МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 8 сентября 1999 года N 13ЦЗ
Обеспечение устойчивой работы железнодорожного транспорта и удовлетворение потребностей экономики России в перевозках грузов в значительной степени зависит от технического состояния грузовых вагонов (далее вагонов), что во многом достигается за счет их сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ.
Как показывают проверки и проводимый анализ работы, на некоторых железных дорогах и отделениях железных дорог положение с обеспечением сохранности вагонного парка остается тревожным. На подъездных путях ряда промышленных предприятий, морских и речных портов и железнодорожных станций допускаются многочисленные повреждения вагонного парка из-за грубых нарушений в содержании подъездных и станционных путей, погрузочно-разгрузочных машин и механизмов, применения грейферной выгрузки, несоблюдения технологии и правил производства грузовых операций и маневровых работ, прежде всего на Горьковской, Дальневосточной, Куйбышевской, Октябрьской, Западно-Сибирской, Южно-Уральской, Свердловской, Северо-Кавказской, Северной и других железных дорогах.
В результате схода с рельсов происходит 30% повреждений вагонов. Наибольшее количество случаев повреждений вагонов из-за сходов допущено на предприятиях Западно-Сибирской, Свердловской, Северной, Южно-Уральской, Московской, Дальневосточной, Забайкальской и других железных дорогах. Пункты технической передачи вагонов на некоторых железных дорогах не укомплектованы осмотрщиками-ремонтниками в соответствии с принятой технологией. В то же время приемка вагонов после грузовых операций приемосдатчиками производится частично.
При роспуске вагонов с сортировочных горок на ряде железнодорожных станций скорости соударения вагонов в большинстве своем не соответствуют требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ). Фактически на станциях, и особенно при роспуске с сортировочных горок, повреждается вагонов значительно больше фиксируемого, не из-за недостаточного контроля эти случаи не выявляются и, соответственно, но учитываются. Факты скрытия от учета поврежденных вагонов выявлены МПС России на многих станциях Куйбышевской, Горьковской, Северной, Восточно-Сибирской, Московской и ряде других железных дорог. Наибольшее количество случаев повреждений и разоборудования вагонов по вине работников станций, предприятий и организаций железнодорожного транспорта допущено на станциях: Новокуйбышевская Куйбышевской железной дороги, Хабаровск-2, Комсомольск, Владивосток, Облучье, Находка Дальневосточной железной дороги, Баженово Свердловской железной дороги, Поворино Юго-Восточной железной дороги, Челябинск Главный Южно-Уральской железной дороги, Тайшет Восточно-Сибирской железной дороги и некоторых других железных дорогах.
На 18 железнодорожных станциях, указанных в приложении 4 к настоящему Приказу, в 1998 году было повреждено и разоборудовано 32% вагонов от всех случаев их повреждений, имевших место на станциях сети железных дорог, причем более 70% от в тех случаев повреждений (разоборудования) вагонов на указанных станциях приходится на Дальневосточную железную дорогу. В текущем году наибольшее количество случаев разоборудования вагонов допущено на Куйбышевской, Северо-Кавказской, Дальневосточной и Октябрьской железных дорогах. Только на этих железных дорогах допущено 50% от всех случаев разоборудования вагонов, допущенных на сети железных дорог.
Местами массовых повреждений вагонов по-прежнему являются металлургические и химические комбинаты и заводь, морские порты и строительные организации и особенно: АООТ "Северсталь" (станция Череповец-2 Северной железной дороги), Западно-Сибирский металлургический комбинат (станция Новокузнецк-Восточный Западно-Сибирской железной дороги), АО "Нижнетагильский металлургический комбинат" (станция Смычка Свердловской железной дороги), Магнитогорский металлургический комбинат (станция Магнитогорск Южно-Уральской железной дороги), АО "Мечел" (станция Металлургическая Южно-Уральской железной дороги), Южно-Уральский Никелевый комбинат (станция Никель Южно-Уральской железной дороги), Кемеровский металлургический комбинат (станция Новокузнецк-Сортировочный Западно-Сибирской железной дороги), Новолипецкий металлургический комбинат (станция Новолипецк Юго-Восточной железной дороги), АО СО - 1 УПЖТ (станция Аппаратная Свердловской железной дороги), а также морские порты - Мурманск, Находка, Владивосток.
