МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 27 мая 1999 года N 9ЦЗ
Об утверждении Правил перевозок
грузов в сопровождении на железнодорожном транспорте
(с изменениями на 6 декабря 2001 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 октября 2003 года на основании
приказа МПС России от 18 июня 2003 года N 38
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом МПС России от 6 декабря 2001 года N 47 (Российская газета, N 27, 12.02.2002).
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации"
приказываю:
Утвердить и ввести в действие прилагаемые Правила перевозок грузов в сопровождении на железнодорожном транспорте.
Первый заместитель министра
В.И.Ильин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
9 февраля 2000 года
Регистрационный N 2107
УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом МПС России
от 27 мая 1999 года N 9ЦЗ
ПРАВИЛА
перевозок грузов в сопровождении
на железнодорожном транспорте
(с изменениями на 6 декабря 2001 года)
1. Правила перевозок грузов в сопровождении на железнодорожном транспорте регулируют перевозки грузов в сопровождении представителей грузоотправителей или грузополучателей и работников ведомственной охраны МПС России (пункт в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2002 года приказом МПС России от 6 декабря 2001 года N 47, - см. предыдущую редакцию).
2. Перевозка грузов в сопровождении представителей грузоотправителей или грузополучателей
2.1. В соответствии со статьей 24 Федерального закона "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 218) (далее - Транспортный устав) в сопровождении представителей грузоотправителя или грузополучателя (далее - проводников) должны перевозиться повагонными отправками следующие грузы:
животные;
птицы и пчелы;
рыба живая и рыбопосадочный материал (мальки);
растения и цветы живые;
скоропортящиеся и продовольственные грузы, требующие при перевозке специального обслуживания (отопления, вентилирования, ухода);
вино, виноматериалы и коньячный спирт, перевозимые наливом в специализированном подвижном составе (изотермических вагонах-цистернах, цистернах-термосах);
вино, водка, коньяк в открытых ящиках;
музейные и антикварные ценности;
железнодорожный подвижной состав (тепловозы, электровозы, паровозы, мотовозы, вагоны, в том числе специального назначения и самоходные автодрезины, автомотрисы, вагоны дизель- и электропоездов, краны грузоподъемные передвижные, электростанции, энергопоезда и прочее оборудование на железнодорожном ходу), перевозимый на своих осях в недействующем состоянии; тендеры локомотивов;
перевозимые на платформах локомотивы, предназначенные для железных дорог узкой колеи;
автомобили, тракторы, моторизованные машины всех наименований, бывшие в эксплуатации, в том числе следующие в ремонт и из ремонта;
специальные автомобили, автомобили и автоцистерны специализированные (в том числе для перевозки нефтепродуктов, воды, сжиженных газов и топливозаправщики), автомобили со специальными кузовами; автомобили-фургоны ветеринарной службы, культурного и бытового обслуживания населения; передвижные мастерские на автомобилях, включая автомобили-лаборатории; автомашины технической помощи, пожарные машины, автобетономешалки, автомобили для уборки дорог с распылителями; автомобили рентгеновские, скорой помощи, реанимационные и другие, оснащенные специальным оборудованием;
грузы, перевозимые с частичной разгрузкой или догрузкой в пути следования;
опасные грузы, обязательное сопровождение которых предусмотрено правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденными в установленном порядке.
2.2. При перевозке в международном сообщении перечень грузов и порядок их сопровождения проводниками устанавливается соответствующими международными договорами.
2.3. Требующие охраны специальные грузы охраняются силами и средствами подразделений внутренних войск федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и иными уполномоченными подразделениями. Перечни таких объектов и грузов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2.4. В транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная) грузоотправителем под наименованием груза делается отметка о том, что груз следует в сопровождении проводников, с указанием количества проводников, их фамилий, имен, отчеств (полностью). После слова "паспорт" указываются серия и номер паспорта, после слов "ком. уд. N" - номер командировочного удостоверения.
2.5. В случае возникновения препятствий в перевозке и необходимости выдачи груза проводник может осуществлять функции грузоотправителя. О возложении на проводника функций грузоотправителя делается отметка в накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя" с точным описанием предоставляемых проводнику полномочий.
Доверенность на предоставление от имени юридического лица таких полномочий выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, заверенными печатью этой организации.
При оформлении перевозки груза с использованием электронной накладной предусмотренные настоящим пунктом Правил сведения грузоотправитель вносит в такую накладную после погрузки.
2.6. Проезд проводников допускается:
в вагоне, в котором перевозится груз;
в отдельном вагоне, предоставленном железной дорогой по заявке грузоотправителя;
в отдельном вагоне, принадлежащем грузоотправителю, грузополучателю или арендованном ими.
