СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ
ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 19 ноября 1999 года N 144

     

     

Об утверждении Инструкции по оформлению проектов
нормативных правовых актов, подготавливаемых
в Судебном департаменте для представления в органы
государственной власти


В целях совершенствования работы в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации по подготовке проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, представляемых в органы государственной власти,

приказываю:

1. Утвердить Инструкцию по оформлению проектов нормативных правовых актов, подготавливаемых в Судебном департаменте для представления в органы государственной власти (прилагается).

2. Заместителям Генерального директора, начальникам главных управлений и самостоятельных отделов Судебного департамента обеспечить соблюдение требований Инструкции должностными лицами, занятыми подготовкой и оформлением проектов нормативных правовых актов.

3. Ответственность за организацию исполнения настоящего приказа возложить на заместителя Генерального директора Судебного департамента Воронова В.А.

Генеральный директор
В.С.Чернявский

     

УТВЕРЖДЕНА
Приказом Генерального директора
Судебного департамента
при Верховном Суде
Российской Федерации
от 19.11.99 N 144

     
Инструкция
по оформлению проектов нормативных правовых актов,
подготавливаемых в Судебном департаменте
для представления в органы государственной власти

Настоящая Инструкция подготовлена на основе ГОСТа Р6.30-97, Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009, Инструкции по делопроизводству в Администрации Президента Российской Федерации, утвержденной распоряжением руководителя Администрации Президента Российской Федерации от 15 января 1997 года N 103, и Инструкции по делопроизводству в Аппарате Правительства Российской Федерации, введенной в действие приказом руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации от 17 августа 1998 года N 734.

Настоящая Инструкция устанавливает правила оформления проектов нормативных правовых актов, подготавливаемых в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) для представления Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации (далее - органы государственной власти). Инструкция рассчитана на использование в подразделениях аппарата Судебного департамента электронно-вычислительной техники.

Конечной целью подготовки проектов нормативных правовых актов, представляемых в органы государственной власти, является принятие федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации по вопросам организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, органов и учреждений системы Судебного департамента.

1. Общие положения

1.1. Проекты документов, представляемые в органы государственной власти, должны соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам, распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям, распоряжениям Правительства Российской Федерации.

Если проект документа затрагивает вопросы, регулируемые международными договорами (соглашениями, протоколами и др.), в которых участвует Российская Федерация, он должен соответствовать этим договорам (соглашениям, протоколам и др.).

1.2. Нормативные правовые акты бывшего СССР применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и действующему законодательству. Внесение изменений и дополнений в нормативные акты бывшего СССР не допускается. В этом случае для решения тех или иных вопросов разрабатываются соответствующие законопроекты Российской Федерации, проекты указов, распоряжений Президента Российской Федерации, постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации.

1.3. В случае если в ранее принятые федеральный конституционный закон, федеральный закон,  изданные указ, распоряжение Президента Российской Федерации, постановление, распоряжение Правительства Российской Федерации требуется внести изменения и дополнения, то подготавливаются соответствующие проекты федерального конституционного закона, федерального закона, указа, распоряжения Президента Российской Федерации, постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации.

1.4. Ответственность за соответствие проектов нормативных правовых актов, представляемых в органы государственной власти, действующему законодательству и настоящей Инструкции, а также за согласование с заинтересованными органами и организациями несут начальники главных управлений, управлений и самостоятельных отделов Судебного департамента.

1.5. Подготовка проектов нормативных правовых актов для представления в органы государственной власти осуществляется:

по поручениям органов государственной власти;

в соответствии с поручениями Генерального директора или его заместителей, решениями коллегии Судебного департамента;

по планам законопроектных работ;

по инициативе начальников главных управлений, управлений и самостоятельных отделов Судебного департамента, управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и его учреждений.

1.6. При подготовке проектов нормативных правовых актов следует руководствоваться следующим:

а) решения Президента Российской Федерации, имеющие нормативных характер, решения, касающиеся назначения на должность судей, присвоения руководству Судебного департамента классных чинов, а также награждения государственными наградами, присвоения почетных званий, наименований оформляются указами;

б) решения Президента Российской Федерации по оперативным и/или организационным вопросам издаются в форме распоряжений. Проекты распоряжений Президента Российской Федерации не должны содержать предписаний нормативного характера;

в) решения Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, то есть предписания, рассчитанные на постоянное или многократное действие, издаются в форме постановлений;

г) решения Правительства Российской Федерации по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений.