Повреждения вагонов происходят, в основном, из-за:
- применения для погрузки и выгрузки вагонов неисправных и не отвечающих требованиям ГОСТа 22235-76 машин, механизмов, грейферных кранов и других устройств;
- несоблюдения габарита расположения выгруженных или подготовленных к погрузке грузов, неочистки путей от снега, льда и мусора;
- нарушения технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и правил производства грузовых операций;
- применения грейферных кранов для выгрузки сыпучих грузов из полувагонов;
- превышения скоростей соударения на сортировочных горках;
- неудовлетворительного состояния и технического содержания станционных и железнодорожных подъездных путей МПС России, а также железнодорожных подъездных путей, принадлежащих нежелезнодорожным организациям;
- отступлений в содержании вагонных замедлителей, высоты горок и сверхдопустимой длины тормозных позиций ручного (башмаками) торможения вагонов на немеханизированных горках железнодорожных станций, вызывающих образование на колесах вагонов односторонних ползунов.
На некоторых железных дорогах, и прежде всего Юго-Восточной, Горьковской, Северо-Кавказской, образование на колесных парах вагонов односторонних ползунов происходит из-за превышения тормозного пути вследствие несоответствия высоты горбов горок требованиям технических условий проектирования сортировочных станций (ТУПС), а также низкой профессиональной квалификации регулировщиков скоростей движения вагонов, в результате чего колесные пары преждевременно выходят из строя. На ряде железных дорог, и в первую очередь, на Куйбышевской, Горьковской, Октябрьской, участились случаи выбивания пружин рессорных комплектов тележек вагонов при роспуске их с сортировочных горок и полугорок с повышенными скоростями, особенно под цистернами. Как правило, в нарушение инструкций МПС России, такие вагоны не считаются поврежденными, на них не составляются учетные документы формы ВУ-23М, ВУ-25М, ВУ-31 и в отчетность формы ВО-15 они не включаются. Кроме того, за последнее время наметилась определенная тенденция роста случаев хищений с вагонов дорогостоящих деталей (воздухораспределителей, крепительных и смотровых крышек роликовых букс и т.д.), имеющих в конструкции цветные металлы и сплавы. Такие хищения происходят с вагонов, находящихся на железнодорожных станциях, подъездных путях нежелезнодорожных организаций, в отстое, под грузовыми операциями, а также отставленных в резерв или запас МПС России. В результате железнодорожный транспорт несет значительные убытки, связанные с восстановлением поврежденных (разоборудованных) вагонов.
В текущем году вследствие хищений деталей вагонов на железнодорожных станциях и железнодорожных подъездных путях было разоборудовано более 15,5 тыс. вагонов, в том числе на железнодорожных станциях свыше 7,3 тыс. вагонов, включая вагоны, находящиеся в резерве и запасе МПС России. Общая сумма ущерба составила почти 23,8 млн. рублей.
В то же время, в нарушение Транспортного устава железных дорог Российской Федерации имеют место случаи, когда с виновных организаций за повреждение вагонов и их разоборудование не всегда своевременно взыскивается штраф и возмещаются убытки, в части, не покрытой штрафом.
Положение с очисткой вагонов, принимаемых от грузополучателей, продолжает оставаться неудовлетворительным. Требования Транспортного устава железных дорог Российской Федерации по этому вопросу на некоторых железных дорогах не выполняются.
Созданные на железных дорогах (под руководством первых заместителей начальников железных дорог) и в отделениях железных дорог (под руководством начальников отделений) комиссии по сохранности вагонного парка не в полной мере организуют и координируют работу по обеспечению сохранности вагонного парка, не проявляют должной активности в предупреждении случаев повреждения и разоборудования вагонов.
Недостаточно эффективно используются методы стимулирования работников за своевременное выявление и оформление случаев повреждения вагонов.
Руководители департаментов: вагонного хозяйства, управления перевозками, грузовой и коммерческой работы, пути и сооружений, сигнализации, централизации и блокировки, начальники железных дорог и отделений железных дорог смирились с фактами повреждения вагонов, не применяют в полной мере систему материального поощрения за своевременно выявленные и оформленные поврежденные вагоны, не используют имеющиеся возможности в борьбе за сохранность вагонного парка.
В целях обеспечения сохранности вагонного парка, недопущения снижения уровня этой работы, улучшения положения с безопасностью движения, сокращения расходов на восстановление поврежденных вагонов Министерство путей сообщения
приказывает:
1. Заместителям министра, руководителям департаментов и управлений, начальникам железных дорог и отделений железных дорог, руководителям предприятий и организаций принять самые решительные меры по улучшению организаторской и воспитательной работы, направленной на бережное отношение к вагонному парку, предупреждение и своевременное выявление случаев повреждения и разоборудования вагонов.
