступени контроля должны заноситься лицом, проводившим первую ступень, или руководителем подразделения предприятия (начальником цеха, старшим мастером (мастером) участка, околотка) в день поступления сообщений от непосредственного руководителя работ.

3.6.6. В случае нарушения правил и норм охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, непосредственный руководитель работ (мастер, бригадир, старший по группе, дежурный по станции и др.) должен приостановить работу до устранения нарушения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»