1.7. В проектах федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации употребляются полные официальные наименования федеральных органов исполнительной власти и иных организаций. В проектах распоряжений Президента Российской Федерации и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также в приложениях (нетекстовых) к указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации употребляются их сокращенные официальные наименования.

1.8. Проекты нормативных правовых актов, представляемые в органы государственной власти, готовятся в двух экземплярах и направляются сопроводительным письмом с пояснительной запиской.

На оборотной стороне последнего листа сопроводительного письма указываются: наименование структурного подразделения Судебного департамента, фамилия, инициалы и номер телефона ответственного исполнителя документа.

Пакет документов представляется на доклад Генеральному директору Судебного департамента через Управление делами либо руководителем структурного подразделения-исполнителя или заместителем Генерального директора, курирующим данное структурное подразделение, с визой управляющего делами.

2. Оформление проектов федеральных конституционных законов,
федеральных законов

2.1. Проект федерального конституционного закона, федерального закона (далее - законопроект) печатается на стандартных листах бумаги формата А4 шрифтом Times New Roman Cyr N 14. На первой странице законопроекта в пределах верхней и правой границ текстового поля проставляется пометка "Проект" (образец 1).

2.2. Законопроект имеет следующие реквизиты:

Наименование государства - РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. Отделяется от слова "Проект" 3 межстрочными интервалами. Печатается прописными буквами и может быть выделено полужирным шрифтом. Выравнивается по центру.

Наименование вида акта - ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН или ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН. Отделяется от наименования государства 2 межстрочными интервалами. Печатается прописными буквами размером шрифта не менее N 16 и может быть выделено полужирным шрифтом. Выравнивается по центру.

Заголовок. Отделяется от предыдущего реквизита 3 межстрочными интервалами. Печатается с прописной буквы, через 1 интервал, выделяется полужирным шрифтом, выравнивается по центру. Отвечает на вопрос, о чем издан закон. Может содержать название кодекса (например, Семейный кодекс Российской Федерации). Точка в конце заголовка не ставится.

Текст. Отделяется от заголовка 3-4 межстрочными интервалами. Печатается через 2 интервала. Текстовая часть законопроекта может подразделяться на преамбулу и основную часть.

Преамбула служит для обоснования принятия закона или декларирования его принципов.

Основная часть текста законопроекта структурируется в целях его изложения в логической последовательности, обеспечивающей переход от общих положений к частным. Текст законопроекта может подразделяться на части (например, часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации), разделы, главы, статьи.

Заголовки частей, разделов и глав, если они имеются, следует печатать прописными буквами размером шрифта N 14 и выравнивать по центру. Заголовки могут быть выделены полужирным шрифтом. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовки статей печатаются строчными буквами через 1 межстрочный интервал, выделяются полужирным шрифтом и выравниваются по левой границе. Точка в конце заголовка не ставится. Слово "статья" печатается с красной строки с прописной буквы вразрядку. Номер статьи проставляется арабскими цифрами. При отсутствии заголовка слово "статья" и номер выделяются полужирным шрифтом. Текст статьи печатается в подбор.

Текст статьи законопроекта может подразделяться на части, пункты и подпункты, абзацы. Часть как структурная единица статьи не имеет нумерации. Ссылка на нее оформляется следующим образом: часть первая статьи 2. Пункты нумеруются арабскими  цифрами с точкой (реже - с круглой скобкой), подпункты - строчными буквами (реже арабскими цифрами) с круглой скобкой. Ссылки на них оформляются следующим  образом: пункт 2 статьи 6, подпункт "к" пункта 2 статьи 7. После цифровых или строчных буквенных обозначений со скобкой пункты и подпункты нужно начинать со строчной буквы и отделять друг от друга точкой с запятой. Пункты и подпункты могут подразделяться на абзацы без буквенно-цифрового обозначения.

Структура законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие акты должна соответствовать структуре основных актов.

Подпись. Отделяется от текста 3 межстрочными интервалами. Состоит из слов "Президент Российской Федерации". Слова "Президент" и "Российской Федерации" печатаются в 2 строки через 1 интервал. Слова "Российской Федерации" печатаются от левой границы текстового поля, а слово "Президент" выравнивается по центру относительно этих слов.

Визы. На лицевой стороне последнего листа первого экземпляра законопроекта проставляется виза генерального директора Судебного департамента.

На лицевой стороне последнего листа второго экземпляра проставляются визы исполнителя, руководителя структурного подразделения-исполнителя, заместителя Генерального директора, курирующего данное структурное подразделение, начальника юридического отдела Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов.

Кроме того, разрабатываемый законопроект проходит обязательную редакционную обработку в Управлении делами.    

