ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации
(с изменениями на 6 апреля 2000 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Указом Президента Российской Федерации от 9 июля 1997 года N 711 (Российская газета, N 134, 15.07.1997);
Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2000 года N 634 (Российская газета, N 71, 12.04.2000).
____________________________________________________________________
В целях обеспечения условий развития в Российской Федерации индустрии туризма как основы повышения потенциала и конкурентоспособности национального туристического комплекса
постановляю:
1. Одобрить прилагаемую концепцию реорганизации и развития туризма в Российской Федерации.
2. Признать приоритетной задачей государства оказание всемерной поддержки отечественным туристическим организациям в реализации федеральной целевой программы "Развитие туризма в Российской Федерации".
3. Одобрить инициативу Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму, Национального фонда спорта, Национальной туристской ассоциации, акционерных обществ "Интурист-Холдинг компания", "Мосинтур", "Интуртранс" и коммерческого банка развития иностранного туризма "Интурбанк" о создании финансово-промышленной группы - Национальной туристической корпорации.
4. Правительству Российской Федерации после создания и регистрации в установленном порядке Национальной туристической корпорации рассмотреть вопрос об осуществлении в соответствии с законодательством Российской Федерации мер государственной поддержки этой корпорации, включая передачу в ее управление находящихся в федеральной собственности долей и паев в активах организаций участников корпорации, а также наделение коммерческого банка развития иностранного туризма "Интурбанк" полномочиями по финансовому обслуживанию федеральной целевой программы "Развитие туризма в Российской Федерации".
5. Пункт утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2000 года N 634. - См. предыдущую редакцию.
6. Пункт утратил силу с 23 июля 1997 года - Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 1997 года N 711.- См. предыдущую редакцию.
7. Пункт утратил силу с 23 июля 1997 года - Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 1997 года N 711.- См. предыдущую редакцию.
8. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин
Москва, Кремль
22 декабря 1995 года
N 1284
КОНЦЕПЦИЯ
реорганизации и развития туризма в Российской Федерации
Россия, обладая колоссальным туристическим потенциалом, занимает весьма скромное место на мировом рынке туристических услуг. На ее долю приходится менее 1,5 процента мирового туристического потока. Дефицит платежного баланса по статье "Туризм" составил в 1994 году около 5 млрд. долларов США. Существующая материальная база туризма более чем на 80 процентов нуждается в реконструкции. Не созданы условия, стимулирующие приток в отрасль частных инвестиций, в том числе из-за рубежа. Ощущается острый дефицит квалифицированных специалистов. Отсутствует система научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках.
Такое положение во многом объясняется изменением геополитической ситуации, распадом хозяйственных связей, падением производства, инфляцией и, как итог, снижением уровня жизни и резким усилением дифференциации доходов населения, вызвавшими сокращение внутреннего туризма. Не способствует росту туризма существование "горячих" точек и криминогенная ситуация в ряде регионов страны.
Недостаточно эффективная система государственного регулирования туризма открывает возможности для недобросовестной конкуренции, нарушения прав потребителей туристических услуг, слабо стимулирует развитие иностранного и внутреннего туризма, создает возможности для криминализации туристического бизнеса, экспансии иностранных фирм на отечественном туристическом рынке.
Инвестиции в отечественный туризм носят только тактический характер и затруднены в силу негарантированности возврата средств и получения прибыли, отсутствия планового характера деятельности и возможности осуществлять долгосрочную инвестиционную стратегию.
В сфере туризма наблюдаются объединительные процессы, но хозяйства объединяются не столько для наполнения рынка разнообразными услугами, сколько для передела собственности и сфер влияния.
Преодоление этих негативных тенденций предполагает активизацию государственной политики в сфере туризма, создание правовых, организационных и экономических основ формирования в России современной, конкурентоспособной индустрии туризма.
Главная цель концепции - создание в России современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и зарубежных граждан в туристических услугах, а с другой - значительный вклад в развитие экономики страны, в том числе за счет увеличения количества рабочих мест, налоговых поступлений в федеральный бюджет, притока иностранной валюты, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия.
Меры по реализации этой цели предполагают:
включение туризма в перечень основных направлений структурной перестройки российской экономики;
выполнение федеральной целевой программы "Развитие туризма в Российской Федерации";
создание нормативно-правовой базы развития туризма, соответствующей мировому опыту и правовой практике;
формирование экономических механизмов стимулирования развития иностранного и внутреннего туризма, привлечения инвестиций в эту сферу и защиты внутреннего туристического рынка путем предоставления налоговых и таможенных льгот, государственных гарантий и иных мер государственной поддержки;
введение жесткой системы сертификации и лицензирования туристической деятельности;
создание благоприятных условий для кооперации туристических, банковских структур, транспортных, гостиничных и страховых компаний в целях формирования высокотехнологичных комплексов туристического обслуживания и развития материально-технической базы отрасли.
Для реализации поставленной цели наряду с Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму, обеспечивающим государственное регулирование в отрасли, будут действовать Координационный комитет по физической культуре, спорту и туризму при Президенте Российской Федерации (далее именуется Комитет) и финансово-промышленная группа - Национальная туристическая корпорация (НТК).
Учитывая сложный многоотраслевой характер сферы туризма, требующей адекватной по сложности системы управления, обеспечения и регулирования, в Комитет могли бы войти представители различных государственных, общественных и предпринимательских структур, принимающих участие в туристической деятельности.
Комитет должен обеспечить:
разработку основ государственной политики в сфере туризма;
участие в разработке законодательства Российской Федерации по туризму;
координацию работ по экспертизе нормативных правовых актов и федеральных программ в сфере туризма;
анализ состояния национального туризма и выработку предложений по его развитию.
Решения Комитета должны иметь рекомендательный характер, его деятельность должна осуществляться на общественных началах и с периодичностью, необходимой для постановки задач и их решения.
НТК должна обеспечить:
объединение финансовых и материальных ресурсов туристических, банковских и иных коммерческих структур в целях содействия в реализации программ развития туризма;
создание национальных гостиничных сетей, конкурентоспособных на мировом рынке;
строительство и реконструкцию гостиниц, других туристических объектов и комплексов, их финансирование, ввод в действие и последующую эксплуатацию;
инвестирование проектов, направленных на комплексное развитие регионов, перспективных в области иностранного и внутреннего туризма;
содействие в привлечении инвестиций, в том числе иностранных, в туристическую индустрию России;
продвижение совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму национального туристического продукта на внешний и внутренний рынки;
выполнение функций доверительного управления федеральной государственной собственностью и реализацию иных задач в соответствии с законодательством Российской Федерации.
НТК может быть основана на смешанном предпринимательском и государственном капитале.
Деятельность НТК должна определяться общепринятыми отечественными и мировыми стандартами.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО "Кодекс"