ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 1999 года N 1100
Об утверждении Комплексной городской
программы "Москва на пути к культуре
мира (основные направления)" и создании
Московского городского общественного
центра культуры мира
(с изменениями на 8 сентября 2009 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 7 февраля 2017 года N 34-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Снято с контроля в связи с выполнением на основании
постановления Правительства Москвы
от 24 апреля 2001 года N 395-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 8 сентября 2009 года N 945-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 53, 22.09.2009).
____________________________________________________________________
В соответствии с Соглашением между Правительством Москвы и Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО о сотрудничестве в реализации проекта "Культура мира в России - год 2000" и руководствуясь стремлением использовать опыт и возможности международных организаций для налаживания в городе Москве комплексной работы по воспитанию населения в духе мира, прав человека, демократии, а также в интересах укрепления согласия и взаимопонимания в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, создания поликультурного московского сообщества, развития межрегиональных связей Москвы в гуманитарной сфере Правительство Москвы
постановляет:
1. Одобрить Комплексную городскую программу "Москва на пути к культуре мира (основные направления)" (приложение).
2. Управлению Мэра Москвы включить Комплексную городскую программу "Москва на пути к культуре мира (основные направления)" в план проведения мероприятий Международного года культуры мира.
3. Пункт утратил силу с 22 сентября 2009 года - постановление Правительства Москвы от 8 сентября 2009 года N 945-ПП. - См. предыдущую редакцию.
4. Пункт утратил силу с 22 сентября 2009 года - постановление Правительства Москвы от 8 сентября 2009 года N 945-ПП. - См. предыдущую редакцию.
5. Пункт утратил силу с 22 сентября 2009 года - постановление Правительства Москвы от 8 сентября 2009 года N 945-ПП. - См. предыдущую редакцию.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М.Лужков
Комплексная городская программа
"Москва на пути к культуре мира
(основные направления)"*
________________
* Проект Комплексной городской программы "Москва на пути к культуре мира" подготовлен в соответствии с Соглашением между Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и Правительством Москвы о сотрудничестве в реализации проекта "Культура мира в России - год 2000" инициативной группой Комитета общественных и межрегиональных связей с использованием материалов "круглых столов", проведенных при участии Московского комитета образования, комитетов: по культуре, по телекоммуникациям и средствам массовой информации, по связям с религиозными организациями, территориальных органов исполнительной власти и развития местного самоуправления, префектур административных округов г.Москвы
Человечество вступает в новое тысячелетие. Завершающийся исторический период был насыщен войнами, конфликтами, насилием, нетерпимостью. За последние сто лет в результате двух мировых и многочисленных локальных войн погибло больше людей, чем за всю предшествующую историю. Долгие годы "холодной войны", которая велась практически на всей территории нашей планеты, противостояние мировых систем были также связаны с огромными жертвами.
С окончанием этого периода в повестку дня международных форумов все чаще стали ставиться вопросы о ликвидации глубинных корней войн и насилия, проникших в социальную ткань человечества, о формировании культуры мира как всеобщей системы ценностей, взглядов и видов поведения, отражающей социальные отношения, построенные на принципах свободы, справедливости и демократии, терпимости и солидарности, отказа от насилия и предотвращения конфликтов путем устранения их причин.
Гуманистические идеалы у большинства населения земли сегодня сочетаются с осознанием катастрофических последствий, к которым могут привести глобальные военные конфликты, бездумное использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, нарушение морально-этических принципов сосуществования, насилие и нетерпимость во взаимоотношениях.
Однако и сегодня мы наблюдаем вопиющие случаи попрания прав и свобод личности, народов, государств, нарушение принципов международного права, примеры соглашательства ради реализации корпоративных интересов. Различные государства, члены международного сообщества применяют силу для решения внутренних и внешних противоречий, в результате чего гибнут ни в чем не повинные люди. Мировое сообщество в целом оказывается неспособным решить многие проблемы без применения силы, но и применение силы не дает уверенности в разрешении противоречий.
Именно поэтому, на рубеже веков и тысячелетий, императивом становится не только отказ от войны в пользу мира, но и переход к активным действиям, созидающим международную стабильность, мирное сосуществование государств и народов, терпимость и дружелюбие в человеческих отношениях.
Генеральная Ассамблея ООН на своей 52-й сессии 20 ноября 1997 года приняла резолюцию 52/13 "Культура мира", а на 53-й сессии 10 ноября 1998 года - "Декларацию о культуре мира" и "Программу действий в области культуры мира". В этих документах содержится определение смысла и значения культуры мира, указываются основные сферы и главные участники деятельности, направленной на содействие культуре мира, формулируются цели и стратегия этой деятельности, рекомендуются конкретные меры в целях содействия становлению культуры мира на национальном, региональном и международном уровнях.