3. Оформление проектов указов и распоряжений
Президента Российской Федерации

3.1. Проект указа или распоряжения Президента Российской Федерации печатается на стандартных листах бумаги формата А4 шрифтом Times New Roman Cyr  размером N 14. На первой странице документа в пределах верхней и правой границ текстового поля печатается слово "Проект". Левое поле составляет 2,75 см, правое - 2,25 см и нижнее - не менее 2 см.

3.2. Проект указа, распоряжения Президента Российской Федерации имеет следующие реквизиты (образец 2, 3):

Наименование вида акта - указ Президента Российской Федерации или распоряжение Президента Российской Федерации. Отделяется от слова "Проект" 3 интервалами. Слова "УКАЗ"/"РАСПОРЯЖЕНИЕ" и "ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" печатаются в две строки через 2-3 межстрочных интервала размером шрифта N 16 и 14 соответственно и могут быть выделены полужирным шрифтом. Выравниваются по центру.

Заголовок располагается на расстоянии 2-3 межстрочных интервалов от наименования вида акта, печатается с прописной буквы и выделяется полужирным шрифтом. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через 1 интервал. Начало и конец каждой строки заголовка центрируются относительно слов "Президента Российской Федерации". Заголовок, как правило, отвечает на вопрос, о чем (о ком) издан документ. Точка в конце заголовка не ставится.

Текст. Отделяется от заголовка 2-3 межстрочными интервалами (допускается уменьшение интервалов межу реквизитами "Заголовок", "Текст", "Подпись" при необходимости размещения текста проекта указа, распоряжения Президента Российской Федерации на одном листе). Печатается шрифтом размером N 14 через 1,5 межстрочных интервала от левой границы текстового поля и выравнивается по ширине текстового поля. Первая строка абзаца начинается на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.

Текстовая часть проекта указа Президента Российской Федерации может подразделяться на констатирующую часть - преамбулу и постановляющую часть (в распоряжении - распорядительную часть). Преамбула в проектах указа Президента Российской Федерации завершается словом "постановляю", которое печатается в разрядку.

При наличии в тексте пунктов они оформляются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые оформляются арабскими цифрами или строчными буквами с закрывающейся круглой скобкой.

Все изменения и дополнения, вносимые в ранее принятый указ, должны строиться на основе структуры основного нормативного акта.

При подготовке проектов указов Президента Российской Федерации по вопросам награждения государственными наградами, присвоения почетных, воинских и специальных званий Российской Федерации допускается фамилии печатать прописными буквами и выделять шрифтом другой насыщенности (в других случаях не рекомендуется).

При наличии приложений к проекту указа, распоряжения Президента Российской Федерации в тексте проекта документа на них обязательно дается ссылка.

Допускается печатать прописными буквами и выделять шрифтом другой насыщенности фамилии при подготовке проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации по вопросам награждения государственными наградами, присвоении почетных, воинских и специальных званий Российской Федерации (в других случаях не рекомендуется).

Подпись. Отделяется от текста 3 межстрочными интервалами. Состоит из слов "Президент Российской Федерации", инициала имени и фамилии Президента Российской Федерации. Слова "Президент" и "Российской Федерации" печатаются в две строки через 1 межстрочный интервал. Слова "Российской Федерации" печатаются от левой границы текстового поля, а слово "Президент" центрируется относительно этих слов. Инициал имени и фамилия Президента Российской Федерации располагаются у правой границы текстового поля.

Место издания отделяется от подписи 4 межстрочными интервалами и печатается от левой границы текстового поля: Москва, Кремль.

На распоряжениях место издания не печатается.

Визы. На оборотной стороне последнего листа первого экземпляра (подлинника) проекта указа или распоряжения Президента Российской Федерации в нижней его части, а также на оборотной стороне последнего листа приложения проставляется виза Генерального директора Судебного департамента.

На лицевой стороне последнего листа второго экземпляра проставляются визы исполнителя, руководителя структурного подразделения-исполнителя, заместителя Генерального директора, курирующего данное структурное подразделение, начальника юридического отдела Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов.

Кроме того, разрабатываемый проект указа или распоряжения проходит обязательную редакционную обработку в Управлении делами.

3.3. Приложения к проектам указов и распоряжений Президента Российской Федерации оформляются на отдельных листах бумаги с соблюдением следующих размеров полей: левое - 2,75 см, правое - 2,25 см, верхнее - 2,5 см и нижнее - не менее 2 см. Текст приложения печатается шрифтом Times New Roman Cyr размером N 14 через 1,5 межстрочных интервала (образец 4, 5).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»