В этих целях, руководствуясь Федеральными законами "О федеральном железнодорожном транспорте", Транспортный устав железных дорог Российской Федерации (далее Устав), сосредоточить усилия предприятий и организаций железнодорожного транспорта, а также нежелезнодорожных организаций, имеющих подъездные железнодорожные пути, на решении вопросов по обеспечению сохранности вагонного парка, обратив особое внимание на:
- неуклонное выполнение установленной технологии производства погрузочно-разгрузочных и маневровых работ;
- выполнение требований инструкций "О порядке отстановки, содержания, изъятия и учета вагонов резерва МПС России" от 19.04.99 N ЦД-ЦЧУ/649 и 23.10.98 N ЦД-ЦВ-ЦЧУ/605 "О порядке отстановки, содержания, изъятия и учета запаса вагонов грузового парка МПС России";
- внедрение на всех предприятиях и в организациях отрасли системы непрерывного контроля и широкого ревизорско-инспекторского надзора за обеспечением сохранности вагонного парка;
внедрение новой техники и передовой технологии при ремонте и техническом обслуживании технических средств, взаимодействующих с вагонами, постоянное содержание их в исправном состоянии;
- взыскание денежных средств с виновных в повреждении (разоборудовании) вагонного парка;
- недопустимость необоснованного сокращения контингента работников, непосредственно связанных с обеспечением сохранности вагонного парка;
- активизацию работы пунктов технической передачи вагонов на железнодорожные подъездные пути нежелезнодорожных организаций, в том числе работы приемосдатчиков по обеспечению сохранности подвижного состава, повышение спроса с непосредственных виновников, не обеспечивших сохранность вагонного парка;
- организацию обучения и повышение квалификации работников, связанных с обеспечением сохранности вагонного парка, и прежде всего повышение уровня профессиональной подготовки операторов сортировочных горок и регулировщиков скоростей движения вагонов.
2. В целях установления единой структуры управления обеспечением сохранности вагонного парка, предупреждения случаев разоборудования вагонов возложить руководство этой работой:
- в МПС России - на Центральную комиссию по сохранности вагонного парка МПС России, возглавляемую заместителем министра, ведающим вагонным хозяйством;
- в причастных департаментах МПС России - на заместителей руководителей департаментов;
- на железных дорогах - на первых заместителей начальников железных дорог;
- в отделениях железных дорог - на начальников отделений железных дорог (при безотделенческой структуре управления ответственный руководитель устанавливается приказом начальника железной дороги);
- на предприятиях и в организациях (станциях, вагонных, вагоно-пассажирских и локомотивных депо, дирекциях по обслуживанию пассажиров, дистанциях пути, сигнализации и связи, гражданских сооружений, механизированных дистанциях погрузочно-разгрузочных работ, других предприятиях и организациях МПС России) - на начальников (руководителей) этих предприятий и организаций.
Подготовку материалов и предложений по обеспечению сохранности вагонного парка осуществляют руководители причастных департаментов МПС России, начальники железных дорог и отделений железных дорог, руководители предприятий и организаций.
Контроль за осуществлением мер по обеспечению сохранности вагонного парка на железных дорогах, отделениях железных дорог, предприятиях, железнодорожных подъездных путях возложить на старших инспекторов МПС России, дорожных и старших отделенческих инспекторов по сохранности вагонного парка, а также ревизорский аппарат по безопасности движения.
Начальники (руководители) указанных предприятий и организаций, а также ревизорско-инспекторский состав несут персональную ответственность по кругу возложенных обязанностей за обеспечение сохранности вагонного парка.
3. Утвердить:
- Положение о старшем инспекторе МПС России по сохранности вагонного парка (приложение 1);
- Положение о дорожном инспекторе по сохранности вагонного парка (приложение 2);
- Положение о старшем инспекторе по сохранности вагонного парка отделения (региона, участка при безотделенческой структуре управления) железной дороги (приложение 3).
4. Установить, что назначение на должность старших инспекторов МПС России, дорожных и отделенческих старших инспекторов по сохранности вагонного парка производится из числа высококвалифицированных, принципиальных работников с большим практическим опытом работы на железнодорожном транспорте:
- старшего инспектора МПС России по сохранности вагонного парка - приказом руководителя Департамента вагонного хозяйства МПС России;
- дорожного инспектора по сохранности вагонного парка - приказом начальника железной дороги, согласованным с руководителем Департамента вагонного хозяйства МПС России;
старшего инспектора по сохранности вагонного парка отделения железной дороги (региона, участка при безотделенческой структуре управления) - приказом начальника отделения железной дороги. При безотделенческой структуре управления - приказом первого заместителя начальника железной дороги, согласованным с дорожным инспектором по сохранности вагонного парка и службой вагонного хозяйства железной дороги.
5. Утвердить:
- перечень железнодорожных станций, на которых в первоочередном порядке должны быть проведены работы по обеспечению технологии, исключающей повреждение вагонов (приложение 4);
- порядок действий работников вагонного хозяйства железных дорог при выявлении на железнодорожных станциях поврежденных вагонов в составе поезда (приложение 5).
