Об утверждении Правил проведения комплексных проверок работы
органов федерального казначейства по субъектам Российской Федерации
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минфина России от 31 декабря 2004 года N 131н
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Не нуждается в госрегистрации в Министерстве юстиции
Российской Федерации - письмо Минюста России от
22 декабря 1999 года N 10658-ЭР
____________________________________________________________________
В целях дальнейшего совершенствования контроля за работой органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по исполнению федерального бюджета
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения комплексных проверок работы органов федерального казначейства по субъектам Российской Федерации.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра финансов Российской Федерации - начальника Главного управления федерального казначейства Нестеренко Т.Г. и заместителя Министра финансов Российской Федерации Петрова А.Ю.
Министр
М.М.Касьянов
ПРАВИЛА
проведения комплексных проверок
работы органов федерального казначейства
по субъектам Российской Федерации
1. Настоящие Правила проведения комплексных проверок работы органов федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (далее - Правила) разработаны на основании Положения о федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 года N 864 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 35, ст.3320), и устанавливают единые принципы организации и проведения проверки территориальных органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации (далее - органы федерального казначейства).
2. Цель проверки: контроль за правильностью выполнения органами федерального казначейства задач и функций по исполнению федерального бюджета.
3. Проверка проводится в соответствии с Планом основных вопросов экономической и контрольной работы Министерства финансов Российской Федерации на соответствующий год, планом проверок Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, решениями Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации (внеплановые проверки), планом проверок управлений федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по субъектам Российской Федерации.
4. Субъектами проверки являются управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и отделения федерального казначейства.
5. Проверка проводится с периодичностью не реже одного раза в два года.
6. В целях разграничения полномочий и ответственности, а также недопущения случаев дублирования в работе структурных подразделений Министерства финансов Российской Федерации при проведении внутриведомственного контроля:
а) в управлениях федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по субъектам Российской Федерации:
проверка состояния работы по учету и распределению доходов, исполнению федерального бюджета по расходам, бухгалтерскому учету и составлению бухгалтерской отчетности, контрольной работе, защите информации, составляющей государственную и служебную тайну, проводится Главным управлением федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации с привлечением специалистов управлений федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по субъектам Российской Федерации;
проверка исполнения смет расходов на содержание органов федерального казначейства проводится Департаментом государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации;
проверка организации работы по вопросам кадровой политики проводится Управлением кадров и учебных заведений Министерства финансов Российской Федерации;
проверка состояния работы по информационно-техническому обеспечению деятельности органов федерального казначейства проводится Информационно-техническим департаментом Министерства финансов Российской Федерации;
проверка состояния работы по представлению интересов казны Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в судах, по изучению и обобщению судебной практики проводится Правовым департаментом Министерства финансов Российской Федерации;
б) в отделениях федерального казначейства управлений федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по субъектам Российской Федерации:
проверка состояния работы по учету и распределению доходов, исполнению федерального бюджета по расходам, бухгалтерскому учету и составлению бухгалтерской отчетности, контрольной работе, защите информации, кадровой политики, информационно-техническому обеспечению, изучению и обобщению судебной практики и правового регулирования в процессе казначейского исполнения федерального бюджета проводится соответствующим управлением федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;
проверка исполнения смет расходов на содержание отделений федерального казначейства проводится соответствующим управлением федерального казначейства по согласованию с контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов Российской Федерации в субъекте Российской Федерации.
7. Субъект проверки, проверяемый период, цель и срок проверки, руководитель и состав группы, форма проверки (камеральная, документальная), метод проверки (сплошной, выборочный), вид проверки (комплексная, тематическая) устанавливается приказом Министерства финансов Российской Федерации или управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.
8. В соответствии с целью проверки и на основании настоящих Правил руководитель группы разрабатывает и утверждает у руководителя соответствующего органа федерального казначейства программу проверки.
