Недействующий

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 28 октября 1999 года N 39Ц

 О порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств помощника машиниста локомотива, моторвагонного и специального самоходного подвижного состава на железных дорогах Российской Федерации

____________________________________________________________________
Не применяется с 23 января 2020 года на основании
приказа Минтранса России от 22 августа 2019 года N 273
____________________________________________________________________

В целях обеспечения единого порядка проведения испытаний, выдачи свидетельств помощника машиниста локомотива, моторвагонного и специального самоходного подвижного состава на железных дорогах Российской Федерации и в соответствии с пунктом 6 Положения о Министерстве путей сообщения Российской Федерации

приказываю:

Утвердить прилагаемое положение о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств помощника машиниста локомотива, моторвагонного и специального самоходного подвижного состава на железных дорогах Российской Федерации.

Н.Е.Аксененко

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
29 декабря 1999 года,
регистрационный N 2032

УТВЕРЖДЕНО
приказом МПС России
от 28 октября 1999 года N 39Ц

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств
помощника машиниста локомотива, моторвагонного и
специального самоходного подвижного состава
на железных дорогах Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящее Положение распространяется на работников организаций федерального железнодорожного транспорта, а также работников организаций, не входящих в систему МПС России, для получения права работы на путях общего пользования, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.

2. К теоретическим испытаниям на профессию помощника машиниста (водителя) локомотива, моторвагонного подвижного состава (МВПС), специального самоходного подвижного состава (ССПС) (далее - помощник машиниста локомотива) на путях общего пользования допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие профессиональную подготовку в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения при наличии квалификации слесаря по ремонту соответствующего типа подвижного состава (локомотива, моторвагонного или специального самоходного подвижного состава, далее - локомотив) не ниже 3-го разряда.

3. Испытуемые лица должны показать знания в установленном МПС России объеме по:

а) правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации;

б) устройству, работе, управлению локомотивом, а также установленному порядку содержания и ухода за ним в эксплуатации;

в) устройству, действию и управлению тормозами локомотива;

г) основным положениям правил текущего ремонта и технического обслуживания локомотивов;

д) основным свойствам и характеристикам видов топлива, применяемых на локомотивах, методам их экономного расходования и экономии электроэнергии;

е) правилам и инструкциям по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации и ремонте локомотивов;

ж) должностной инструкции локомотивной бригады;

з) приказам, указаниям, инструкциям и другим нормативным актам, относящимся к кругу работы помощника машиниста локомотива;

и) Положению о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 года N 621 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 9, ст.608).

II. Обучение и проведение испытаний

4. Профессиональная подготовка помощников машинистов локомотивов проводится с отрывом от производства в образовательных учреждениях железнодорожного транспорта или образовательных подразделениях локомотивных депо, имеющих право на такую подготовку, по учебным планам и программам, утверждаемым МПС России.

К профессиональной подготовке на профессию помощник машиниста локомотива допускаются лица, имеющие:

а) медицинскую карту с фотографией и медицинское заключение о пригодности к работе помощником машиниста локомотива;

б) заключение о психологической профессиональной пригодности не ниже 1-й группы по результатам профотбора, проводимого в соответствии с нормативными актами МПС России, утвержденными в установленном порядке.

Лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование по специальностям "Локомотивы", "Электрический транспорт", "Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог", могут допускаться к сдаче испытаний на профессию помощник машиниста локомотива при предоставлении документов, перечисленных в подпунктах а) и б) пункта 4 настоящего Положения без дополнительного обучения. Для этой категории лиц разрешается также проводить подготовку помощников машинистов локомотивов без отрыва от производства в образовательных учреждениях железнодорожного транспорта или образовательных подразделениях локомотивных депо, имеющих право на такую подготовку. Экзамен на присвоение профессии помощника машиниста локомотива проводится в комиссиях образовательных учреждений железнодорожного транспорта или образовательных подразделениях локомотивных депо.