6. Заместителю министра А.Н.Кондратенко, руководителям департаментов вагонного хозяйства С.С.Барбаричу, управления перевозками С.А.Гришину, пути и сооружений С.А.Рабчуку, грузовой и коммерческой работы Ю.М.Косову, сигнализации, централизации и блокировки В.А.Милюкову, начальникам железных дорог и отделений железных дорог, руководителям предприятий и организаций:
6.1. Принять кардинальные меры по активизации в управлениях и отделениях железных дорог работы комиссий по сохранности вагонного парка, повышению требований к грузополучателям, грузоотправителям и ветвевладельцам за содержание железнодорожных подъездных путей, машин и механизмов, взаимодействующих с вагоном, предупреждению случаев разоборудования вагонов, прежде всего отставленных в запас (резерв) МПС России.
6.2. Систематически заслушивать (по кругу своих обязанностей) отчеты руководителей департаментов МПС России, железных дорог, отделений железных дорог, предприятий и организаций по вопросам обеспечения сохранности вагонного парка и принимать соответствующие меры по устранению выявленных недостатков.
6.3. Организовывать совместные рейды (по согласованию) с органами прокуратуры, внутренних дел на транспорте, заинтересованными нежелезнодорожными организациями по проверке положения с повреждением вагонов, используя в этой работе телевидение, радио, печать и другие меры.
7. Начальникам железных дорог, начальникам отделений железных дорог, руководителям предприятий и организаций:
7.1. Обеспечить проведение проверок на железнодорожных станциях, железнодорожных подъездных путях нежелезнодорожных организаций выполнения требований ГОСТа 22235-76, правил и технических условий по обеспечению сохранности вагонов и технического состояния путевого хозяйства, в том числе проводить такие проверки при круглогодичной навигации -ежеквартально, а при сезонной навигации - перед началом навигации и по истечении квартала. Ежемесячно проверять состояние вагонов, отставленных в запас (резерв) МПС России.
Результаты этих проверок рассматривать ежеквартально у начальников железных дорог и ежемесячно - у первых заместителей начальников железных дорог и принимать соответствующие меры.
7.2. С целью исключения повреждений вагонов обратить особое внимание на работу сортировочных горок (полугорок) и принять соответствующие меры. При этом случаи выбивания пружин рессорных комплектов тележек и образования односторонних ползунов на колесных парах более 1 мм, а также повреждения других узлов вагонов при роспуске с сортировочных горок (полугорок), на железнодорожных подъездных путях учитывать как повреждение вагонов с составлением учетных форм ВУ-2ЗМ, ВУ-25М, регистрацией в книге формы ВУ-31 и включением в отчет формы ВО-15. Если перечисленные повреждения произошли при роспуске вагонов с сортировочных горок (полугорок) и вагоны направлены в текущий отцепочный ремонт, то в этом случае составлять форму РБУ-3 и регистрировать эти факты по форме РБУ-7.
7.3. Обеспечить в течение 1999-2000 годов проверку железнодорожных станций, указанных в приложении 4 к настоящему Приказу. По результатам этой проверки: разработать и осуществить меры по приведению технических средств и технологии работы с вагонами в состояние, гарантирующее исключение случаев их повреждения, в том числе выполнить поверочный расчет и, при необходимости, привести в соответствие с техническими условиям и проектирования сортировочных станций и перерабатываемым вагонопотоком конструкцию и техническое оснащение сортировочных горок (план, высоту и профиль горки, технические средства механизации сортировочных путей), повысить квалификацию и укомплектовать кадры соответствующих профессий; обеспечить освещение станций в соответствии с нормативами.
В 1999 году выполнить работы по съемке продольных профилей горочных, подгорочных путей, высоты сортировочных горок, в сроки проверки которых уже истекли. В этой работе обратить особое внимание на сокращение тормозных путей вагонов за счет переноса башмакосбрасывателей на оптимальное (расчетное) расстояние к горбу сортировочной горки с целью исключения образования односторонних ползунов на колесных парах вагонов. Выявленные отступления устранить.
В дальнейшем такие проверки проводить по ежегодным планам железных дорог на всех сортировочных железнодорожных станциях, где повреждаются вагоны.
7.4. При отступлениях в содержании железнодорожных подъездных путей нежелезнодорожных организаций, угрожающих безопасности движения и сохранности вагонного парка, незамедлительно прекращать, в установленном порядке, подачу вагонов на неисправный железнодорожный подъездной путь, предъявляя требования к грузоотправителям, грузополучателям и ветвевладельцам в части платы за пользование вагонами, находящимися на железнодорожном подъездном пути. Возобновление подачи вагонов на железнодорожный подъездной путь производить после устранения неисправностей и комиссионного осмотра состояния путевого хозяйства.