Действующий

О реализации прав детей при приеме в дошкольные и общеобразовательные учреждения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПИСЬМО


от 7 июня 1994 года N 58-М*

________________

* Подчеркнем, что с утверждением Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации данное письмо не является нормативным правовым актом и может иметь только рекомендательный характера.

О реализации прав детей при приеме в дошкольные
и общеобразовательные учреждения



В Министерство образования Российской Федерации поступают многочисленные обращения граждан, свидетельствующие о нарушении прав детей и их родителей (лиц, их заменяющих) * при приеме в дошкольные и общеобразовательные учреждения.

________________

* Здесь и далее в соответствии с текстом новой редакции Закона (Федеральный закон от 13.01.96 N 12-ФЗ) следует читать: "родителей (законных представителей)" в соответствующем падеже.


В соответствии со ст.52 Закона РФ "Об образовании" родителям (лицам, их заменяющим) предоставлено право выбирать формы обучения и образовательные учреждения.

Дошкольные образовательные учреждения не в полной мере обеспечивают принцип равных возможностей выбора родителями (лицами, их заменяющими) дошкольного образовательного учреждения. Практикуется отбор детей из высокообеспеченных семей, нарастает тенденция зачисления их на основе тестирования. В отдельных случаях допускается отсев детей, не освоивших дошкольные образовательные программы.

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (ст.32, п.2 "о")* дошкольное образовательное учреждение вправе самостоятельно формировать контингент воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено Типовым положением о данном типе образовательного учреждения и Законом.

________________

* В новой редакции Закона - п.2.14 ст.32. - См. "Образование в документах", N 5, 1996 год, с.33.


Прием детей в дошкольные образовательные учреждения осуществляется в установленном порядке на основании заявления родителей (лиц, их заменяющих)*. Дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить присмотр, уход, воспитание и обучение детей с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Отбор детей в дошкольное образовательное учреждение и их отсев из него не допускаются. С согласия родителей и по рекомендации психолого-медико-педагогической консультации дети могут быть направлены в дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида или в другие дошкольные образовательные учреждения, имеющие условия для коррекционной работы с детьми.

________________

* В новой редакции Закона п.2 ст.18 дополнен положением о том, что государство обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения.


Органы управления образованием на основе банка данных об очередности по устройству детей и наличии свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях информируют родителей (лиц, их заменяющих) о формах, содержании и методах работы различных дошкольных образовательных учреждений и максимально обеспечивают удовлетворение их образовательных потребностей исходя из имеющихся условий.

В последнее время увеличилось количество письменных и устных явлений граждан о фактах грубых нарушений гарантированных законом прав личности на образование, связанных с приемом в I и Х классы общеобразовательных учреждений.

В соответствии с п.1 ст.16 Закона Российской Федерации "Об образовании" порядок приема граждан в общеобразовательные учреждения в части, не отрегулированной Законом, определяется учредителем и закрепляется в уставе общеобразовательного учреждения. При этом учредитель устанавливает порядок приема в муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени начального общего и основного общего образования, обеспечивающий прием всех граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение обязательного основного общего образования*.

________________

* В новой редакции Закона действие данного пункта распространено также на среднего (полного) общего и начального профессионального образования.


Учредители общеобразовательных учреждений и органы местного самоуправления несут ответственность за реализацию указанных статей Закона и обязаны обеспечивать прием в первый класс всех детей, готовых к освоению общеобразовательных программ начального общего образования и прежде всего живущих в непосредственной близости от общеобразовательного учреждения.

Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" при приеме гражданина общеобразовательное учреждение обязано ознакомить его и (или) его родителей (лиц, их заменяющих) с уставом общеобразовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. Это положение Закона не реализуется на практике, что приводит к негативным последствиям. В нарушение Закона при приеме детей в первый класс во многих общеобразовательных учреждениях, прежде всего в школах с углубленным изучением предметов, гимназиях, лицеях, проводится конкурсный отбор в различных формах (экзамены, собеседования, тестирование).

Проверками выявлено немало уставов общеобразовательных учреждений, игнорирующих п.3 ст.5* и ст.45 Закона Российской Федерации "Об образовании", которые гарантируют получение бесплатного основного общего образования.

________________

* В новой редакции Закона действие данного пункта распространено на ступени среднего (полного) общего и начального профессионального образования.


Ответственность за реализацию установленного Законом права граждан на получение начального и основного общего образования и сохранение рациональной сети общеобразовательных учреждений, позволяющих максимально удовлетворить потребности детей и их родителей (лиц, их заменяющих) в выборе форм обучения и общеобразовательного учреждения, возложена на органы местного самоуправления.

Государственным и муниципальным органам управления образованием необходимо рассматривать обращения родителей (лиц, их заменяющих) в случае конфликтной ситуации при приеме их детей в общеобразовательное учреждение.