В случае проезда проводников в отдельном вагоне, независимо от его принадлежности, грузоотправитель заполняет накладную формы ГУ-27е в порядке, установленном правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте группами вагонов по одной накладной для групповой отправки, в которой указывает сведения по каждому сопровождаемому вагону с грузом и сведения о вагоне, в котором следуют проводники.
За проезд проводников, сопровождающих груз, с грузоотправителя взимается плата в размере, указанном в тарифном руководстве. Плата за проезд проводников указывается в накладной.
2.7. Проводник имеет право перевозить с собой в вагоне бесплатно принадлежащую ему ручную кладь.
При наличии у проводника ручной клади свыше нормы, установленной законодательством Российской Федерации, с него взимается за излишнюю массу ручной клади провозная плата по тарифному руководству (как для грузов для личных (бытовых) нужд, перевозимых мелкими отправками).
2.8. Проводник, которому доверено сопровождение и охрана груза, обязан предъявить железнодорожной станции (далее - станция) отправления паспорт и командировочное удостоверение.
На основании этих и перевозочных документов проводнику выдается станцией отправления удостоверение установленной формы (приложение к настоящим Правилам), подписанное начальником станции или уполномоченным им работником станции и заверенное календарным штемпелем.
При получении удостоверения проводником в корешке дорожной ведомости под календарным штемпелем станции отправления должна быть сделана запись "Удостоверение получил" и поставлена подпись проводника с указанием фамилии, имени и отчества. При получении удостоверения проводник знакомится с изложенными в удостоверении основными обязанностями проводника и расписывается об этом в удостоверении и в книге регистрации выдачи удостоверений проводникам грузоотправителей (грузополучателей) станции отправления.
При оформлении перевозки груза с использованием электронной накладной удостоверение проводнику выдается под расписку в распечатанной станцией отправления бумажной копии электронной накладной формы ГУ-27у-ВЦ. При этом в электронной накладной станция отправления указывает дату выдачи удостоверения.
2.9. Количество проводников для сопровождения грузов определяется грузоотправителем (грузополучателем). При этом назначение проводников в количестве менее двух человек, но более трех на каждый сопровождаемый вагон не допускается.
2.10. Дополнительные условия сопровождения опасных грузов устанавливаются правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденными в установленном порядке, и правилами перевозок грузов наливом в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах.
2.11. Грузоотправитель обязан разместить и закрепить подлежащий сопровождению груз в соответствии с требованиями технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.
2.12. Проводники могут пользоваться фонарями, отвечающими требованиям пожарной безопасности, и чугунными печами стандартного типа с использованием твердого топлива (уголь, дрова). Не допускается курить в вагонах и применять не установленные настоящими Правилами нагревательные и осветительные приборы.
В пути следования проводники обязаны соблюдать требования пожарной и личной безопасности.
При оборудовании грузоотправителем вагонов печами грузоотправитель для целей пожаротушения обязан обеспечить проводников запасом воды в брезентовых или полиэтиленовых емкостях объемом не менее 100 л.
2.13. В соответствии со статьей 30 Транспортного устава необходимые для перевозки грузов в сопровождении проводников съемные приспособления, не наносящие повреждений подвижному составу и удовлетворяющие требованиям безопасности движения и пожарной безопасности, предоставляет грузоотправитель.
2.14. Установка печей и печного оборудования в грузовом вагоне производится в порядке, установленном правилами пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.
При установке печей расстояние между грузом и печью должно быть не менее 1 м, а между верхним уровнем погрузки груза и потолком вагона - не менее 50 см. В вагонах, в которых наряду с грузом предполагается нахождение проводника, запрещается размещение в дверных проемах грузов, запасов твердого топлива, других материалов.
2.15. При установке в вагонах печей и печного оборудования, принадлежащих грузоотправителю (грузополучателю), их количество указывается в графе 4 оборотной стороны накладной "Особые заявления и отметки отправителя" грузоотправителем.
2.16. Снабжение вагонов твердым топливом для печей на весь путь следования обеспечивается грузоотправителем.
При возникновении дополнительной потребности проводники имеют право на получение топлива в пути следования на станциях, где есть топливные склады, по нормам отпуска топлива, утвержденным начальником железной дороги или его заместителем.
2.17. В тех случаях, когда грузу угрожает порча и доставить его в полной сохранности грузополучателю не представляется возможным, грузоотправитель либо уполномоченный на это проводник может самостоятельно распорядиться грузом.
При обнаружении в процессе перевозки нарушения крепления или устойчивости груза проводник подает письменное заявление начальнику станции для принятия решения об отцепке вагона и принимает меры по исправлению крепления, восстановлению размещения и устойчивости груза. При нарушении крепления или устойчивости груза по вине железной дороги исправление производится силами и средствами железной дороги. Результаты проверки крепления или погрузки груза и время вынужденного простоя вагона по вине грузоотправителя оформляются актом общей формы в двух экземплярах. Один экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и в графе 5 оборотной стороны накладной "Отметки железной дороги" указываются номер акта общей формы и дата его составления. Второй экземпляр акта остается в делах станции, на которой произведена отцепка вагона.