9. Перед тем как приступить к работе по проверке, руководитель группы предъявляет полномочия на проведение проверки руководителю проверяемого органа федерального казначейства, а также знакомит его с целями и задачами предстоящей проверки.
10. Объектами проверки являются:
- первичные и иные бухгалтерские, учетно-отчетные и расчетно-денежные документы, сведения об операциях, счетах;
- документы, связанные с информационно-техническим обеспечением органов федерального казначейства;
- справки, разъяснения, а также письменные объяснения в случае выяснения фактов невыполнения или ненадлежащего выполнения требований действующего законодательства Российской Федерации или нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации.
Кроме того, в ходе проверки необходимо:
- дать оценку состояния исполнительской дисциплины, своевременности исполнения приказов, решений коллегии Министерства финансов Российской Федерации, заданий вышестоящего органа федерального казначейства;
- ознакомиться с актами проверки (справками) иных контролирующих органов (контрольно-ревизионных управлений Министерства финансов Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, Департамента государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации и др.), а также материалами по устранению выявленных нарушений, обращениями и перепиской с органами государственной власти и местного самоуправления, а также распорядителей (получателей) средств федерального бюджета о работе органа федерального казначейства.
11. По результатам проверки руководителем группы готовится сводная справка, составленная на основании справок специалистов из состава группы, согласованных с руководителями соответствующих отделов проверяемого органа федерального казначейства. В случае установления нарушений в деятельности органа федерального казначейства составляется акт проверки. В акте отражаются нарушения и недостатки, выявленные в ходе проверки.
Акт проверки (сводная справка) составляется в 3 экземплярах, подписывается руководителем группы и руководителем проверяемого органа федерального казначейства. Один экземпляр акта (сводной справки) остается в проверенном органе федерального казначейства, второй экземпляр руководителем группы представляется для рассмотрения руководителю органа федерального казначейства, утвердившего программу проверки, третий экземпляр остается у руководителя группы.
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте (сводной справке), а также с выводами и предложениями проверяющих, руководителем или другим лицом, уполномоченным на подписание акта, делается соответствующая оговорка перед подписью и не позднее 5 дней со дня подписания акта представляется в соответствующий орган федерального казначейства письменное объяснение мотивов возражений, к которому прилагаются документы (копии), подтверждающие обоснованность возражений.
12. В акте следует отразить общие результаты деятельности проверяемого органа федерального казначейства, дать характеристику состояния работы по учету и распределению доходов, учету и отчетности по финансированию и кассовым расходам, эффективности контрольной работы, информационному обеспечению и защите информации, составляющей государственную и служебную тайну, организации работы с кадрами, исполнению сметы расходов, осуществлению контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации, изложить выявленные нарушения и недостатки в работе проверенного органа федерального казначейства.
13. По окончании проверки руководитель группы проводит в проверяемом органе федерального казначейства совещание, на котором докладывает о результатах проверки, при выявлении недостатков и нарушений в организации работы, заслушивает ответственных сотрудников о причинах допущенных нарушений и мерах по их устранению.
14. В тех случаях, когда выявлено серьезное нарушение или злоупотребление, или по выявленным фактам необходимо принять меры с привлечением к административной ответственности лиц, виновных в злоупотреблениях, руководителем проверки вносится соответствующее представление органу федерального казначейства, утвердившему программу проверки, и в копии в Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.
15. По итогам рассмотрения результатов проверки, включая представленные возражения, объяснения, другие документы и материалы, орган федерального казначейства, утвердивший программу проверки, направляет заключение в проверенный орган федерального казначейства с оценкой его работы, необходимыми рекомендациями и предложениями. Указанное заключение подписывается руководителем органа федерального казначейства, утвердившего программу проверки. В случае установления нарушений, требующих принятия мер административного воздействия или направленных на возмещение причиненного ущерба, решение руководителя органа федерального казначейства, утвердившего программу проверки, оформляется приказом.