Построение культуры мира должно привести человечество к принципиально иному по отношению к прошлому мироосознанию, необходимому для дальнейшего поступательного цивилизационного развития. Эта задача столь значительна, что может быть решена лишь в том случае, если она станет основой всей международной, межгосударственной деятельности и отношений межличностного общения, а вся система Организации Объединенных Наций и государства - члены будут считать ее своим главным приоритетом.
По инициативе ЮНЕСКО уже в течение ряда лет во многих государствах - членах ООН ведется работа по реализации Комплексной междисциплинарной программы "На пути к культуре мира". Стимулом к активизации и расширению рамок этой деятельности явилось провозглашение Генеральной Ассамблеей ООН 2000 года Международным годом культуры мира.
Культура мира является всеобъемлющим процессом глубоких преобразований и долгосрочных действий, направленных на укоренение в сознании и образе жизни людей устойчивых традиций, наиболее существенными из которых являются: уважение к людям и их правам; отказ от любых форм проявления насилия; приверженность принципам демократии, свободы, справедливости, согласия, солидарности и плюрализма, терпимое отношение к различиям между народами, этническими, религиозными, культурными и другими группами людей; признание равных прав и возможностей женщин и мужчин; признание права каждого на свободу выражения мнений и получения информации; приверженность принципам социально-ориентированного общества, которое охраняет права слабых путем принятия последовательных и долгосрочных мер, направленных на развитие общества, основанного на принципах взаимной поддержки.
Культура мира заключается в превращении жестокой конкуренции в сотрудничество. Это переход от логики силы и страха к силе разума и доброжелательности путем образования и воспитания, обмена и распространения информации, объединения усилий государства и общества на всех уровнях - от международного и национального до регионального, местного и межличностного.
Особенности реализации Программы ЮНЕСКО "На пути к культуре мира" в России обусловлены нынешним положением страны, которая переживает сложный, во многом болезненный, период переустройства и обновления экономических основ, демократизации всех институтов и сторон жизни, утверждения новых отношений между государством и гражданским обществом. Базовые составляющие культуры мира, будучи восприняты и органично включены в духовные ценности реформируемого общества, сыграют роль основного стимула прогрессивного развития, определят облик России в XXI веке.
Наиболее актуальными для нашей страны являются такие проблемы, которые можно считать общими для большой группы стран: поиск адекватной модели экономического развития, необходимость формирования гражданского общества и правового государства, профилактика этноконфессиснальной и социальной напряженности, повышение культурного и жизненного уровня населения, укрепление федерализма внутри страны, формирование международных связей и сотрудничества на равноправных началах.
Как было заявлено на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 год), социальное развитие и социальная справедливость являются необходимыми условиями достижения мира и безопасности как внутри государств, так и в отношениях между ними.
Это положение имеет принципиально важное значение для выбора правильного подхода к теоретической постановке и практическому решению задач культуры мира в России.
Необходимо рассматривать будущее России только в контексте процессов общемирового устойчивого развития, поиска новых подходов к вопросам сосуществования, основанных на культуре мира.
В период предыдущего исторического развития России, в условиях цивилизационной разобщенности народов и государств мира, поколения россиян показали много примеров, которые можно заложить в фундамент разрабатываемой программы "Культура мира". Старшее поколение сыграло решающую роль в победном завершении Второй мировой войны и обеспечении человечеству мирного послевоенного развития, создало систему образования высокого уровня, передовую науку и процветающую культуру, открыло дорогу к мирному атому и в космос. Однако на своем историческом пути Россия совершила и немало серьезных ошибок, участвовала в подавлении волеизъявления народов и граждан, в этнических и национальных конфликтах, вела войны, в том числе и гражданские, на своей территории.
Таким образом, используя уникальный богатейший исторический и духовный опыт России и Москвы, осознав, где мы находимся, куда идем, в каком обществе хотим жить, учтя все достижения и неудачи в вопросах миростроительства, можно сплотить все прогрессивные силы и использовать исторический шанс для возрождения страны, создав тем самым и уникальный пример реализации идей культуры мира.
Именно поэтому, разработка Комплексной городской программы "Москва на пути к культуре мира (основные направления)" должна быть ориентирована не только на стратегические цели культуры мира, но и на перелом негативных тенденций в жизни москвичей, на решение актуальных задач их бытия, а сама программа - максимально учитывать реальные условия сегодняшнего дня и жизненные потребности горожан. Она адресована поколениям третьего тысячелетия.
Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, стремясь учесть специфические особенности реализации в России миростроительных инициатив ООН, разработала и рекомендовала для реализации в регионах России пилотный проект "Культура мира в России - год 2000".
Опираясь на конкретные потребности и условия проведения работы в городе, Правительство Москвы и Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО заключили Соглашение о сотрудничестве в реализации названного проекта в г.Москве. Данный документ дает ориентиры и одновременно способствует налаживанию в г.Москве комплексной работы по воспитанию населения в духе мира, прав человека, демократии и толерантности, а также в интересах укрепления согласия и взаимопонимания в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, развития на новом этапе поликультурного московского сообщества, укрепления его связей с регионами многонационального Российского Федеративного государства.
