4. Профессиональная подготовка помощников машинистов локомотивов проводится с отрывом от производства в образовательных учреждениях железнодорожного транспорта или образовательных подразделениях локомотивных депо, имеющих право на такую подготовку, по учебным планам и программам, утверждаемым МПС России.
К профессиональной подготовке на профессию помощник машиниста локомотива допускаются лица, имеющие:
а) медицинскую карту с фотографией и медицинское заключение о пригодности к работе помощником машиниста локомотива;
б) заключение о психологической профессиональной пригодности не ниже 1-й группы по результатам профотбора, проводимого в соответствии с нормативными актами МПС России, утвержденными в установленном порядке.
Лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование по специальностям "Локомотивы", "Электрический транспорт", "Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог", могут допускаться к сдаче испытаний на профессию помощник машиниста локомотива при предоставлении документов, перечисленных в подпунктах а) и б) пункта 4 настоящего Положения без дополнительного обучения. Для этой категории лиц разрешается также проводить подготовку помощников машинистов локомотивов без отрыва от производства в образовательных учреждениях железнодорожного транспорта или образовательных подразделениях локомотивных депо, имеющих право на такую подготовку. Экзамен на присвоение профессии помощника машиниста локомотива проводится в комиссиях образовательных учреждений железнодорожного транспорта или образовательных подразделениях локомотивных депо.
Лица, имеющие неоконченное высшее или среднее профессиональное образование по указанным выше специальностям, могут допускаться к сдаче испытаний на профессию помощника машиниста после профессиональной подготовки без отрыва от производства в образовательных учреждениях железнодорожного транспорта или образовательных подразделениях локомотивных депо, имеющих право на такую подготовку по учебным планам и программам, утверждаемым МПС России при предоставлении документов, перечисленных в подпунктах а) и б) пункта 4 настоящего Положения.
В процессе профессиональной подготовки помощников машинистов локомотивов необходимо использовать технические средства электронные тренажеры на базе персональных электронных вычислительных машин и обучающие программы, действующие модели, схемы и другие пособия.
5. Теоретические испытания на присвоение профессии помощника машиниста локомотива в образовательных учреждениях железнодорожного транспорта проводятся комиссией в составе: руководителя образовательного учреждения или его заместителя (председатель), представителей локомотивного депо, дистанции пути, дистанции электроснабжения и дистанции сигнализации, централизации и блокировки (главного инженера, машиниста-инструктора локомотивных бригад и бригад специального самоходного подвижного состава) в зависимости от специализации экзаменуемых, преподавателей предметов, по которым проводятся испытания.
Теоретические испытания в образовательных подразделениях локомотивных депо проводятся комиссией в составе: начальника локомотивного депо или главного инженера (председатель), ведущего инженера (инженер) депо, машиниста-инструктора локомотивных бригад, инженера по охране труда и технике безопасности локомотивного депо, а также представителя выборного профсоюзного органа локомотивного депо. Председатель комиссии может привлекать к работе в комиссии дополнительно и других специалистов локомотивного депо.
Результаты теоретических испытаний на присвоение профессии помощника машиниста локомотива в образовательных учреждениях железнодорожного транспорта или образовательных подразделениях локомотивных депо оформляются актом формы ТУ-136 (приложение N 1 к настоящему Положению). Акт подписывается членами комиссии и подписи скрепляются печатью.
Лицам, выдержавшим испытания, выдается свидетельство помощника машиниста локомотива формы ТУ-153 (приложение N 2 к настоящему Положению), утверждаемой Министерством путей сообщения Российской Федерации.
6. Лица, имеющие свидетельство помощника машиниста локомотива формы ТУ-153, при переходе на работу с электровозов постоянного тока на электровозы и электропоезда переменного тока, с электровозов переменного тока на электровозы и электропоезда постоянного тока, с тепловозов одной серии на тепловозы другой серии или на дизель - поезда подвергаются испытанию только в знании конструктивных особенностей новых локомотивов и техники безопасности.
7. Лица, имеющие свидетельство помощника машиниста локомотива формы ТУ-153, при переходе на работу с паровозов на электровозы и электропоезда постоянного и переменного тока, тепловозы и дизель - поезда, с электропоездов постоянного и переменного тока и дизель - поездов на электровозы постоянного и переменного тока, на тепловозы и паровозы, а также с электропоездов постоянного и переменного тока на дизель - поезда, и наоборот, подвергаются испытанию в полном объеме знаний, установленных пунктом 3 настоящего Положения.
8. Лица, имеющие свидетельство помощника машиниста специального самоходного подвижного состава формы ТУ-153, при переходе на работу с одного типа машин на другой подвергаются испытанию только в знании конструктивных особенностей новых машин и техники безопасности.
Лица, имеющие свидетельство помощника машиниста локомотива формы ТУ-153, при переходе на работу в соответствии с пунктами 6-8 настоящего Положения подвергаются испытанию в комиссиях предприятий, указанных в пункте 9 настоящего Положения.
9. Лица, получившие свидетельство помощника машиниста локомотива, проходят стажировку в составе локомотивной бригады. За время прохождения стажировки, продолжительность которой не должна превышать 1 месяц, стажер должен совершить не менее трех поездок по каждому участку обращения локомотивных бригад.
По окончании стажировки машинист (водитель), к которому был прикреплен стажер, представляет в комиссию локомотивного депо письменное заключение о готовности стажера к самостоятельной работе в должности помощника машиниста локомотива.
Допуск к самостоятельной работе в качестве помощника машиниста локомотива производится в локомотивном депо, дистанции пути, дистанции электроснабжения и дистанции сигнализации, централизации и блокировки комиссией в составе: начальника предприятия или главного инженера (председатель), ведущего инженера (инженера) предприятия, инженера по охране труда и технике безопасности предприятия, представителя выборного профсоюзного органа предприятия и машиниста-инструктора локомотивных бригад и бригад специального самоходного подвижного состава после собеседования по вопросам безопасности движения поездов, техники безопасности и производственной санитарии, действующих приказов и указаний, проверки знаний нормативных актов, указанных в пункте 3 настоящего Положения, техническо-распорядительных актов станций обслуживаемых участков.