Лица, имеющие неоконченное высшее или среднее профессиональное образование по указанным выше специальностям, могут допускаться к сдаче испытаний на профессию помощника машиниста после профессиональной подготовки без отрыва от производства в образовательных учреждениях железнодорожного транспорта или образовательных подразделениях локомотивных депо, имеющих право на такую подготовку по учебным планам и программам, утверждаемым МПС России при предоставлении документов, перечисленных в подпунктах а) и б) пункта 4 настоящего Положения.

В процессе профессиональной подготовки помощников машинистов локомотивов необходимо использовать технические средства электронные тренажеры на базе персональных электронных вычислительных машин и обучающие программы, действующие модели, схемы и другие пособия.

5. Теоретические испытания на присвоение профессии помощника машиниста локомотива в образовательных учреждениях железнодорожного транспорта проводятся комиссией в составе: руководителя образовательного учреждения или его заместителя (председатель), представителей локомотивного депо, дистанции пути, дистанции электроснабжения и дистанции сигнализации, централизации и блокировки (главного инженера, машиниста-инструктора локомотивных бригад и бригад специального самоходного подвижного состава) в зависимости от специализации экзаменуемых, преподавателей предметов, по которым проводятся испытания.

Теоретические испытания в образовательных подразделениях локомотивных депо проводятся комиссией в составе: начальника локомотивного депо или главного инженера (председатель), ведущего инженера (инженер) депо, машиниста-инструктора локомотивных бригад, инженера по охране труда и технике безопасности локомотивного депо, а также представителя выборного профсоюзного органа локомотивного депо. Председатель комиссии может привлекать к работе в комиссии дополнительно и других специалистов локомотивного депо.

Результаты теоретических испытаний на присвоение профессии помощника машиниста локомотива в образовательных учреждениях железнодорожного транспорта или образовательных подразделениях локомотивных депо оформляются актом формы ТУ-136 (приложение N 1 к настоящему Положению). Акт подписывается членами комиссии и подписи скрепляются печатью.

Лицам, выдержавшим испытания, выдается свидетельство помощника машиниста локомотива формы ТУ-153 (приложение N 2 к настоящему Положению), утверждаемой Министерством путей сообщения Российской Федерации.

6. Лица, имеющие свидетельство помощника машиниста локомотива формы ТУ-153, при переходе на работу с электровозов постоянного тока на электровозы и электропоезда переменного тока, с электровозов переменного тока на электровозы и электропоезда постоянного тока, с тепловозов одной серии на тепловозы другой серии или на дизель - поезда подвергаются испытанию только в знании конструктивных особенностей новых локомотивов и техники безопасности.

7. Лица, имеющие свидетельство помощника машиниста локомотива формы ТУ-153, при переходе на работу с паровозов на электровозы и электропоезда постоянного и переменного тока, тепловозы и дизель - поезда, с электропоездов постоянного и переменного тока и дизель - поездов на электровозы постоянного и переменного тока, на тепловозы и паровозы, а также с электропоездов постоянного и переменного тока на дизель - поезда, и наоборот, подвергаются испытанию в полном объеме знаний, установленных пунктом 3 настоящего Положения.

8. Лица, имеющие свидетельство помощника машиниста специального самоходного подвижного состава формы ТУ-153, при переходе на работу с одного типа машин на другой подвергаются испытанию только в знании конструктивных особенностей новых машин и техники безопасности.

Лица, имеющие свидетельство помощника машиниста локомотива формы ТУ-153, при переходе на работу в соответствии с пунктами 6-8 настоящего Положения подвергаются испытанию в комиссиях предприятий, указанных в пункте 9 настоящего Положения.

9. Лица, получившие свидетельство помощника машиниста локомотива, проходят стажировку в составе локомотивной бригады. За время прохождения стажировки, продолжительность которой не должна превышать 1 месяц, стажер должен совершить не менее трех поездок по каждому участку обращения локомотивных бригад.