2.18. При обнаружении в пути следования технической неисправности вагонов, следующих в сопровождении проводников, и невозможности дальнейшего следования этих вагонов с данным поездом такие вагоны отцепляются.
Случаи повреждения вагонов, происшедшие по вине грузоотправителя или проводника, оформляются актом о повреждении вагона формы ВУ-25М и актом общей формы. В случае несогласия с содержанием акта о повреждении вагона проводник подписывает его с замечаниями, указав мотивы несогласия. Первый экземпляр акта о повреждении вагона прилагается к перевозочным документам для вручения на станции назначения грузополучателю или к досылочной дорожной ведомости, если поврежденный вагон следовал в составе групповой отправки. При этом в досылочной дорожной ведомости под наименованием груза или в графе 5 оборотной стороны накладной "Отметки железной дороги" указываются номер акта о повреждении вагона, дата и причина его составления. Второй экземпляр акта о повреждении вагона прилагается к счету за повреждение вагона, который выставляется железной дорогой для оплаты грузополучателю. Третий экземпляр акта о повреждении вагона остается на станции, где произошла отцепка вагона. Необходимое количество актов определено в правилах составления актов при перевозке грузов на железнодорожном транспорте.
Если группа вагонов, в составе которой оказался технически неисправный вагон, следовала в сопровождении нескольких проводников, то один из проводников остается с задержанным вагоном. Если группа вагонов следовала в сопровождении одного проводника, то задерживается вся группа до устранения технической неисправности находящегося в ее составе вагона.
В случае, когда для устранения технической неисправности вагона груз перегружен в другой вагон, об этом делается отметка в перевозочных документах или в досылочной дорожной ведомости (если отцепленный вагон следовал в составе групповой отправки) в порядке, установленном правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте.
2.19. При возникновении обстоятельств, при которых проводники не могут осуществлять дальнейшее сопровождение груза (например, из-за болезни), станция по письменному заявлению проводников уведомляет об этом грузоотправителя или грузополучателя через станцию отправления или назначения. В случаях, когда проводники не могут подать письменное заявление, основанием для передачи уведомления и изменения порядка сопровождения груза может служить оформленная в установленном порядке справка, представленная соответствующим уполномоченным для этого органом, организацией (например, медицинским учреждением, правоохранительным органом). По получении уведомления грузоотправитель или грузополучатель осуществляет замену проводников.
В этом случае вагоны с грузом задерживаются на станции до прибытия новых проводников грузоотправителя или грузополучателя, о чем составляется акт общей формы.
Новым проводникам станция, на которой задержаны вагоны с грузом, выдает удостоверение в порядке, установленном пунктом 2.8 настоящих Правил. Сведения, приведенные в пункте 2.4 настоящих Правил, о новых проводниках станция, на которой задержаны вагоны с грузом, указывает в графе "Отметки железной дороги" накладной, с которой следует груз.
По прибытии груза на станцию назначения железная дорога на основании приложенного к перевозочным документам акта общей формы взимает с грузополучателя понесенные железной дорогой расходы, связанные с нахождением вагонов на станции в ожидании прибытия новых проводников.
Установленный настоящим пунктом Правил порядок не распространяется на перевозку опасных грузов в сопровождении проводников.
2.20. При перевозке груза с использованием электронной накладной предусмотренные пунктом 2.19 настоящих Правил письменное заявление проводников либо соответствующая справка и составленные акты, сведения о новых проводниках должны быть переданы станцией, где произошла замена проводников, в электронном виде в информационно-вычислительный центр железной дороги, обслуживающий данную станцию, для внесения отметок в электронную накладную. Подлинные бумажные документы (заявление, справка) и подписанные проводниками акты остаются на хранении на станции, где произведена замена сопровождающих.
2.21. Вагоны, следующие в сопровождении проводников, должны ставиться в состав поезда одной группой.
3. Перевозка грузов в сопровождении работников ведомственной охраны МПС России (пункт в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2002 года приказом МПС России от 6 декабря 2001 года N 47, - см. предыдущую редакцию).
3.1. В соответствии со статьей 24 Транспортного устава в сопровождении работников ведомственной охраны МПС России (далее - охрана МПС России) перевозятся грузы, за исключением грузов для личных (бытовых) нужд, включенные в перечень грузов, которые должны сопровождаться и охраняться работниками ведомственной охраны МПС России (далее - перечень), утвержденный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2002 года приказом МПС России от 6 декабря 2001 года N 47, - см. предыдущую редакцию).