ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 апреля 2000 года N 303

     

Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными воздушными судами в Российской Федерации

(с изменениями на 12 сентября 2022 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 488 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 28, 12.07.2010);

постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2022 года N 1594 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.09.2022, N 0001202209130024).

____________________________________________________________________



В соответствии со статьей 95 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными воздушными судами в Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

 УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 апреля 2000 года N 303


ПРАВИЛА
расследования авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными воздушными судами в Российской Федерации

(с изменениями на 12 сентября 2022 года)

     

I. Общие положения

1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации, регулируют деятельность по расследованию авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными воздушными судами.

2. Настоящие Правила включают в себя определения и классификацию авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными воздушными судами, устанавливают порядок проведения расследования авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными воздушными судами Российской Федерации, учета указанных событий, а также разработки рекомендаций и мероприятий по их предотвращению.

3. Настоящие Правила являются обязательными для всех субъектов правоотношений, на которых распространяется действие воздушного законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области экспериментальной авиации и использования воздушного пространства Российской Федерации. Разъяснения по применению Правил дает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 488 - см. предыдущую редакцию).

4. Уполномоченным органом, осуществляющим регулирование деятельности в области расследования авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными воздушными судами в Российской Федерации, а также их классификацию и учет, является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 488; в редакции, введенной в действие с 21 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2022 года N 1594. - См. предыдущую редакцию)

5. Авиационные происшествия и инциденты с экспериментальными воздушными судами Российской Федерации подлежат обязательному расследованию в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами.

Авиационные происшествия и инциденты с экспериментальными воздушными судами иностранных государств, произошедшие на территории Российской Федерации, также расследуются в соответствии с настоящими Правилами.

Расследование авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными воздушными судами, выполняющими коммерческие полеты, проводится в соответствии с Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации.

6. Целями расследования авиационного происшествия или инцидента являются установление причин авиационного происшествия или инцидента и принятие мер по их предотвращению в будущем.

Установление чьей-либо вины и ответственности не является целью расследования авиационного происшествия или инцидента.

7. Процесс расследования авиационного происшествия или инцидента включает в себя сбор и анализ информации, проведение необходимых исследований, установление причин авиационного происшествия или инцидента, подготовку отчетных материалов и заключения, разработку рекомендаций, разбор (слушание) по результатам расследования.

Расследование авиационного происшествия или инцидента предусматривает выявление отклонений в функционировании авиационной системы и работе экипажа и оценку влияния этих отклонений на исход полета экспериментального воздушного судна.

8. Работы на месте авиационного происшествия или инцидента, проводимые в целях расследования авиационного происшествия или инцидента, приравниваются к работам по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

II. Основные определения и классификация авиационных происшествий и инцидентов

9. Авиационное происшествие - событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имело место в период с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью совершения полета, покинули воздушное судно, и в ходе которого:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2022 года N 1594. - См. предыдущую редакцию)

а) какому-либо лицу в результате нахождения на этом воздушном судне причинен вред здоровью со смертельным исходом, за исключением тех случаев, когда вред здоровью причинен вследствие причин, не относящихся к использованию воздушного судна.

Вред здоровью, в результате которого в течение 30 суток с момента происшествия наступила смерть, классифицируется как вред здоровью со смертельным исходом;

б) воздушное судно получило повреждение или произошло разрушение его конструкции, в результате чего:

нарушилась прочность конструкции, ухудшились технические или летные характеристики воздушного судна;

требуется крупный ремонт или замена поврежденного элемента конструкции воздушного судна, за исключением случаев: отказа или повреждений двигателя, когда повреждены только сам двигатель, его капоты или вспомогательные агрегаты, повреждений несиловых элементов планера, обтекателей, законцовок крыла, антенн, пневматиков, тормозных устройств или других элементов конструкции воздушного судна, если эти повреждения не нарушили общей прочности конструкции; повреждений элементов несущих и рулевых винтов, втулки несущего или рулевого винта, трансмиссии, вентиляторной установки или редуктора;

в) воздушное судно пропало без вести или оказалось в таком месте, где доступ к нему абсолютно невозможен или невозможна его эвакуация с места вынужденной посадки независимо от полученных повреждений.

Воздушное судно считается пропавшим без вести, если не было установлено местонахождение судна или его обломков и были прекращены его официальные поиски. Решение о прекращении поиска экспериментального воздушного судна, потерпевшего бедствие, принимает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 488 - см. предыдущую редакцию).

10. Авиационные происшествия в зависимости от их последствий подразделяются на:

а) катастрофы - авиационные происшествия, приведшие к гибели или пропаже без вести кого-либо из членов экипажа или пассажиров, находившихся на борту воздушного судна.

К катастрофам относятся также авиационные происшествия, приведшие к гибели кого-либо из членов экипажа при аварийном покидании воздушного судна, потерпевшего бедствие, или гибели пассажиров в процессе их аварийной эвакуации из воздушного судна;

б) аварии - авиационные происшествия, не повлекшие за собой человеческих жертв или пропажи без вести кого-либо из членов экипажа или пассажиров.

11. Авиационный инцидент - событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имело место в период с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью полета, покинули воздушное судно, и обусловленное отклонениями от нормального функционирования воздушного судна, экипажа, служб управления и обеспечения полетов, воздействием внешней среды, которое могло оказать влияние на безопасность полета, но не закончилось авиационным происшествием.

12. Авиационные инциденты в зависимости от степени их влияния на безопасность полетов подразделяются на:

а) серьезные авиационные инциденты;

б) авиационные инциденты.