Соглашением определены основные направления сотрудничества, которые являются ориентирами для разработки структурными подразделениями Правительства Москвы, префектурами, районными Управами, предприятиями и учреждениями, общественными организациями планов конкретных мероприятий и программ действий в области культуры мира, в их числе:
информирование населения, общественности и административных структур города о целях и задачах Международного года культуры мира, связанных с осуществлением пилотного проекта "Культура мира в России - год 2000";
проведение научно-практических конференций, симпозиумов, "круглых столов" и публичных дискуссий, в том числе в городских средствах массовой информации, с целью содействовать отработке национальной модели "культуры мира" с учетом как международного опыта, так и задач и потребностей российского общества;
формирование системы комплексного воспитания населения, прежде всего, молодежи в духе мира, демократии, прав человека и толерантности;
активизация культурного, научного и экологического аспектов миростроительства и межцивилизационного диалога, содействие сохранению и популяризации национального природного, исторического наследия и культурного разнообразия;
участие в формировании и проведении политики устойчивого развития как одной из основ культуры мира, в том числе через создание равных для всех возможностей получения образования, доступа к знаниям и культурным ценностям.
При этом важнейшим условием осуществления направленных, скоординированных усилий для продвижения Москвы по пути к культуре мира является гармоничное сотрудничество органов законодательной и исполнительной власти с общественными организациями граждан, средствами массовой информации, а также со всеми заинтересованными лицами.
Социально-экономическое развитие города и меры по повышению материального и культурно-образовательного уровня москвичей являются исходным условием формирования культуры мира. Поэтому работа управленческих структур Правительства Москвы, префектур, районных Управ, предприятий и учреждений, профсоюзных и других общественных организаций по внедрению в жизнь москвичей культуры мира должна начинаться с всестороннего содействия деятельности, направленной на развитие и совершенствование экономики города во всех сферах и областях хозяйствования и предусматривать:
оздоровление социальной сферы и всей инфраструктуры мегаполиса за счет интенсификации экономической работы хозяйственных и управленческих структур, строгое подчинение этой деятельности задаче сохранения социальной стабильности в городе;
обязательное обеспечение в числе приоритетных задач реализации мер программы содействия занятости населения г.Москвы по стабилизации занятости трудоспособного населения и уровня регистрируемой безработицы на основе содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости, финансовой поддержки экономики города путем создания и сохранения рабочих мест, увеличения масштабов общественных работ, компенсационных выплат в целях сдерживания высвобождения работников, развития системы профессионального обучения, интенсивного проведения ярмарок вакансий, а также обеспечение материальной поддержки граждан при безработице и др.;
обеспечение ярко выраженной социальной направленности расходной части бюджета города. Осуществление мер по обеспечению обязательств и гарантий в сфере социально-экономической защищенности граждан, в том числе предотвращение спада потребления малообеспеченными слоями населения (инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи), развитие сети учреждений различной социальной направленности;
оказание социальной поддержки населению города с выделением на эти цели из городского бюджета и из внебюджетных источников средств для обеспечения:
- своевременной выплаты государственных пенсий и пособий по действующему федеральному законодательству;
- доплаты неработающим пенсионерам;
- бесплатных услуг одиноким и престарелым гражданам;
- бесплатной и льготной медицинской помощи населению, лекарственного обеспечения;
- выплаты пособий и материальной помощи при безработице;
- материальной поддержки студентов;
- субсидий молодым малообеспеченным семьям на строительство и приобретение жилья;
- улучшения в городе экологической ситуации, укрепления правопорядка, создания условий для духовного обогащения москвичей;
усиление роли профилактического направления медицины в службе городского здравоохранения, особенно в области охраны материнства и детства;
усиление роли медико-социальных программ по профилактике, лечению и реабилитации больных, страдающих алкоголизмом, наркоманией и другими социально значимыми заболеваниями;
рациональное использование спортивной базы города для проведения работы по оздоровлению населения и приобщению граждан к здоровому образу жизни. Восстановление спортивных сооружений и баз, необоснованно изменивших профиль работы.
Продолжение и активизацию этой деятельности с последующим включением соответствующих заданий, дополнений и уточнений в прогнозные разработки экономического развития города до 2010 года и генеральный план развития Москвы до 2020 года, исходя из целей и задач Комплексной городской программы "Москва на пути к культуре мира".
3
Образование во всех его формах является основным каналом распространения и укоренения идей культуры мира в жизни общества. В связи с этим, помимо всемерной поддержки деятельности по повышению качества и доступности образования, необходимо стимулировать развитие системы воспитания в духе культуры мира в учебных заведениях всех уровней, оказывать поддержку и поощрять стремление учащихся к овладению возможно большим числом языков народов России и других стран мира как самого эффективного пути к усвоению культуры народов мира, достижений мировой культуры и современных цивилизаций.