По окончании стажировки машинист (водитель), к которому был прикреплен стажер, представляет в комиссию локомотивного депо письменное заключение о готовности стажера к самостоятельной работе в должности помощника машиниста локомотива.

Допуск к самостоятельной работе в качестве помощника машиниста локомотива производится в локомотивном депо, дистанции пути, дистанции электроснабжения и дистанции сигнализации, централизации и блокировки комиссией в составе: начальника предприятия или главного инженера (председатель), ведущего инженера (инженера) предприятия, инженера по охране труда и технике безопасности предприятия, представителя выборного профсоюзного органа предприятия и машиниста-инструктора локомотивных бригад и бригад специального самоходного подвижного состава после собеседования по вопросам безопасности движения поездов, техники безопасности и производственной санитарии, действующих приказов и указаний, проверки знаний нормативных актов, указанных в пункте 3 настоящего Положения, техническо-распорядительных актов станций обслуживаемых участков.

III. Выдача свидетельств помощника машиниста локомотива

10. Лицам, выдержавшим в квалификационных комиссиях образовательных учреждений или образовательных подразделений локомотивных депо испытания на присвоение профессии помощника машиниста локомотива, на основании акта теоретических испытаний локомотивное депо, дистанция пути, дистанция электроснабжения и дистанция сигнализации, централизации и блокировки выдает свидетельства помощника машиниста локомотива формы ТУ-153.

Свидетельство помощника машиниста локомотива формы ТУ-153 выдается исключительно работникам организаций системы МПС России. Установленный настоящим Положением порядок выдачи свидетельств помощников машиниста локомотива распространяется на организации транспортного строительства, выполняющие строительные работы для федерального железнодорожного транспорта. Выдача свидетельств формы ТУ-153 данным организациям производится только по специальному разрешению Министерства путей сообщения Российской Федерации.

11. Свидетельство помощника машиниста локомотива формы ТУ-153 при выдаче регистрируется в книге учета выдачи свидетельств помощника машиниста (водителя) локомотива формы ТУ-146 (приложение N 3 к настоящему Положению) и вручается лицу, прошедшему соответствующие испытания, за его личной подписью.

12. Книга учета выдачи свидетельств помощника машиниста локомотива формы ТУ-146, акты о прохождении теоретических испытаний на присвоение профессии помощника машиниста локомотива формы ТУ-136 подлежат хранению в архиве организации в течение 50 лет.

13. Свидетельство помощника машиниста локомотива формы ТУ-153 действительно на всей сети железных дорог Российской Федерации.

14. В свидетельстве формы ТУ-153 указывается тип локомотива, моторвагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава, на который выдержаны испытания по присвоению профессии помощника машиниста локомотива.

Свидетельство помощника машиниста локомотива формы ТУ-153 железной дороги узкой колеи выдается лицам, выдержавшим в комиссиях образовательных учреждений и образовательных подразделениях локомотивных депо испытания применительно к узкой колее, в соответствии с требованиями настоящего Положения. Это свидетельство для работы помощником машиниста локомотива нормальной колеи недействительно.

15. Свидетельство помощника машиниста локомотива формы ТУ-153, выданное организациями, не входящими в систему МПС России, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности не дает права выезда на железнодорожные пути общего пользования.

При необходимости выезда на железнодорожные пути общего пользования помощники машиниста локомотива, имеющие указанное свидетельство, должны пройти теоретические испытания на право выезда на железнодорожные пути общего пользования в комиссии отделения железной дороги, а в случае отсутствия отделения железной дороги - в квалификационной комиссии при службе локомотивного хозяйства железной дороги, к которой примыкают пути организаций, не входящих в систему МПС России, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, в объеме знаний, перечисленных в пункте 3 настоящего Положения, за исключением подпунктов б), г), д), и).

Результаты испытаний оформляются актом формы ТУ-136 за подписями всех членов комиссии.