13. Для классификации авиационных инцидентов как серьезных используются следующие признаки:

а) выход воздушного судна за пределы эксплуатационных ограничений, установленных руководством по летной эксплуатации или программой летных испытаний;

б) возникновение значительных вредных воздействий на лиц, находившихся на борту воздушного судна (дыма, едких паров, токсичных газов, повышенной или пониженной температуры, давления и т.п.);

в) значительное снижение работоспособности членов экипажа или повышение психофизиологической нагрузки на экипаж;

г) получение серьезных телесных повреждений каким-либо лицом на борту воздушного судна;

д) значительное ухудшение характеристик устойчивости и управляемости, летных или прочностных характеристик воздушного судна;

е) возникновение реальной возможности повреждения жизненно важных элементов воздушного судна в результате взрыва, пожара, нелокализованного разрушения двигателя, трансмиссии и т.п.;

ж) разрушение (заклинивание или рассоединение) элементов управления, другое повреждение элементов воздушного судна, не приведшее к авиационному происшествию.

14. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

а) "бортовой самописец" ("бортовое устройство регистрации") самопишущий прибор, устанавливаемый на борту воздушного судна и используемый как источник информации при проведении расследования авиационных происшествий и инцидентов;

б) "вред здоровью" - нарушение анатомической целости органов и тканей или их физиологических функций либо заболевания или патологические состояния, возникшие в результате воздействия различных факторов внешней среды - механических, физических, химических, биологических, психических.

Судебно-медицинское определение тяжести вреда здоровью производится в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) "мероприятие по обеспечению безопасности полетов" - действие, направленное на предотвращение авиационных происшествий и инцидентов;

г) "причины (факторы) авиационного происшествия или инцидента" - действия, бездействие, обстоятельства, условия или их сочетание, которые привели к авиационному происшествию или инциденту;

д) "рекомендации комиссии по результатам расследования авиационных происшествий и инцидентов" - предложения комиссии, проводящей расследование, направленные на предотвращение авиационных происшествий или инцидентов;

е) "служебный пассажир" - государственный служащий, работник организации авиационной промышленности, Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", выполняющий служебное задание и находящийся на борту экспериментального воздушного судна на основании письменного распоряжения руководителя авиационной организации экспериментальной авиации, осуществляющей перевозку.

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 21 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2022 года N 1594. - См. предыдущую редакцию)

15. Столкновение (опасное сближение) двух или нескольких воздушных судов расследуется как одно событие, а классифицируется и учитывается для каждого воздушного судна в соответствии с наступающими последствиями. Отчетные материалы расследования оформляются на каждое воздушное судно.

III. Расследование авиационных происшествий

     

 Организация расследования

16. Организация и проведение расследований авиационных происшествий с экспериментальными воздушными судами осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 488 - см. предыдущую редакцию).

17. Комиссия по расследованию авиационного происшествия (далее именуется - комиссия по расследованию) утверждается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, имеет статус государственной комиссии и пользуется полномочиями, установленными воздушным законодательством Российской Федерации (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 488 - см. предыдущую редакцию).

18. Для работы в составе комиссии, ее рабочих органов или в качестве экспертов могут привлекаться работники Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, полномочные представители заинтересованных органов исполнительной власти, работники организаций независимо от организационно-правовой формы, в том числе научно-исследовательских и конструкторских организаций разработчиков, изготовителей и эксплуатантов авиационной техники, аэропортов, авиаремонтных организаций, авиационно-технических баз и центров, учебных заведений, органов обслуживания воздушного движения (управления полетами), гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, медицинских учреждений.

Членами комиссии по расследованию назначаются лица, имеющие квалификацию в области разработки, производства, эксплуатации и ремонта авиационной техники и ее компонентов, аэродромов (аэропортов), управления воздушного движения, гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, медицины и не связанные непосредственной ответственностью за авиационное происшествие.

(Абзац дополнительно включен с 21 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2022 года N 1594)

(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 488 - см. предыдущую редакцию)

19. Комиссия по расследованию осуществляет свою деятельность под руководством председателя. Права и обязанности членов комиссии по расследованию приведены в приложении N 1.

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 21 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2022 года N 1594. - См. предыдущую редакцию)

20. Если авиационное происшествие явилось следствием столкновения экспериментального воздушного судна с воздушным судном другого вида авиации, председатель комиссии по расследованию назначается решением Правительства Российской Федерации. Организация расследования, а также состав его участников определяются по согласованию заинтересованных сторон.

21. В случае вовлечения в авиационное происшествие с государственным или гражданским воздушным судном представителей авиационного персонала экспериментальной авиации Российской Федерации, а также в случае вовлечения в авиационное происшествие с экспериментальным воздушным судном авиационного персонала государственной или гражданской авиации состав участников расследования согласовывается с заинтересованными сторонами, при этом председатель комиссии по расследованию и ее состав утверждаются специально уполномоченным органом по расследованию того вида авиации, к которому относится воздушное судно, потерпевшее авиационное происшествие.

22. Если при расследовании авиационного происшествия не требуется проведения дополнительных исследований, срок расследования не должен превышать 30 суток.

Срок расследования может быть продлен Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по ходатайству председателя комиссии по расследованию (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 488 - см. предыдущую редакцию).

23. В случае авиационного происшествия с экспериментальным воздушным судном на авианесущем корабле, находящемся в автономном плавании, предварительное расследование проводит в соответствии с настоящими Правилами старший авиационный начальник по месту происшествия.

Завершение расследования осуществляется комиссией по расследованию по прибытии авианесущего корабля к месту базирования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»