16. Цель проверки: контроль за состоянием работы органа федерального казначейства в части: обеспечения исполнения доходной части федерального бюджета, правильности и полноты распределения доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации и достоверности отчетных данных по исполнению федерального бюджета по доходам.
17. При проверке состояния оперативно-аналитического учета налогов и платежей в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и действующей бюджетной классификацией Российской Федерации контролируется:
- отражение в учете поступающих доходов в соответствии с кодами действующей классификации доходов бюджетов Российской Федерации и формами оперативно-аналитического учета, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации;
- оперативность мер, принимаемых в случае отражения налогов и сборов, имеющих самостоятельные подразделения классификации доходов бюджетов Российской Федерации, но отнесенных в учете в разряд "Невыясненные поступления" или прочие (общие) коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
- своевременность и точность исполнения указаний и писем вышестоящего органа федерального казначейства о внесении изменений в порядок учета поступающих доходов.
18. При проверке правильности распределения регулирующих доходов в соответствии с нормативами, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления контролируется:
- соблюдение законодательно установленных нормативов распределения доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- правильность распределения между бюджетами разных уровней сумм по видам доходов с учетом информации о льготах, отсрочках (рассрочках), налоговых кредитах, налоговых инвестиционных кредитах, предоставленных налогоплательщику в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- своевременность перечисления федеральных регулирующих налогов по бюджетам разных уровней со счета 40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства";
- правильность и своевременность составления и представления в вышестоящий орган федерального казначейства оперативной отчетности по форме 604, сверенной с учреждениями Центрального банка Российской Федерации или кредитными организациями;
- соблюдение порядка возврата на расчетный счет налогоплательщика или зачета в счет других платежей, излишне поступивших в бюджеты разных уровней сумм налогов и сборов;
- правильность и своевременность составления ведомости расчета суммы доходов федерального бюджета, подлежащей перечислению на финансирование расходов федерального бюджета (форма по КФД 0512010), а также соответствие сумм доходов, подлежащих перечислению органам федерального казначейства на лицевой счет 01 балансового счета 40105, суммам неисполненных безденежных реестров на дату составления данной ведомости;
- своевременность проведения сверок данных отчетности по видам налогов и наличие справок, подписанных уполномоченным должностным лицом органа федерального казначейства и территориального органа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, с указанием причин и размеров отклонений.
19. При проверке составления прогноза кассовых поступлений доходов федерального бюджета необходимо обращать внимание на:
- ведение учета динамики поступления доходов федерального бюджета в целом и в разрезе налогов;
- степень выполнения прогноза (оценка), своевременность его корректировки;
- проведение анализа динамики поступления доходов федерального бюджета на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
20. Цель проверки: контроль за состоянием работы органов федерального казначейства по исполнению расходной части федерального бюджета, своевременностью проведения операций по лицевым счетам распорядителей и получателей средств федерального бюджета, а также по счетам расчетов обособленных подразделений бюджетных учреждений.
21. При проверке соблюдения порядка открытия и ведения лицевых счетов распорядителей, получателей средств федерального бюджета, а также их обособленных подразделений контролируется:
- соблюдение правил формирования документов, необходимых для открытия казначейских счетов (юридических дел по счету);
- соблюдение порядка оформления и ведения Книг регистрации казначейских счетов;
- своевременность уведомления территориальных органов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и отделений государственных внебюджетных фондов Российской Федерации об открытии лицевых счетов получателей средств федерального бюджета и счетов расчетов обособленных подразделений;
- соблюдение правил формирования документов, необходимых для переоформления или закрытия казначейских счетов.
22. При проверке организации работы по предварительному и текущему контролю следует проверить:
- соблюдение законности, обоснованности и своевременности производимых расходных операций по лицевому счету получателя средств федерального бюджета;
- осуществление органами федерального казначейства контроля за соблюдением получателями средств федерального бюджета норм (процентов, установленных законодательными актами Российской Федерации) обязательных отчислений в государственные внебюджетные фонды;