Лицам, выдержавшим указанные испытания, отделением железной дороги, а при его отсутствии - службой локомотивного хозяйства железной дороги выдается разрешение произвольной формы, заверенное печатью отделения железной дороги (печатью железной дороги), о том, что данному помощнику машиниста локомотива разрешается выезд на железнодорожные пути общего пользования в пределах конкретной железнодорожной станции примыкания. Такой же порядок выезда на железнодорожные пути общего пользования в пределах конкретной железнодорожной станции примыкания распространяется на помощников машиниста локомотива, имеющих общесетевое свидетельство формы ТУ-153, но работающих в организациях, не входящих в систему МПС России, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.

Начальником железной дороги в случае необходимости может быть разрешен выезд на конкретный участок железнодорожных путей общего пользования помощнику машиниста локомотива, работающему в организации, не входящей в систему МПС России, независимо от ее ведомственной подчиненности и форм собственности.

В этом случае помощник машиниста локомотива, имеющий свидетельство помощника машиниста локомотива, выданное организацией, не входящей в систему МПС России, независимо от ее ведомственной подчиненности и форм собственности, подвергается теоретическим испытаниям в дорожной квалификационной комиссии при службе локомотивного хозяйства железной дороги примыкания в полном объеме знаний, установленном пунктом 3 настоящего Положения. Практические испытания производятся по указанию службы локомотивного хозяйства железной дороги с машинистом-инструктором локомотивных бригад локомотивного депо на участке железной дороги, на который необходим выезд.

Лицам, выдержавшим указанные испытания, начальником службы локомотивного хозяйства выдается разрешение, заверенное печатью железной дороги, в том, что данному помощнику машиниста локомотива разрешается выезд на конкретный участок железнодорожных путей общего пользования.

16. Свидетельство помощника машиниста локомотива формы ТУ-153 хранится в отделе кадров организации. Всем работникам, имеющим данные свидетельства, в служебном удостоверении делается отметка "Свидетельство помощника машиниста локомотива N__ сдано в отдел кадров".

Каждый случай утраты свидетельства помощника машиниста локомотива формы ТУ-153 расследуется руководителем организации.

17. Выдача дубликата свидетельства помощника машиниста локомотива, в случае его утраты или ветхости, производится в организации.

18. Для выдачи дубликата свидетельства помощника машиниста локомотива руководителю организации представляются: личное заявление работника, выписка из его личного дела с указанием номера свидетельства и даты его выдачи, номер и дата акта прохождения теоретических испытаний и две фотографии. Дубликат свидетельства подписывается руководителем предприятия, скрепляется печатью организации с отметкой в свидетельстве "Дубликат".

19. При отсутствии в организации необходимых документов, она направляет запрос соответствующей организации, в архиве которой хранится акт о сдаче теоретических испытаний помощника машиниста локомотива.

О выдаче дубликата свидетельства помощника машиниста локомотива формы ТУ-153 сообщается организации, где хранится акт о прохождении теоретических испытаний, с указанием номеров утраченного и выданного свидетельств.

Свидетельство помощника машиниста локомотива формы ТУ-153, как документ, пришедший в непригодность, после его замены уничтожается, что оформляется актом произвольной формы.

20. В соответствии с Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации помощники машиниста локомотива могут быть лишены свидетельств помощника машиниста локомотива формы ТУ-153.

Лица, лишенные свидетельств помощников машиниста локомотива на срок свыше трех месяцев и переведенные на другую работу в соответствии с Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, могут получить вновь свидетельство помощника машиниста локомотива формы ТУ-153 только после сдачи испытаний в порядке, установленном настоящим Положением.

21. При лишении лица свидетельства помощника машиниста локомотива на срок более трех месяцев оно хранится в организации до одного года. По истечении этого срока оно уничтожается, о чем составляется акт установленной формы.



Приложение N 1
к Положению о порядке проведения испытаний,
 выдачи свидетельств помощника машиниста локомотива,
моторвагонного и специального самоходного подвижного
состава на железных дорогах Российской Федерации

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»